Я бы не хотел, чтобы с телевидения меня выносили «вперед ногами»

30 Августа 2016 13:07


В рубрике «Анатомия СМИ» мы рассказываем о своих коллегах, посвятивших жизнь журналистике. Калининградская СМИ-диаспора уже прочно обосновалась и в Москве, и в Питере, и в других городах страны. Настоящие профессионалы, они покоряют телевизионные эфиры, создают новые проекты, работают и каждый день доказывают, что человеку все под силу!



НАША СПРАВКА

Князев Иван - телевизионный журналист.

Образование: Лицей №35 г. Калининграда, 1998 г. БФУ им. Канта (бывш. РГУ им. Канта). Выпуск 2003 года, факультет: институт гуманитарных наук.

Карьера: С 2000 по 2016 годы: газеты: «Светловские Вести», АиФ (Калининград); Радио «Балтийская волна»; программа «Вести-Калининград» на ГТРК «Янтарь»; КГУ. Преподаватель специализации «Журналистика» на факультете СФиЖ; РЕН ТВ. (Москва); НТРК «Каскад»; ТК «Россия 24»; ТПО «Москва 24» «Россия 24».  


Тому, кто уже в молодые годы в своей профессии смог пройти огонь, воду и медные трубы, открываются многие секреты. Появляется другое видение мира, меняются приоритеты. В чем секрет? В колоссальной работоспособности или таланте? И как стать настоящим профессионалом и не «заболеть» «звездной болезнью»? Ответы на эти и многие другие вопросы в беседе с нашим гостем - журналистом Иваном Князевым.

Корр.: - Иван, скажи, а почему именно журналистика?

Иван КНЯЗЕВ: - Увлечение журналистикой началось где-то на втором курсе университета, тогда была открыта на филфаке КГУ специализация - журналистика. Это меня заинтересовало, поскольку в то время перспектива быть учителем русского языка и литературы меня не сильно привлекала. А вообще я окончил юридический лицей и мечтал быть юристом, но в старших классах стал много читать литературы и, в конечном итоге, поступил на филологический факультет.

Корр.: - Как начиналась твоя карьера в СМИ?

Иван КНЯЗЕВ: - В 2001 году я пришел на радио «БАС» и поработал там ди-джеем. Потом перешел «Балтийскую волну», а буквально через месяц меня попросили делать спортивные новости в утреннем шоу. Чуть позже позвали на тогда еще ГТРК «Янтарь». Помню, прихожу я на аудиенцию к директору и в приемной встречаю Николая Долгачева (сейчас корреспондент федеральных «Вестей») и Наталью Орехову (ныне пресс-служба ТЭЦ-2). Им как раз нужны были сотрудники в команду. И тут как в кино, слышу голос: «Мальчик, хочешь работать на телевидении?» Я отвечаю: «Я собственно, как раз по этому и пришел». Слышу ответ: «Ну все, пошли с нами!». Вот так все и началось…
А уже в 2005 году я там работал замредактора «Вести-Калининград». Вел эфиры, тексты проверял, а чуть позже стал главным редактором всей службы новостей.

Корр.: - Ты помнишь свой самый первый сюжет?

Иван КНЯЗЕВ: - О чем был самый первый сюжет, уже не помню точно, но помню, что я хотел обязательно записать standup (от англ. standup - стойка - вербальный репортерский прием, когда журналист работает непосредственно в кадре - прим. ред.). Это мое стремление очень удивило оператора, только пришел и уже в кадр... А через полгода я уже был ведущим утренних выпусков
новостей.

Корр.: - Как удавалось совмещать работу и учебу в университете?

Иван КНЯЗЕВ: - Ох, как-то умудрялся! Пропускал, конечно, занятия, но когда на экране начал чаще мелькать, преподаватели стали гораздо снисходительнее. Но, правда, один год в университете я пропустил. Диплом защитил позже, уже с другим курсом. Ведь, что касается самой профессии, то на тот момент методики преподавания журналистики в КГУ не было, филологический факультет был больше академическим.
И вот в 2004 году меня отправили на курсы повышения квалификации в Москву. Это были потрясающие курсы, там преподавали настоящие мастера. Я очень многому научился. А когда вернулся из Москвы, потихоньку стал читать: статьи, публикации. Учебников тогда мало было, знания собирал по крупицам.

Корр.: - Как и когда пришло решение «покорять» Москву?

Иван КНЯЗЕВ: - Первый раз я приехал работать в Москву в 2006 году. Устроился на РЕН-ТВ в службу новостей. Меня взяли в штат уже после двух сюжетов. Потом в редакции узнали, что я владею польским языком, и предложили поехать собкором в Польшу. Я согласился, но недолго поработал в этой должности. Грянул кризис 2008 года и РЕН-ТВ не смогло финансово содержать свой штат в этой стране.
Но без работы я не остался. Коллеги из НТРК «Каскад» позвонили и предложили стать шеф-редактором службы новостей. Этому каналу я отдал год своей жизни.
Но я всегда знал, что хочу перебраться в Москву и уже в 2009 году начал работать на канале «Россия 24» в отделе по сбору информации России и стран СНГ. А в 2011 году на канале «Москва 24», где я уже стал ведущим новостей. Моей специализацией было также интервью, поскольку английский язык я хорошо знаю.

Корр.: - Твои первые впечатления от столицы?

Иван КНЯЗЕВ: - Я не из тех людей, которые жалуются на Москву. Этот город мне полюбился сразу. Единственное, были проблемы с жильем, но потом все решилось. Это была эйфория, другой уровень, другие люди, я себя чувствовал достаточно комфортно, как и сейчас, впрочем.

Корр.: - Если сравнивать работу в СМИ в регионах и в столице, то в чем отличие?

Иван КНЯЗЕВ: - Безусловно, отличие колоссальное! В Москве очень много именно журналистов из регионов, коренных москвичей среди журналистов где-то 20%. Без лишней скромности скажу, что столица собирает самых талантливых, поэтому конкуренция бешеная и планка требований сразу ставится невероятная.
Ведь события, которые происходят в регионе, какой бы он большой ни был, не так масштабны. Постепенно эта однообразная рутинная работа затягивает и, в конечном итоге, ты понимаешь, что тебе просто некуда расти.
Фактически сюжеты начинают уже писаться «под копирку», а в Москве каждый день у тебя какой-то новый барьер, событие, какого еще не было, то есть «по шаблону» уже не напишешь. Постоянно надо доказывать, что ты лучший. Здесь нельзя делать средний материал, либо ты делаешь хорошо, либо ты не делаешь никак.

Корр.: - Расскажи, как проходит твой один рабочий день?

Иван КНЯЗЕВ: - То, что зритель видит в эфире, это маленькая часть айсберга работы одной большой команды, в которую входят корреспонденты, продюсеры, райтеры, шеф-редакторы и уже в последнюю очередь - ведущие. Я работал с 16:00 до 18:00 и с 22:00 до 00:00, то есть вечерний прайм. Но все начинается задолго до того, как зритель увидит картинку. Ты готовишься, распределяешь вместе с шеф-редактором, что у тебя будет главной темой, что поставить в анонс и прочее.
Я стараюсь сам вычитать тексты, которые будут в эфире, хотя они и проверяются шеф-редактором. Всегда готовлюсь и стараюсь знать побольше о том, что будет в эфире. Потому как иначе зритель не поверит, если увидит в глазах ведущего безразличие к теме. Ты должен сам разбираться в этом вопросе, хотя тексты для ведущих и пишут райтеры. Но так как каждый человек пишет по-разному, то с каждым райтером приходится работать. Иногда до скандала доходит и до ругани за кадром, спорим, как лучше написать и подать материал. Весь этот процесс работы достаточно шумный. Представьте, в одной большой комнате сидят человек тридцать и все делают одну работу - новости, готовят выпуски.

Корр.: - За все время работы каким был самый невероятный, сложный эфир?

Иван КНЯЗЕВ: - Самый невероятный эфир был, когда случилась «Болотная площадь», а мне на это дело жутко везет, ведь все какие-нибудь страшные события попадали именно на мой эфир. Вот как сейчас помню, пришел на работу и смотрю, ведущий уже выдает информацию, а я очень люблю прямые эфиры, меня хлебом не корми, но дай настоящего драйва! Прямой эфир - это вообще колоссальная энергия!
И вот мне говорят, что через 10 минут мой эфир. Я успел быстро переодеться и загримироваться. Единственное, попросил, чтобы сел мой шеф-редактор, а вот суфлера не было. В руках у меня были только информационные сообщения, которые надо выдавать в эфир. Ведь то, что написано в новостной ленте, не всегда годится для эфира, надо было успевать правильно и грамотно подавать информацию. Плюс - держать связь с корреспондентами, задавать им вопросы и т.д.
Самое сложное, что информация обновляется мгновенно и идет прямой эфир - картинка, а тебе надо комментировать, сообщать новости и не повторяться. Это все продолжалось четыре часа... А когда я вышел, меня можно было выжимать, как мокрое полотенце.
Потом Папу Римского выбрали в прямом эфире, и опять на мою смену выпало. Вот когда пришлось вспомнить изучение латыни в универе. Мы передавали в эфир картинку - стоят люди, молятся, ждут «белый дым». (По традиции, о результатах голосования и выборе Папы Римского извещает столб дыма от сжигаемых бюллетеней. Если решение не принято, то над капеллой вздымается черный дым, если же Папа избран - белый - прим. ред.) Иными словами картинка в эфире идет не особо богатая на события, поэтому тебе приходится комментировать, что-то говорить... Вот тут-то и пришлось вспоминать все из истории и религии. А когда новый Папа Римский обратился к народу, пришлось как-то переводить, потому что русской трансляции не было. Конечно, не все слова я помнил, но общую мысль понял, переводил... Это было жутко интересно.

Корр.: - Ты часто позволяешь себе экспромты в эфире или все заранее отрепетировано?

Иван КНЯЗЕВ: - Знаешь, хорошая импровизация - это всегда подготовленная импровизация. К обычным эфирам, конечно, готовишься, любое предложение, которое я говорю с экрана, я всегда продумываю и подготавливаю. Потому что, если ты не подготовлен к эфиру, это видно, поскольку у тебя сразу выражение лица будет другое - испуганное или глаза бегают.

Корр.: - Проблема «звездной болезни» в твоей жизни когда-нибудь возникала?

Иван КНЯЗЕВ: - Очень много раз задавали этот вопрос и близкие, и знакомые, но дело в том, что когда я хожу по улице, я совсем по-другому выгляжу. У меня другой стиль одежды, больше спортивный. Конечно, иногда узнавали в метро, в учреждениях, но к этому не то что привыкаешь, когда достаточно долго это делаешь, то для тебя это становится обычной работой.

Корр.: - Ты очень много работал в кадре с известными людьми, кто из них наиболее тебе запомнился?

Иван КНЯЗЕВ: - Самое примечательное интервью было с Томом Пейном - это актер фильма «Лекарь: Ученик Авиценны». Это одна из первых его ролей. Он приехал на студию в свой день рождения. И это было очень душевное интервью, хотя в окончательном варианте оставили всего 10 или 15 минут разговора. Тогда, я помню, что очень быстро отошел от вопросов, которые подготовил заранее. Мы много говорили с ним о кинематографе, очень интересная беседа получилась.
Очень прикольное интервью было с Беном Кингсли - он известный британский актер. Ему уже за семьдесят и к нему нужно было обращаться не иначе, как «сэр Бэн», потому что он рыцарь Британской империи. Хорошо, что об этом предупредил его импресарио.
В этом случае, как, впрочем, вообще в работе, мне очень помогло знание английского языка и как-то так получилось, что мы с Беном Кингсли даже говорили чуть больше, чем положено было эфирным временем.

Корр.: - Какими качествами должен обладать журналист?

Иван КНЯЗЕВ: - Первое и самое главное - образованность. Не важно, какой ты факультет оканчивал, если у тебя маленький кругозор, ты никогда не сможешь стать журналистом. Я не говорю, обладать энциклопедическими знаниями, но надо уметь разбираться во всем, потому что никто не знает, какой материал тебе придется готовить. Надо хотеть добиваться своей цели, а остальное уже придет.

Корр.: - Работа занимает 24 часа твоей жизни или есть время для отдыха?

Иван КНЯЗЕВ: - Конечно, есть время! В Москве для любого вида отдыха есть все условия. Я живу на севере, на Зеленой ветке, у меня рядом речка, хороший, тихий район. Те, кто, думают, что Москва - это каменные джунгли, очень ошибаются. Дочка у меня здесь выросла, в садик пошла здесь, она практически коренная москвичка. Я люблю за грибами ходить, выезжать на природу. Летом очень любим с дочкой на все выходные в парк, да вообще, куча всяких мест хороших. В Москве сейчас все парки привели в порядок и возможностей много для отдыха.

Корр.: - Заглядывая на много лет вперед, каким ты видишь себя в старости?

Иван КНЯЗЕВ: - Самое главное, детей на ноги поставить. Хотел бы заняться научной работой и наверстать все, что не успел узнать. Все мы, по молодости, хотели быть рок-звездами, но когда появляются дети, приоритеты жизненные меняются. Начинаешь понимать, что действительно важно. А что касается моей нынешней работы, то я бы не хотел, чтобы с телевидения меня выносили «вперед ногами». Надо уметь уйти во время.

Корр.: - Если бы тебе представилась возможность выбрать другую профессию, кем бы ты стал?

Иван КНЯЗЕВ: - Педагогом, не знаю, но я обожаю педагогику, я успел и в школе поработать, и в университете преподавал специализацию «журналистика». Мне нравится преподавать, делиться тем, что ты знаешь. Если бы я не занимался журналистикой, я бы остался в педагогике, как говорится, от чего ушел, к тому, в конечном итоге, и хотел бы прийти.

Корр.: - Спасибо, Иван, за беседу.



Эллина ЗАБЕЛЛО

2356

Популярное

Ксения ДЕМИДОВА (Россия 24): «И родившись на Камчатке, можно покорить Москву»
Эксклюзивное интервью известной телеведущей калининградскому порталу Caravan.su
Телеведущий Стас НАТАНЗОН: «В журналистике главное - думать»
Один из самых известных репортеров России дал эксклюзивное интервью «Новому каравану».
Валерия АЛЁХИНА, калининградка и корреспондент НТВ: «Журналист должен менять мир»
Калининградка на НТВ. Молодая, дерзкая, трудолюбивая и амбициозная.