Евгений Алёшин: «Моё дело, чтобы команда работала и работала хорошо!»

23 Апреля 2018 13:14


Знаменитое в своё время «Радио-БАС» было прорывом, новым, необычным и очень искренним. Безусловно, ведущих эфира помнят до сих пор, но мало кто знает о том, что только благодаря одному человеку, его усилиям и стремлениям, «Балтийский аудио-сервис» появился в эфире.

 

Евгений Алёшин, генеральный директор и основатель «Радио-БАС», рассказал о рождении радио в Калининграде, о школе журналистики и развитии СМИ в нашем регионе.

 

О дискотеках, видео и КГБ

 

В моей жизни очень многие события связаны со словом «первый», такой у меня характер. Всегда любил открывать новое, разрабатывать необычные проекты.

 

Я первый в нашей области стал проводить дискотеки. Было это в Славске в 1979 году, когда я там работал в райисполкоме завотделом культуры. Я очень люблю народную музыку, когда-то окончил институт культуры (по первому образованию я дирижер русского народного оркестра), но всегда увлекался джазом и поп-музыкой.

 

Многие в то время недоумевали, как это можно под пластинки танцевать? Но мы старались внедрять много технических новинок, хороший свет, звук. Делали всё на очень высоком уровне, качественно. У нас народу много собиралось, приезжали из Советска, Немана, Полесска - все к нам на дискотеку.

 

Как завотделом культуры я старался много делать тогда для развития этого района, хотя финансирования не было никакого, выкручивались сами. Мне помогали все: милиция, военные, даже КГБ! В милиции, например, я сдружился с участковым Валерой Бердниковым, который пришел на службу по партийному призыву, хотя ходил в море старшим механиком. У него была масса зарубежных пластинок.

 

КГБ помогало. Майор Малышев В. , который поддержал на бюро райкома партии мою инициативу по созданию дискотеки. Ведь дискотека на тот момент была самой популярной формой развлечения западной молодежи. Военные помогали, в то время масса офицеров-двухгодичников служила в Славском районе. Один из них собрал мощнейшую светомузыку из ракетного ЗИПа , а командир дал ему возможность работать по субботам на танцевальных вечерах.

 

Эта мысль с дискотеками пришла в голову еще в студенчестве при посещении в Варшаве в 1978-м ночной дискотеки, будучи еще студентом. Я подумал, что так просто и необычно можно зарабатывать деньги и на эти деньги от танцев могут создаваться кружки, можем платить руководителям ансамблей, хоров.

 

И когда по распределению прибыл в управление культуры, то попросил распределить меня в самый плохой район. Заверил руководство, что через три года они приедут ко мне учиться работать в культуре. И не только из области, - всей страны!

 

Конечно, начальник управления И. Гречко, посмотрев на меня, подумал, что я просто дурак,и без тени сомнения меня отправил в самый трудный район. Через три года ко мне приехали из 26 областей страны. У меня в районе было восемнадцать ВИА, шесть хоров, два детских вокально-инструментальных ансамбля, картинная галерея в посёлке Ясном, самая большая художественно-оформительская мастерская из 25 художников, лучшая библиотечная система области из 27 библиотек, 6 агитбригад каждая на своем автобусе, а в каждом клубе и Доме культуры своя дискотека!

 

Если я видел что-то новое, всегда хотелось это попробовать внедрить. Вот так и с видеотеками получилось.

 

Одно время мне пришлось по партийному призыву поработать в милиции. Я окончил Высшие курсы МВД СССР, а для следствия тогда использовались камеры и видеомагнитофоны - вещь достаточно дорогая по тем временам и недоступная обычным людям. Пришел к власти Горбачев, пришли к власти молодые комсомольцы. Вспомнили меня и вернули вновь в культуру. Это были Миша Хованский, первый секретарь обкома ВЛКСМ, затем первый секретарь Славского райкома партии и Шапаев с обкома партии.

 

Они-то и сыграли решающую роль в моей судьбе. Но управление культуры посчитало, что пора меня «двигать» и перевели в Зеленоградский райисполком в качестве завотделом культуры.

 

Вот здесь я и решил открыть видеотеку. У нас на сеансы по восемьсот человек собиралось, от высоких чинов до простых людей, и я видел, как видео ломало сознание людей. Тогда это было настолько в новинку: картинка видео вводила в шок!

 

Но при этом я понимал, чутье было какое-то, что страна скоро изменится, и я стал себя искать, как продюсер, пробовать другие сферы деятельности. Но опять меня переводят в Центральный райисполком, вот тогда я осознал, что здесь достаточно будет тяжело себя найти, и решил провести первый трехдневный джазовый фестиваль в Калининградском областном театре.

 

На тот момент директором театра был Николай Петеров. Вот так я и познакомился с Валерием Петровским, который на тот момент был в театре завлитом. А Павел Дулькин был председателем Калининградского джазового клуба. Мы и сделали в 1991 году в сентябре первый джазовый «Берштайн-Джаз» фестиваль в нашем городе. Тогда я сильно сдружился с Алексеем Козловым из «Арсенала». И вот как-то мне Алексей Семёнович и предложил сделать радиостанцию в Калининграде.

 

Я решил сначала изучить это вопрос, посмотреть, что к чему и приехал в Москву на радио «Россия». Но когда я увидел огромные магнитофоны, много сотрудников, я подумал, это ж сколько денег надо, чтобы всё это запустить. Так идея с радиостанцией ненадолго была забыта…

 

О радио, команде и БТР

 

Но идея с радио не выходила у меня из головы, и я все-таки решил взяться за это дело. Хотя меня продюсером приглашали на ВГТРК, рекомендовала меня Ольга Котовская, но я отказался. Сейчас очень сильно об этом жалею, что не послушал ее, но что сделано, то сделано…

 

Тогда я просто не понимал, как работает радиостанция и что для этого необходимо. Первый год «Радио-БАС» существовало за счёт денег, которые мы заработали на джазовом фестивале. Важно отметить, мы начали работать на УКВ-диапазоне, FM-диапазона тогда вообще не существовало в нашей стране.

 

Для того, чтобы запустить передатчик, нужно стать оператором связи, а по тем временам, это было очень сложно. Необходимо было для антенны найти самую высокую точку в городе, а шестнадцатиэтажное здание было построено тогда только на улице Горького. Вот в этом доме мы на крыше установили антенну, снятую с БТРа.

 

Купили её за 150 долларов у военных и запустили передатчик с помощью Большаковского радиоцентра в УКВ-диапазоне, а студию смонтировали на 15 этаже. Так 2 апреля 1993 года начало своё вещание «Радио-БАС».

 

Я был единственным учредителем, взяв на себя все риски владельца и учредителя СМИ. У меня до сих пор свидетельство СМИ «Радиостанция «БАС» хранится. Валерий Петровский был редактор информационных программ, а Павел Дулькин - главным редактором, он отвечал за общую концепцию. Михайлов Максим - за ведущих, Писаревский Андрей - за рекламу, Альберт Савченко - за технику, Александр Козаков - за связь с военными и прокуратурой, ФСБ, милицией. Отряд спецов во всех отношениях был суперграмотный. С набором сотрудников для работы в эфире проблем не было: мы обратились в Литературный театр, а там каждый - уже готовый специалист.

 

Команда была просто потрясающая, каждый из них приходил за четыре часа до эфира и готовился, писал тексты, делал наброски. К работе подходили все очень ответственно. Когда они работали в эфире, на это было приятно смотреть: они вставали, танцевали и просто по-актерски это исполняли!

 

Позже взвалил на себя ношу учителя Саша Исаев, который занимался с ди-джеями, проводил с ними работу, ведь каждый должен был знать какую музыку и когда ставить. Мы сформировали сетку вещания. Ко мне потом приходили учиться, что и как работает.

 

Самое главное: «Радио-БАС» всегда отличалось очень качественным звуком. Со мной по жизни идет лучший Европе мой друг поляк, звукорежиссер Игорь Будай. Ведь до сих пор никто не понимает, какой огромный объём работы выполняет настоящий звукорежиссер. Для достижения качественного звука существуют очень тонкие вещи, это настолько мелкая работа, что она у меня всегда вызывает чувство восторга и уважения.

 

Всё вроде бы хорошо, но главное - не было у нас понимания, откуда брать пластинки. Тогда мы приехали в Москву на «Радио 101». Познакомились случайно с Юрием Костиным, который тогда был руководителем и соучредителем этой радиостанции. Я его спрашиваю, какое самое главное вложение на радиостанции? А он говорит, что пришлось сложиться им, четырем учредителям, по 5000 долларов и купить диски. Для нас это было открытием – мы же тогда всё на кассетах записывали.

 

А речь шла о дисках для бродкастинга, для радиостанций (основным и лидирующим стандартом в радиовещательной индустрии на сегодняшний день является технология Digital Audio Broadcasting (DAB), Broadcast (широковещание) - форма передачи данных - прим. ред.).

 

Но для того чтобы их приобрести, был необходим поручитель в США. Таким у нас стал ученый, экономист Николас Тидеман, который входит в десятку экономистов мира. Познакомил нас первый губернатор Юрий Маточкин на семинаре в Светлогорске в 1991 году. Самое интересное, что по настоящее время с Ником Тидеманом дружу, и он каждый год приезжает к нам Зеленоградск.

 

Тогда он купил нам и выслал по почте эти диски. На таможне, а мы первыми стали участниками свободной экономической зоны, повезло - мы смогли быстро растаможить эти диски, что было настоящей удачей. Четырнадцать килограмм дисков дали нам возможность сформировать великолепную музыкальную, с авторским правом, библиотеку.

 

О Папе Римском, радио на ТВ и банкротстве

 

Однако первый год вещания мы провалили. А всё потому, что работали на УКВ, необходимо было срочно выходить на FM-диапазон. Мы написали заявку, но в Москве нам говорят, вы, ребята, не пройдёте международную координацию, пока не договоритесь с поляками, а министр польский документы не подписывает.

 

С Павлом Дулькиным, великолепно знающим польский язык, поехали к знакомому ксёндзу в Гданьск, написали письмо на имя Папы Римского Иоанна Павла II и снова нам повезло: мы получили Разрешение от министра связи Польши, что наши документы согласованы по FM диапазону.

 

Так радиостанция «БАС» стала первым вещателем FM-диапазона в Калининграде. Все документы, все деньги вложили в передатчик. И сразу скачок по рекламе! Нас стали слышать все приемники Калининграда и области!

 

А в 2002 году мы подошли к телевидению.

 

Я начал активно заниматься цифровым телевидением, понимал, что только местный контент способен заинтересовать аудиторию. Вот именно тогда мы запустили на канале «Культура» при содействии телеканала «Дюны» свои первые двухчасовые эфиры. Эффект был просто сногсшибательный. Команда радистов - это сила телевидения!

 

Но в то же время начались и проблемы… Меня стали донимать вопросами налоговики о деньгах, никто не мог поверить, что все наши доходы от рекламы. Да и сами мы практически всё вкладывали в работу, иногда даже пешком на работу ходили. Началось давление, пошли уголовные дела со стороны налоговой полиции, обыски, лишь бы разорить, выкинуть из директоров…

 

Я был подведён к банкротству. Спасти радиостанцию мог только ввод новых богатых учредителей, и мне предложили ввести в состав ещё трёх учредителей, а те решили сделать радио «Монте-Карло» на этих частотах. Убедить их в развитии местного вещания я не смог, тогда я сказал, что забираю свою долю и ухожу… Так в 2005 году прекратило своё существование «Радио-БАС».

 

О «Comedy Club», молодежи и будущем

 

Сегодня моя деятельность связана с Интернет-вещанием. У нас есть виртуальный офис, делаем событийные репортажи и телеочерки. Развитием радио, конечно, интересуюсь и сегодня. Но, на мой взгляд, местные вещатели, все уходят в Music Box. Очень важны люди в эфире, ведь если человек не интересен, вы его и слушать не будете. Необходима профессиональная подготовка, занятия, но все, кто это хорошо умеет и понимает, даже из местных радио-ведущих, все они уже давно в Москве работают.

 

Радио сейчас сильно поднимается, только необходима визуализация, прямые эфиры на ТВ. Сейчас даже формат газет меняется, без мобильного приложения вы ничего не сделаете. Видео - это детектор лжи, потому что сейчас нужна достоверность событий.

 

Что касается будущего, то я большие надежды возлагаю на молодёжь, но только на ту, которой сегодня по четырнадцать-пятнадцать лет. К сожалению, все, кто сейчас у власти, воспитаны на эфирах программы «Comedy Club», это их мозги захватило и они больше ничего не понимают.

 

А вот кто подрастёт позже, это уже совсем другое поколение. Они всех «задавят», вытеснят, потому что уже другие ориентиры – книги, музыка более высокого уровня. Новое поколение более целеустремленное, патриотическое, интеллектуальное.

 

Я много общаюсь с детьми. Надо сказать, что они невероятно сильны и умеют работать. У нас сейчас проект в стадии разработки - муниципальная школа журналистики, для юных журналистов со всей области. Хотим сделать детское телевидение на базе школы журналистики, собственный канал. Самое главное иметь технологическую базу, над этим сейчас и работаем. Я не останавливаюсь на достигнутом, мечтаю развивать телевидение. Да, много планов. Просто я всегда старался своих людей показать. Моё дело, чтобы команда работала и работала хорошо.

 

Эллина ЗАБЕЛЛО

1198

Популярное

Ксения ДЕМИДОВА (Россия 24): «И родившись на Камчатке, можно покорить Москву»
Эксклюзивное интервью известной телеведущей калининградскому порталу Caravan.su
Телеведущий Стас НАТАНЗОН: «В журналистике главное - думать»
Один из самых известных репортеров России дал эксклюзивное интервью «Новому каравану».
Валерия АЛЁХИНА, калининградка и корреспондент НТВ: «Журналист должен менять мир»
Калининградка на НТВ. Молодая, дерзкая, трудолюбивая и амбициозная.