Журналист Алексей ДЕНИСЕНКОВ: «Я не думаю, что печатные СМИ совсем отомрут»

27 Октября 2016 17:15

Алексей ДЕНИСЕНКОВ – выпускник КГУ, факультета географии и геоэкологии, специализировался на экономической и политической географии, в журналистику попал случайно. Для одного из первых интернет-сайтов в Калининградской области попробовал написать статью – получилось и понравилось. Вот так всё и началось…

О НАЧАЛЕ ПУТИ 

И ОСОБЕННОСТЯХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ


Корр.: - Когда Вы твёрдо решили, что журналистика – это Ваше?

А. Денисенков: - Всё произошло в процессе работы. Я пробовал писать, сотрудничал с газетами, в какой-то момент подумал, что мне надо дальше это развивать. Устроился на телеканал «Каскад». Тогда им руководила Ольга Котовская. На сайте делал ленту новостей. Работа была механическая, а мне хотелось чего-то большего. В то время был очень популярен журнал «Эксперт». В 90-е это был, наверное, самый авторитетный экономический и политический журнал, и я решил написать им статью. Это был анализ рынка сотовой связи того времени. Я написал и отослал, мне ответили, опубликовали, а потом я стал с этим журналом сотрудничать на постоянной основе.



90-е годы – газета «Калининградский молодёжный курьер», «Московский Комсомолец», сайт НТРК «Каскад».
2000-е годы – журнал «Эксперт Северо-Запад», агентство «Интерфакс».
С 2002 года – редактор газеты «Комсомольская правда в Калининграде».



Корр.: - Журналистика для вас – это…

А. Денисенков: - В журналистике ты можешь познать мир, пусть это пафосно звучит, но я вообще любопытный человек по своей природе. Журналистика даёт много поводов и оснований любопытство удовлетворить, хотя мои любимые темы достаточно узкие. Изначально я начал с политической и экономической проблематики и до сих пор этим занимаюсь. Я всегда выбирал для себя узконаправленные сферы, и находил в них какую-то глубину, новые и интересные детали.

Корр.: - О Калининграде говорят: уже не Россия, но ещё не Европа. А существует определение калининградской журналистике и её особенностям?

А. Денисенков: - Дело в том, что во многих регионах журналистика загнана в очень жёсткие рамки. Свободы творчества, разных мнений в калининградских изданиях больше, чем в среднем по России. В нашей области неплохо себя чувствуют, условно говоря, оппозиционные СМИ, например, «Новый Калининград» и «RuGrad.eu». Мне трудно представить подобное где-нибудь в Татарстане, например. Или феноменальная газета «Новые колеса». И это очень хорошо, я считаю. Главное, что они работают, и у нас в регионе можно узнать разные мнения на те или иные события.

Корр.: - А чего на Ваш взгляд не хватает сегодня калининградской журналистике?

А. Денисенков: - Одно точно скажу - с новостями у нас всё в порядке. Их много, любая дохлая собака на перекрёстке имеет своё отражение в новостях. А не хватает аналитики - экономической, политической. Наверно, не хватает специализированных журналистов. Хотя вопрос специалистов вторичен. Я считаю, что мал запрос на хороших специалистов. Для того чтобы что-то появилось, нужен рынок, нужны деньги, а платить за это никто пока не готов. Подготовить кадры - это не сложно, талантливые ребята у нас есть, но писать аналитику «в стол», писать, когда это никому не интересно, это странно.

Ещё, на мой взгляд, не хватает расследований как жанра. Эта тема уникальна для России в целом, в федеральных СМИ расследований тоже немного. Основная проблема: помимо того, что расследование – это очень интересный жанр, он обязательно должен очень хорошо оплачиваться, поскольку дело это непростое и небыстрое. Журналисту, чтобы написать расследование, например, даётся карт-бланш в виде двух недель, тем самым он должен получить какие-то нормальные деньги, сопоставимые с теми, которые он заработал бы, сидя, например, на ленте и строча новости. Сегодня иметь такого журналиста у себя в штате - роскошь для небогатых калининградских изданий. И второй момент – у нас всё равно присутствуют, так называемые, ограничительные флажки на определенные темы, особенно в последнее время. А в расследовании часто приходиться пересекать эти линии, и не всегда на это готовы редакторы и владельцы изданий. Расследование – это высший пилотаж в журналистике, и если бы регулярно появлялись подобные материалы, было бы замечательно.

Корр.: - Сейчас много молодых журналистов в калининградских СМИ. Как Вы думаете, с чем это связанно? Рейтинг профессии растёт?

А. Денисенков: - Я не сказал бы, что их много, если говорить о печатных СМИ. Да, журналисты, фотографы приходят к нам периодически на семинары, но в изданиях мы их потом не видим. Возможно, после окончания университета, журналисты уходят в PR-индустрию, на телевидение или занимаются чем-то другим. Привлекает же популярность, деньги, «мелькания в экране». При этом найти хорошего журналиста сегодня непросто.

Корр.: - Значит, профессионализма молодёжи не хватает. В чем причина? Образование или что-то другое?

А. Денисенков: - Дело даже не в образовании, а в подходе к работе. И меня радует, что хорошие журналисты, адекватно представляющие себе профессию и умеющие работать, всё-таки находятся. Этим летом у нас работал студент Илья Гаврилов. Он учится в Санкт-Петербурге, на факультете журналистики. В Питере он стажировался в «Комсомолке», мне позвонил оттуда редактор и рассказал, что есть такой парень молодой, но очень талантливый. Мы взяли его на стажировку, я стал давать ему какие-то задания и он бегал, фотографировал, много писал и работал. Это один из примеров, каким должен быть молодой репортёр - хватким, желающим работать, цепляющимся за любой повод, с желанием раскопать что-то новое. Но такой подход к работе среди молодёжи я встречаю нечасто. Молодые журналисты уже на что-то пытаются претендовать, какие-то условия ставить, хотя, как мне кажется, человек, который только входит в профессию, должен много бегать и пытаться заработать себе репутацию и имя. Важно при этом, чтобы это нравилось. Если же это делается ради карьеры, то ничего не получится. Журналист должен любить своё дело, ему самому должно быть интересно до чего-то докопаться.

Корр.: - Это то, за что Вы любите свою профессию?

А. Денисенков: - Да, безусловно, тем более, что иногда моя работа сродни розыскной деятельности, а это всегда очень интересно. Вот, например, популярная тема – поиск того или иного персонажа. Несмотря на то, что есть сейчас интернет и всё намного проще, чем двадцать лет назад, но, тем не менее, найти человека - непростое дело. Вот, например, мы искали весной Этибара Бесфамильного. Мужик получил паспорт или какой-то еще документ, не помню, и выяснилось, что у него нет фамилии. Вышел пресс-релиз суда, где так и было написано: человек без фамилии. Естественно, все заинтересовались. Кстати, интересен подход разных изданий: многие, в лучшем случаем, просто переписали пресс-релиз и на этом успокоились. А мы решили немножко покопать, и узнать, что за человек и что за история. Начали мы его искать: проверяли все социальные сети, данные по фирмам. Ничего не нашли, долго не было очень долго зацепок. Но потом внимательно перечитали материалы дела на сайте суда (обычно все личные данные оттуда убираются, но в тот раз секретарь пропустила и остался адрес). Наши корреспонденты туда поехали. Там жил какой-то мужик, от него мы узнали про этого Этибара. Этибар сдал ему квартиру, где мы нашли его фото. Так у нас появилось изображение этого человека, первая информация. Потом мы ещё ездили, искали и нашли его самого. Я к чему это всё рассказываю? Это и есть смысл журналистики – драйв. Если человеку это нравится и он готов потратить время, усилия, то у него хорошие шансы стать журналистом.

Корр.: - А минусы в Вашей работе есть?

А. Денисенков: - Журналист - профессия достаточно циничная, здесь надо уметь спокойно относиться к происходящему, адекватно воспринимать совершенно разные истории. Журналист, особенно тот, кто работает на криминальной тематике, должен обладать навыками психолога. Например, тяжёлый достаточно случай, когда происходят трагедии и надо разговаривать с родственниками погибшего. Это непросто. И, мало того, что нужно поговорить, ещё надо сделать так, чтобы тебе что-то рассказали, ведь нужна информация. По разному люди реагируют, индивидуально всё, необходимо найти верный вариант. Нужна определённая тренировка, настрой. Конечно, сразу этот навык не придёт, со временем.

О «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЕ», СТРОГОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ


Корр.: - Вы - редактор газеты. Расскажите немного о том, из чего складывается работа печатного СМИ?

А. Денисенков: - Сейчас нельзя говорить о газетах, как таковых. Как правило, всё интегрировано: где есть газета, есть и сайт. У нас есть газета, сайт и радио. При этом с расширением деятельности, число журналистов не увеличилось, а только сократилось, потому что кризис и на нашей профессии так же отразился. Сейчас приходится выполнять намного больше работы, чем раньше. Каждому журналисту газеты нужно поработать и на сайт, где работа не ограничивается написанием заметки. Журналист, выезжая на репортаж, должен не только написать, но и сфотографировать, а, в идеале, снять небольшой ролик для сайта. После этого быстро отписать новость на сайт, а ещё лучше, если он позвонит редактору с места события и что-то продиктует, чтобы можно было уже информацию выложить в ленту новостей, потому что конкуренция достаточно большая, в особенности среди интернет-изданий. Потом журналист пишет большой текст и сдаёт его в газету. Бывает, что ему в перерывах между всеми процессами надо сбегать на радио, в студию, и, когда будет соответствующая программа, она у нас называется «Тема дня», дать эту новость в эфир.

Корр.: - Расскажите, как Вы начали работать в «Комсомольской правде», как складывалась там Ваша карьера?

А. Денисенков: - Меня пригласила в «КП» Любовь Антонова, которая в начале нулевых была редактором газеты. С ней я познакомился в «Интерфаксе», где мы вместе трудились. Потом я ушел из «Интерфакса», некоторое время был на перепутье. Люба пригласила меня в «Комсомолку». Я думал-думал и, наконец, решился, хотя после «Интерфакса» «Комсомольская правда» - это было несколько непривычно. И первые годы работы я, признаюсь, чувствовал какую-то неловкость. Мне долго казалось, что «КП» - это не мой формат. Мне всегда хотелось писать сухо и конкретно, а часто требовались эмоции. Мне было очень сложно их из себя выдавить. Часто казалось, что выдавливать незачем, но формат требовал иное. А потом как-то пошло и я хочу поблагодарить Любовь Антонову за помощь.

Корр.: - С чего начинали и как стали редактором?

А. Денисенков: - Строчил заметки, а раз в неделю более объемные вещи для «толстушки». В основном на экономические и политические темы. Ходил в Думу, областную администрацию, другие ведомства, делал интервью с разными чиновниками, депутатами, бизнесменами и так далее. Один из первых моих материалов в «КП» - репортаж с учений в Хмелевке. Высадка десанта на необорудованное побережье. Репортаж, наверно, получился так себе, я его не запомнил. Но в памяти запечатлелось, как наш водитель Александр Анатольевич Дудяк, выезжая с полигона, дико помял и расцарапал крыло своего белоснежного «Мерседеса». Дудяк – отставной военный, к тому же из казаков, ругаться умеет и любит. Всю дорогу из Балтийска в Калининград он ругался громко, отборно и даже как-то певуче. Вот это мне хорошо запомнилось.

В какой-то момент Люба Антонова предложила мне стать заместителем редактора. Я согласился. Вскоре она ушла в другие проекты, а я стал редактором регионального издания. На семинаре в Турции главный редактор «Комсомолки» Владимир Сунгоркин посвятил меня, как и дюжину других новичков, в редакторы и даже выдал соответствующий диплом. Я был очень рад и горд, весь день проходил в оранжевой футболке с логотипом «КП».

Корр.: - Какой Вы руководитель – строгий или справедливый?

А. Денисенков: - Скорее, справедливый, чем строгий. Хотя одно другому не мешает. Вообще, я поклонник классической афинской демократии, поэтому работа у нас построена на демократических принципах. Все сотрудники это понимают и принимают. Карательный ресурс использовать почти не приходится, да я его, если честно, не очень люблю. По своей природе я - человек мирный и дружелюбный. Если наору на кого-нибудь, что случается очень редко, но случается, потом долго переживаю: «Как же я сорвался?!».

Корр.: - Как складываются Ваши отношения с коллективом? Какими качествами надо обладать, чтобы работать в такой редакции?

А. Денисенков: - Отношения хорошие. Коллектив замечательный. Любим смеяться над всем миром и сами над собой. Иногда отголоски этого смеха появляются в газете или на сайте. Что касается качеств, то главное – нужно быть порядочным человеком. И, плюс к этому, обладать профессионализмом.

Корр.: - Почему на протяжении довольно долгого времени Вы «не изменяете» «Комсомолке»?

А. Денисенков: - Очень сложный вопрос. Прикипел.

О БУДУЩЕМ ПЕЧАТНЫХ СМИ, 

ДИПЛОМАТИИ И РЕКЛАМЕ


Корр.: - Помимо газет и журналов сейчас очень развиваются интернет-СМИ. Считаете ли Вы, что в скором времени они вытеснят печатные издания?

А. Денисенков: - Это уже происходит. Тиражи практически всех газет за последние десять лет сильно упали. Я не думаю, что печатные СМИ совсем отомрут. На Западе этот процесс начался гораздо раньше, тем не менее, там газеты пока существуют. Думаю, газеты и журналы будут существовать, ведь это как история с электронными книгами. Да, появилось много электронных книг. В мой телефон загружена целая библиотека, но всё равно мне приятнее полистать настоящую, бумажную! И этот рынок существует. То же самое и с газетами, журналами. Я думаю, они достигнут какого-то уровня, возможно, не очень высокого. Будут какие-то новые форматы газет, что-то, конечно, изменится.

Корр.: - Ваше мнение о рекламе в СМИ, особенно, в печатных?

А. Денисенков: - Если не будет какого-то «чтива» в газете или журнале, то и рекламы там не будет. Должна всегда оставаться какая-то редакционная составляющая, иначе издание просто умрёт. Представьте себе телеканал, который состоит полностью из рекламы, понятно, что его смотреть никто не будет, то же самое и с рекламой в газете.

Корр.: - Каким жанрам в журналистике Вы отдаёте предпочтение?

А. Денисенков: - Мне больше всего нравится делать репортажи. Не смотря на то, что репортаж – это один из самых простых, наверно, жанров, это такое моё личное пристрастие. Репортаж всегда динамичный, живой. Всегда что-то происходит, даже из события «мёртвого», условно говоря, можно попытаться сделать хороший материал. Найти какие-то детали интересные, вроде бы и не заметные, на первый взгляд, но сразу оживляющие всю картину.

Корр.: - Восприятие критики – больной вопрос для любого журналиста. Как Вы на нее реагируете?

А. Денисенков: - Критика бывает разная, например, конструктивная. К ней я всегда нормально относился. Безусловно, немного обижает, но я делаю над собой усилия, стараюсь вчитываться в материал, искать недочёты. Надо пытаться посмотреть на себя со стороны, я это молодым журналистам очень советую. Молодым свойственен максимализм, они критику не воспринимают, а надо пытаться учиться критически к себе относиться, это всегда поможет в работе.

Корр.: - На Ваш взгляд, журналист работает ради денег, ради славы или ради чего-то ещё…

А. Денисенков: - Это каждый сам для себя выбирает. Я считаю, что надо заниматься в жизни тем, что тебе нравится, прежде всего. В журналистике денег больших не заработаешь, гораздо проще это сделать в других отраслях. А на счёт славы… Реальной славы добиваются единицы в этой среде. Это тоже надо понимать.

Корр.: - Представитель СМИ должен быть политически нейтральным или надо придерживаться чётких позиций?

А. Денисенков: - Журналист, в какой-то степени, должен быть дипломатом, чтобы добыть информацию. Если журналист, приходя на встречу со спикером, начинает заваливать его своими собственными убеждениями - это очень плохо. Надо стараться отражать картину мира во всей её полноте, а для собственных мнений есть жанры, допустим, авторская колонка, где можно выражать своё субъективное мнение (если оно, конечно, не противоречит российскому законодательству). Что касается тем острых, дискуссионных, мне кажется, в любом случае нужна позиция журналиста, но она не должна быть навязчива.

Корр.: - Существует в Вашей работе то, чего Вы себе никогда не позволите сделать?

А. Денисенков: - Конечно, я не готов наступить на совесть, как бы это пафосно не звучало. Это может касаться разных вещей, главное, не переступать через свои убеждения, через свою совесть. Я такой человек: мне приятнее, когда я ложусь спать, зная, что моя совесть чиста и я не поступил, как сволочь. Всякие, безусловно, бывают истории, но для меня очень важно быть честным, прежде всего, с самим собой.

Эллина ЗАБЕЛЛО,
«Новый караван»


990

Популярное

Ксения ДЕМИДОВА (Россия 24): «И родившись на Камчатке, можно покорить Москву»
Эксклюзивное интервью известной телеведущей калининградскому порталу Caravan.su
Телеведущий Стас НАТАНЗОН: «В журналистике главное - думать»
Один из самых известных репортеров России дал эксклюзивное интервью «Новому каравану».
Валерия АЛЁХИНА, калининградка и корреспондент НТВ: «Журналист должен менять мир»
Калининградка на НТВ. Молодая, дерзкая, трудолюбивая и амбициозная.