О судьбе «дома пожарных» на Литовском валу, 57-59 а (перекресток с Московским проспектом в Калининграде), порталу Caravan.su рассказали председатель КАиС, вице-мэр Артур Крупин и известный калининградский архитектор Олег Копылов.
Во время предновогоднего открытия технического движения по новому путепроводу на Московском проспекте губернатор Калининградской области Антон Алиханов озадачился автомобильной пробкой на пересечении Московского проспекта с Литовским валом.
«Проблему надо каким-то образом решать, - сказал Антон Алиханов. - Там исторические объекты, которые нужно защищать - слева Закхаймские ворота, справа вроде как не исторический памятник, но тоже защищаемый людьми. Надо что-то придумывать. Ничего другого, кроме как соединять такими хордами трассы с другими районами города, мы пока не придумали».
Ничего нового придумывать и не надо. Это уже сделали калининградские инженерные и архитектурные умы еще четыре года назад.
Об этом порталу Caravan.su рассказали председатель Комитета архитектуры и строительства Артур Крупин и архитектор Олег Копылов.
То строение, которое губернатор назвал «вроде как не исторический памятник, но тоже защищаемый людьми», у немцев назывался «домом пожарных» и сегодня располагается на улице Литовский вал, 57-59 а.
Впервые о сносе дома заговорили в 2012 году, когда власти высказали намерение разгрузить перекресток и ликвидировать постоянные автомобильные пробки.
Тогда на защиту «дома пожарных» встали местные жители. Они начали писать обращения во все инстанции и даже предложили свой план ликвидации пробок.
Он заключался в «реконструкции улицы Дачной в качестве 4-6 полосной магистрали, связывающей улицу Гагарина и Московский проспект. По мнению общественности, это решение позволило бы снять нагрузку с южной части Литовского Вала и в будущем связать улицу Гагарина с улицей Ялтинской и перспективным мостом от нее на остров Октябрьский».
Кроме того, предлагалось рассмотреть возможность создания архитектурно-градостроительного музея-заповедника «Литовский Вал-Закхайм». По данным краеведов, все здания Литовского Вала к северу и к югу от ворот выстроены в едином архитектурном стиле - дом пожарных, Закхаймские ворота, корпуса Лебенихтского госпиталя и комплекс зданий Королевского сиротского приюта.
Инициативная группа дошла до тогдашнего губернатора Николая Цуканова. Николай Николаевич встал на сторону общественности и на некоторое время дом №57-59а оставили в покое.
Но в ноябре прошлого года дом пожарных попытались сжечь. Что дальше происходит в таких случаях, общеизвестно: раз подожгли, второй, а потом здание просто сносят, и нет проблем.
И вновь общественность стала бить тревогу.
Артур Крупин и Олег Копылов показали журналистам портала Сaravan.su проект, в котором интересы автомобилистов и горожан удовлетворяются - и дом остается на месте, и машины преодолевают злополучный перекресток, не теряя времени на светофорах.
- Московский проспект - это магистраль городского значения, - рассказывает Артур Крупин. - Для таких магистралей минимальная ширина в красных линиях 40 метров, максимальная - 80. И в этих пределах надо разместить и проезжую часть, и тротуары, и велоинфраструктуру, благоустройство, разделительные полосы безопасности и все технические средства, обеспечивающие безопасное перемещение.
- Было высказано мнение, что этот дом надо сохранить. Каким образом? Сделать в нем проходную галерею-тротуар по проекту нашего архитектора Олега Копылова.
- Никто не говорит о сносе этого дома, но есть разговор о реконструкции, несколько поджав его метров на 5. Чтобы памятник архитектуры Закхаймские ворота хорошо сохранился, чтобы он заработал, нужен стоящий напротив и поддерживающий его элемент. Его визави. А из этого дома №57-9а на Литовском валу его можно сделать, - утверждает архитектор Копылов.
- В ситуации с этим домом есть две вещи. Сейчас ворота охраняются. Служба по охране памятников говорит о том, что их трогать нельзя. Так почему тогда не открыть тротуар внутри ворот?
- Когда выполняется благоустройство внутри и вокруг, как с Королевскими воротами, памятник начинает жить. Он начинает по-другому выглядеть, видно отношение к нему, он становится культурным объектом. А сейчас это что? Стена, забрызганная от дороги грязью.
- Открыв в этом доме галерею, мы уводим туда велосипедистов и пешеходов. Таким образом у нас освобождается территория в пределах проезжей части и мы делаем свободный поворот направо постоянный, без светофора и остановки, - продолжает Копылов.
Внутри галереи могут располагаться магазинчики, кафе. Тридцать процентов машин не стоит уже здесь, они сразу уезжают. Получается классный симбиоз дорожных решений и повышение архитектурного уровня восприятий.
- Таким образом, в воротах проходная галерея и в этом доме такая же проходная галерея. Под снос не попадает ни один дом по обе стороны от ворот, - подытоживает Артур Крупин.
Архитектор Копылов предлагает установить на крыше Закхаймских ворот некую стеклянную конструкцию, которая бы не только не навредила памятнику архитектуры, а, наоборот, подчеркнула бы его.
- Мы забираем первый этаж ворот, - рассуждает Копылов. - Внутри часть галереи может быть открыта. Там могут быть кафе, киоски прессы, выставлены какие-то авторские работы. Эта часть ворот должна жить круглогодично. На мой взгляд, здесь бизнес-привлекательность увеличивается.
Спорить не буду: что касается модернизации ворот, то там, возможно бизнес-привлекательность действительно увеличится. Но рядом, на расстоянии вытянутой руки находится здание бывшего Королевского сиротского приюта, а его реконструкции в проекте нет. Его вообще в этом проекте нет.
Журналисты портала Сaravan.su побывали на месте бывшего приюта, расположенного по адресу Литовский вал, 62.
Согласно исторической справке, двухэтажное здание в стиле барокко с восьмиугольной башней на крутоскатной крыше над средним ризалитом по проекту мастера Иоахима Людвига Шультхайса фон Унфрида было построено на Вайзенхаусплац в 1703 году.
В годы Второй мировой войны здание Королевского сиротского приюта сильно пострадало, восстановлено в 1960-х годах. В результате восстановительных работ сохранились порталы, окна и карнизы, но исчезла башня. Внутри так же все перестроили.
Сейчас там располагаются коммерческие организации. Внутри все прилично, арендаторы постарались и сделали там ремонт. Но вид снаружи и со двора печален и совсем не радует глаз: стены с отбитой штукатуркой, кое-где окна заложены безобразной кирпичной кладкой, асфальтовое покрытие внутреннего двора давно не ремонтировалось. В общем, вид совсем не королевский.
И это несмотря на то, что постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 здание Королевского сиротского приюта получило статус объекта культурного наследия регионального значения - охраняется государством и является собственностью Калининградской области.
Впрочем, дом пожарных - тоже региональная собственность. И областные власти проект Олега Копылова может не заинтересовать совсем. Думаю, там даже не знают о его существовании.
- Областная власть может реконструировать дом и оставить себе, либо реализовать его с аукциона, привлечь на конкурсной основе инвестора, который захочет сделать там торговый центр, апартаменты или гостиницу, - разъясняет Артур Крупин.
- Этот проект - это всего лишь идея, которую мы разработали несколько лет назад, - продолжает руководитель КАиС. – Его делали дорожники. Сейчас на него надо положить кальку и поработать архитекторам – с материалами, отделкой тротуаров, с детальной проработкой.
- Нам сейчас нужны средства на рабочую документацию этого перекрестка, экспертизу и т.д. Концепция отработана, мы считаем ее оптимальной с точки зрения транспортной доступности и с точки зрения архитектурной привлекательности.
- Кроме того, область может и самостоятельно заказать проект, концепцию развития этой территории, конкретно у каких-то разработчиков и у нас не спрашивать.
Судя по недавнему заявлению губернатора области Антона Алиханова, сейчас именно так и происходит. Глава области считает, что на пересечении Московского проспекта с Литовским валом нужен подземный переход. При этом отмечает, что знает о намерении общественности защищать «дом пожарных» в случае чего.
Еще несколько лет назад перекрестком должны были заняться, чтобы закончить его к Чемпионату мира по футболу в 2018-м. Сегодня уже понятно, что в ближайшее время строительная техника сюда не придет.
«Дом пожарных» остается нетронутым властями, но при этом и не охраняемый государством. Перспектива с далеко идущими последствиями.
Майя БЛИНОВА