Барельефы Триумфальной колонны: а архитектор Рукавишников в чем провинился?

13 Марта 2019 11:39




Мэрия признала крен Триумфальной колонны на площади Победы. Это - раз. А, во-вторых, задумалась о смене авторов барельефов. Об этом порталу Caravan.su рассказал калининградский историк, автор проекта «Кенигсберг 13» Сергей Трифонов.

 

Вроде как между этими двумя фактами, на первый взгляд, нет прямой связи. Крен к барельефам не имеет никакого отношения. Пока. Как-то так совпало, что он образовался вскоре после того, как в 2013 году на колонну по настоятельной просьбе ветеранов водрузили многотонный Орден Победы. Получилось красиво, но опасно.

    

Из собственных источников мы узнали о крене и попросили прокомментировать этот факт главу города Калининграда Алексея Силанова.

 

Как выяснилось из его ответа, Алексей Николаевич впервые узнал о крене от нас, журналистов портала Caravan.su. И тут же дал устное поручение своему первому заму Юрию Федяшову: провести геодезическое обследование колонны на площади Победы. 

  

А дальше стали твориться непонятные вещи.

 

Свой устный вопрос мы, как законопослушные журналисты, оформили официальным запросом. Рассчитывая на такой же официальный ответ, который могли бы показать читателям: на фирменном бланке организации, производившей обследование, с приложением чертежей.

 

Однако, вопреки ожиданиям, «официальный ответ» был получен в свободной форме (отписка), текстом письма электронной почты.

 

Из него следует, что «…обследованием данного объекта (имеется ввиду Триумфальная колонна - прим. авт.), проведенным 26 февраля 2019 г., выявлено отклонение центра верхнего сечения колонны от центра ее основания величиной в 45 мм., что в 1,3 раза меньше предельно допустимых показателей крена, установленных СП 50-101-2004 «Предельные деформации оснований».



 

Так это или нет - пусть останется на совести отправителя документа. И администрации Калининграда.

 

Хотя, если все так, как звучит в ответе, почему бы не прислать весь документ…?  

Если есть, что скрывать, тогда такая схема ответа (отписки) вполне понятна.

 

А теперь о барельефах. Судя по тому, что рассказал порталу Caravan.su калининградский историк Сергей Трифонов, над ними, образно говоря, сгущаются тучи.

 

В городской администрации обсуждается вопрос смены авторов барельефов - архитекторов  архитектурной мастерской А. Рукавишникова.


Чем не угодили столичные мастера с большой буквы, имена мировой величины,  увековеченные в действительно произведениях искусства, непонятно. Авторитет их бесспорен. Многие города посчитали бы за счастье иметь у себя памятники, к которым прикасалась рука нашего великого современника Александра Рукавишникова.

 

Мы же почему-то предпочитаем довольствоваться малым и весьма сомнительного качества. Над нашими (не всеми! – прим. авт.), с позволения сказать, произведениями искусства потом потешается весь город. Вместе с туристами в придачу.


 

Далеко за примерами ходить не надо.

 

Несуразный памятник Александру Невскому на развязке площади Василевского, дома «под хохлому» с пенопластовыми башенками на Ленинском проспекте, которые власти гордо именуют «Ганзейский квартал»…

 

Все это архитектурное уродство нам ближе и сердцу дороже? А еще, наверно, и дешевле. Только этим можно объяснить намерения властей о смене архитекторов.


Именно дороговизной объясняли отсутствие законченных барельефов на Триумфальной колонне отцы города в свое время.

 

Дорого было при экс-мэре Александре Ярошуке, когда проект стоил почти 45 млн рублей. Дорого, когда столичные архитекторы снизили сумму вдвое. И все равно дорого!

 

А вот вбухивать постоянно казенные деньги в переделку и исправление ошибок за горе-строителями, например, на набережной Трибуца - легко! Переделывать отремонтированные по федеральным программам дороги – запросто! Даже переселиться всей властью в Дом Советов - сущие копейки, каких-то там 300 млн рублей...

 

А увековечить память героев – считаем каждую копейку! Так и хочется возразить: где бы мы сейчас были, если бы не наши боевые предки?

    

И как-то уже совсем нехорошо стало, когда в распоряжение редакции портала Caravan.su попал официальный ответ на запрос сотрудника проекта «Кенигсберг 13».

 

Там сказано, что «…в связи с завершением мероприятий по проведению открытого конкурса, объявленного постановлением главы города Калининграда - мэра города от 20.09.2006 № 2141, во исполнение поручения Губернатора Калининградской области по итогам заседания Совета по культуре при Губернаторе Калининградской области 23.11.2011» считаются утратившими силу постановления мэра города «О проведении открытого конкурса по разработке концепции скульптурного оформления триумфальной колонны на площади Победы в г. Калининграде» и «Об утверждении итогов конкурса по разработке концепции скульптурного оформления триумфальной колонны на площади Победы и присуждении премий».

 

Логично было предположить, что коль документ утратил силу, то одновременно утрачивают силу и итоги творческого конкурса.

 

Однако, как нам пояснили в правовом управлении городской администрации, документ считается утратившим силу, когда  исполнен.

 

При этом итоги конкурса остаются действительными. А значит, победитель, согласно официальному ответу, по-прежнему архитектор Александр Рукавишников, занявший первое место.        

 

Как власти могут подсидеть победителя? Возможно, в связи с «вновь открывшимися обстоятельствами»: никто ведь «не знал», что колонна дала крен. Навертеть какую-нибудь умную формулировку и объявить новый конкурс. Или аукцион на удобную сумму.

 

Мировые знаменитости за рубль работать не будут, а вот какой-нибудь архитектор «от сохи» Пупкин или какой-нибудь приезжий азиат возьмутся с удовольствием.

 

И, в лучшем случае, сделает удачную копию уже существующего проекта А. Рукавишникова. Это мы тоже уже проходили…

 

Взять, к примеру, растиражированную по просторам России не лучшую копию памятника Петру Первому у штаба Балтийского флота или копию «Николая-угодника» у эстакадного моста, которую языкастая молодежь Калининграда уже заклеймила «Марсианином».

 

В худшем - на барельефах появятся (если появятся!) герои-победители с «типичными» скулами и «своеобразным» разрезом глаз от азиатских исполнителей контракта.

 

А почему бы нет? Хохлома в виде виноградной лозы на фасадах домов на Ленинском проспекте смотрится феерично.

    

Майя БЛИНОВА




323

Популярное

О судьбе Триумфальной колонны в Калининграде. ЧМ-2018 или память?
Еще есть шанс оформить ее в концепции «200 лет славы русского оружия»