«Мусорная реформа» в Калининграде, чиновник Хряпченко и спешащий Антон Алиханов

18 Января 2019 15:19



Мусорная тема широко шагает по стране. Масштабность ежедневной главной российской новости, которая не перестает быть актуальной с конца прошлого года, оценил российский исследовательский и экспертный центр «Фонд Петербургская политика»*.

 

В частности, в топ самых ярких событий вокруг «мусорной реформы» в декабре 2018 года в российских регионах, по версии экспертов Фонда, попало заявление депутата Госдумы РФ Александра Пятикопа, что «<…>Калининградская область не готова к новой системе обращения с отходами: «Богатейшие регионы - Москва и Санкт-Петербург - пролоббировали отсрочку, остальные оказались в менее выгодном положении».


Ту же позицию, что и обе столицы, заняли Владимирская, Ленинградская, Амурская, Курганская области, Бурятия, Хабаровский край.


Калининградская область решила включиться в реформу. Что из этого получилось, сегодня наблюдает каждый горожанин.

 

И не только наблюдает, но и сигнализирует. Настолько громко, что в начале года, во время новогодних каникул, мэр Калининграда Алексей Силанов собрал расширенное совещание, куда были приглашены все, как принято говорить, заинтересованные лица.

 

Никто не мог понять, что пошло не так. Ведь, по словам мэра Калининграда, вопрос прорабатывался в течение декабря 2018 года не единожды. С тем, чтобы в новый год вступить во всеоружии.

 

Свою оценку случившегося дали эксперты Фонда «Петербургская политика».

 

По их мнению, «подготовка к вступлению в действие нового законодательства о переработке твердых коммунальных отходов оказалась куда более двусмысленной с точки зрения способности Центра в сроки довести до конца задуманные преобразования, затрагивающие социально-экономические процессы в регионах.

 

Первоначальный замысел реформы предполагал достижение как гуманитарно-технологических идеалов (улучшение экологической ситуации, модернизация отрасли переработки, переход на новые технологии), так и серьезные сдвиги в отношениях с местными элитами и перераспределение слабо подконтрольной Центру части финансовых потоков.

 

Концентрация сборов за переработку мусора у региональных операторов выводила из экономической игры значительную часть местных игроков, а в отдельных случаях и позволяла сконцентрировать контроль над этими потоками в руках профильных федеральных компаний.

 

Однако, как показало начало реализации реформы, необходимым инструментарием для ее оперативного запуска федеральные (а во многом и региональные) власти сегодня не обладают, мотивация ключевых политических игроков для запуска преобразований оказалась недостаточной, а сама тема – не слишком приоритетной в текущей повестке.

 

В результате в декабре федеральному законодателю пришлось пойти на существенные уступки, которые открывают возможность отсрочки запуска реформы в значительной части регионов на несколько лет. А внятного ответа на вопрос, какие регионы повели себя более дальновидно (ускорявшие реформу или саботировавшие ее, пытавшиеся предложить адекватные рынку тарифы или стремившиеся максимально занизить их), так и не появилось.

 

Можно ожидать, что первые недели 2019 года пройдут в рамках интерпретационной войны вокруг «мусорной реформы», в ходе которой федеральные интересанты будут пытаться сохранить лицо и решимость довести преобразования до конца, а критики (в том числе региональные) будут указывать на нежелательность разогрева «мусорной» повестки и превращения ее в «новую пенсионную», - считают эксперты Фонда «Петербургская политика».

 

Так и получилось...

 

Не далее как на днях, 15 января 2019 года, в стенах правительства губернатора Антона Алиханова прошла пресс-конференция с участием министра природных ресурсов и экологии Калининградской области Олега Ступина, директора государственного предприятия «Единая система обращения с отходами» Алексея Хряпченко, а также и.о. заместителя главы администрации Калининграда, председателя комитета городского хозяйства Игоря Билича.

 

Там руководитель госпредприятия «Единая система обращения с отходами» (ЕСОО) Алексей Хряпченко заявил, что лично он остался доволен работой регионального оператора по вывозу мусора в Калининградской области:

«Я понимаю, что это новая система. Как говорится, первый блин комом, но мне кажется, что мы достаточно хорошо и уверенно начали. И я, честно говоря, доволен работой в целом». 

 

Здесь стоит отметить, что на вышеупомянутом совещании у мэра гражданина Хряпченко не было. Маловероятно, что про него забыли. Возможно, его просто не было в регионе (может отдыхал?), поэтому мусорные горы, возвышающиеся практически в каждом дворе Калининграда, ему не были видны.

 

Поэтому, утверждал Алексей Хряпченко:

 

«... критической ситуации с вывозом мусора в Калининградской области в период новогодних праздников удалось избежать… Я не стал бы говорить о мусорном коллапсе. Любят это слово журналисты и блогеры. Наверно, чтобы повысить свои рейтинги. Я считаю, что коллапса у нас не случилось. В отличие от многих других регионов России. Наговаривают».

 

Ну да. Чуть что - журналисты и блогеры виноваты. Кто же еще?

 

Что касается самого Хряпченко, то его имя сегодня обсуждается в связи с еще одним событием, в отношении которого недальновидность теперь уже проявил его самый непосредственный начальник - губернатор Калининградской области Антон Алиханов


И вот на днях региональные СМИ (опять эти журналисты!) распространили информацию, что с февраля по декабрь 2017 года директор ЕСОО Алексей Хряпченко неправомерно получал премии и надбавки к праздникам и дню рождения к окладу в 60 тысяч рублей. В итоге набежала солидная сумма - 2,446 миллиона рублей. Которые чиновник быстренько возместил в полном объеме, заплатив еще и судебные издержки.

 

Так вот вернемся к губернатору-технократу Антону Алиханову.

 

Фонд «Петербургская политика» очень тщательно проанализировал ноябрьское послание губернатора. И вычленил из всего многостраничного труда, одну-единственную цитату, которая сегодня очень хорошо вписывается в историю чиновника областного правительства Алексея Хряпченко:

 

«В широком смысле мы все, почти миллион жителей региона, - это команда Калининградской области, и у нас одни цели, одни ценности. Команда - это доверие, уважение к каждому, это поиск лучших решений и их успешная реализация. Команда - это когда нет небожителей, семейных династий во власти, но к управлению приходят самые эффективные. Мы уже сделали первые шаги по выстраиванию кадровых лифтов, прошел первый этап регионального кадрового конкурса, хотя и здесь предстоит еще очень многое доработать», - заключил Антон Алиханов.

 

А вот последние слова очень даже обнадеживают. Может, действительно, история Алексея Хряпченко - крайний эпизод, а дальше нас ждет светлое и почти безкоррупционное будущее?

 

Майя БЛИНОВА

  

* Фонд «Петербургская политика» - российский исследовательский и экспертный центр. Является независимой некоммерческой организацией. Фонд создан в 2002 году для изучения общественного мнения и социальных процессов в обществе, для проведения научных, социологических и политических исследований.

Фонд специализируется на проведении политических экспертиз и консалтинге, социологических исследованиях и анализе политических процессов в регионах РФ.

    

1674

Популярное

О судьбе Триумфальной колонны в Калининграде. ЧМ-2018 или память?
Еще есть шанс оформить ее в концепции «200 лет славы русского оружия»
Приморская ТЭС. В ожидании гробов. Или «Посторонним вход запрещен!»
Появление журналистов «Нового каравана» на стройплощадке угольной ТЭС напугало ее руководство
Теперь буны (волнорезы) в Зеленоградске простоят тысячу лет
После немцев обустройством пляжей на курортном побережье никто не занимался.