Не так давно портал Caravan.su рассказал о том, кто и как должен убирать мусор, который остается после выгрузки контейнеров.
Им оказался региональный оператор, в лице Государственного предприятия «Единая система обращения с отходами» (генеральный директор Алексей Хряпченко - прим. авт.), который никак не хотел считать это своей обязанностью. Опираясь на букву закона, журналисты портала постарались убедить его в этом.
И вот новый повод расставить все точки над «i», точнее, над ситуацией с вывозом крупногабаритного мусора.
Если с вывозом мелких бытовых отходов в Калининграде сейчас ситуация более-менее стабилизировалась, то со старыми холодильниками, мебелью, бытовой техникой, а так же коврами и дорожками, во множестве наваленными рядом с мусорными контейнерами, не все так просто.
Они по-прежнему ежедневно захламляют территорию рядом с контейнерными площадками. Копится такой «мусор» уже даже не неделями.
Не так давно региональный министр экологии Олег Ступин заявил по этому поводу заявил следующее:
«Вывоз крупногабаритного мусора входит в обязанности компаний, которые выиграли конкурс по вывозу бытовых отходов… если есть мусор на контейнерной площадке, они обязаны его забрать. С крупногабаритным мусором проблема объективно существует уже давно. Жители просто выбрасывают на обычную площадку электротехническое оборудование… Но позиция министерства - они должны его собирать».
Удивительно, что г-н министр Ступин как-то очень деликатно обходит в этом вопросе момент с региональным оператором. Типа он здесь вообще ни при чем. На самом деле, очень даже причем, господин экологический министр.
РАЗБЕРЕМСЯ, А ЗАКОНЫ НАМ В ПОМОЩЬ
Здесь надо отметить, что, согласно примечанию к ст. 8.2 Закона № 104-ЗСО, место нахождения отходов производства и потребления площадью более 2 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды в ч. 4 настоящей статьи признается несанкционированной свалкой отходов!
Под организацией несанкционированной свалки отходов в ч. 4 настоящей статьи понимается сброс, складирование отходов производства и потребления в местах общего пользования вне специально отведенных мест.
Для примера подойдет любая контейнерная площадка в Калининграде, рядом с которой в беспорядке складируется выброшенная мебель, бытовая техника и даже строительный мусор.
А это уже, согласитесь, совсем другой поворот! Думаю, что министр экологии Олег Ступин в курсе, но углубляться так далеко ему почему-то не хочется. Между тем!
Согласно закону, несанкционированные свалки - тоже зона компетенции регионального оператора.
Именно региональный оператор, обнаружив такой несанкционированный «клондайк сэконд-хэнда», обязан в течение 5 рабочих дней, во-первых, уведомить об обнаружении места несанкционированной свалки собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор.
А далее в течение 30 дней донести до собственника земельного участка необходимость ликвидации свалки. От регионального оператора собственник также получит проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Выбор у собственника следующий: либо ликвидировать свалку самостоятельно, либо поручить эту работу региональному оператору на возмездной основе, то есть за денежку.
Если по истечении срока свалка находится на прежнем месте, а собственник земельного участка не предпринял никаких шагов, то региональный оператор кучу мусора вывезет, но, вместе с тем, он обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Теперь о собственнике. Его так же устанавливает региональный оператор. Для это нужно всего лишь знать законодательство. А оно говорит следующее.
Если собственник отходов не установлен, то собственником свалки является местный орган власти, следовательно, в его обязанности входит и уборка территории.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
В соответствии с пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Калининградский региональный оператор, в лице директора Алексея Хряпченко, считайте это нашим подарком. Остается только прочитать, наконец, законы, понять, что по-другому никак и взять на вооружение.
И еще, как любит выражаться губернатор-технократ Антон Алиханов, «вишенка на торт».
Складировать крупногабаритный мусор необходимо в специальные контейнеры (бункеры-накопители) объемом от 8 до 32 квадратных метров. Такие накопители должны быть установлены во дворах обслуживаемых компанией округов. И это тоже зона ответственности регионального оператора!
Майя БЛИНОВА