Последний рейс «Тукана». 50 лет со дня трагедии в Северном море

28 Февраля 2017 15:41

Советский траулер «Тукан» затонул в ночь на 28 февраля 1967 года и унес с собой жизни 57 калининградских рыбаков. Тайна кораблекрушения до сих пор остается неразгаданной.

Эти люди приходят сюда каждый год 28 февраля. У кого-то на «Старом» калининградском кладбище в этой, по сути, братской могиле лежит муж, у кого-то отец. Они приходят сюда с цветами и молча кладут их на могилы своих близких. На глазах только слезы и скупые слова воспоминаний. И так уже 50 лет.

- Чувства очень скорбные, с этим капитаном я рейс делал, я у него старпомом был, как же иначе я могу. Если не занят, прихожу сюда каждый год, когда плавал раньше, не всегда приходил. Сейчас я прихожу и никого уже не вижу из тех, кого я встречал или вместе мы пересекались в пути. Вот единственный был у меня, Данилов, пришел ко мне старшим помощником. Он там, на «Тукане», был четвертым помощником, я уже капитаном плавал, - вспоминает моряк Юрий Громов.



Из тех, кто дожил до наших дней после трагедии на «Тукане» осталось всего трое. Сегодня, 28 февраля, они фактически отмечают свой второй день рождения. Для одного из них это был первый выход в море. Всего в результате трагедии спасены 22 человека, из них сегодня остались живыми рулевой Порхун Павел Михайлович, технолог Поякин Борис Иванович и матрос Ларченков Валерий Николаевич.

Но плачут сегодня все. Хотя, как говорят сами моряки, в момент трагедии никто об опасности и последствиях не думал.

- Тогда страшно не было, а так сердце потом болело. Сделал операцию, до этого почку застудил, камни вырезали. Команду набирали как всегда за два-три дня, всех не успел узнать, в процессе, когда уже в рейсе был, со многими познакомился. Это был мой первый рейс, третьи сутки в море, - рассказывает один из выживших матрос Валерий Ларченков.



Этих моряков сегодня, в полувековую годовщину, трагедии не забывают. В том числе и молодежь.

- Опекает этот мемориал клуб капитанов, совет ветеранов рыбной промышленности и привлекаются для участия в мероприятиях курсанты КМРК и БГА. Возлагаются венки, здесь и задействованы курсанты академии и колледж, - отметил ректор КГТУ Владимир Волкогон.

По традиции, возле мемориала во вторник собрались руководители ветеранских организаций и общественные деятели.

- Я думаю, память эта будет передаваться из поколения в поколение. Сейчас среди нас находятся ребята, курсанты, и они примут эту эстафету, и будут также сюда приходить и вспоминать, чтобы никогда такие трагедии, как эта, которая произошла в ночь с 27 на 28 февраля 1967 года, больше не происходили, - выступил с напутствием руководитель клуба капитанов Валерий Мезенцев.

«Тукан» покинул калининградский порт 25 февраля 1967 года. Перед отправлением проводился плановый ремонт: некачественный, с переделками и задержками.

Судно уходило рыбачить на полгода в район Патагонии. Сначала ему надо было зайти в Гавану: в столицу Кубы требовалось доставить некий секретный груз в контейнерах.

Когда вечером 27 февраля траулер вошел в пролив Скагеррак (соединяет Северное море с Балтийским), стало известно о том, что надвигается шторм.



Около 2:30 судно испытало удар. Сразу после этого раздался сигнал вызова вахтенного штурмана с кормовой части судна. Кто его дал, выяснить не удалось. Возможно, устройство сработало самопроизвольно.

Прибежавшие на корму моряки обнаружили, что слип (наклонная площадка для подъема на палубу добычи) открыт, в помещении рыбомучной установки, в рыбцехе и в туннеле гребного вала накопилась вода и продолжала прибывать.

Лишь в 4.20 по судовой трансляции раздалось: «Всем надеть спасательные нагрудники и выйти на верхнюю палубу!»

Спустя 10 минут почти весь экипаж собрался на шлюпочной палубе. Капитан дал команду повернуть к берегу. Однако при этом траулер встал под ветер правым бортом, крен стал быстро увеличиваться, за 5 минут достиг 35 градусов. Шлюпку левого борта к тому времени уже разбило, правую спустить было невозможно.

Судовая станция начала передавать сигнал SOS. Как было установлено позже, передаваемые координаты были недостоверными: «Тукан» находился на 10 миль севернее.

- Люди погибли по вине капитана и Москвы. Москва не дала добро на спасение, капитан выполнил - вот результат, - утверждает старший моторист Доминик Галиевский.

Огромные валы перекатывались через палубу, смывая за борт людей. В 4:50 «Тукан» полностью ушел под воду.



Через час к месту трагедии подошел тот самый «Лацис». С двух плотиков и перевернутой разбитой шлюпки были подняты 24 человека. Двое умерли от переохлаждения. Всего же погибли 57 членов экипажа. Тел 10 из них так и не нашли.

По официальной версии, причина гибели траулера - неплотно закрытые люки в корме. А вот отчего содрогнулся «Тукан», следствие ответить не смогло: «Причина удара не установлена».

Еще в 1967-м возникла неофициальная версия, которой многие верят поныне: удар - следствие столкновения с советской подводной лодкой.

По другой неофициальной версии, в ходе шторма на судне сорвало с места один из секретных контейнеров, которые везли на Кубу. Он ударился о слип и открыл его.



Сегодня почтить память моряков погибших на «Тукане» пришел и бывший командующий Балтийским флотом, бывший губернатор Владимир Егоров:

- Конечно, море не только не прощает каких-то оплошностей, оно не прощает даже и того, что, казалось бы, вообще не может случиться. Одинаковые трагедии у нас произошли и с «Курском», и с «Комсомольском», на «Курске» 118 человек погибло, там, казалось бы, высшие достижения были технического и организационного плана.

- Океан не становится спокойнее, а тем более такой пролив, как Скагеррак, который каждый из вас проходил десятки раз, я его пересекал не меньше 40 раз. Никто не знает, в конечном счете, причин трагедии, но не в этом дело, когда прошло уже полвека. Слава богу, что мы сохраняем память о том тяжелейшем дне, когда город прощался с людьми, которые первыми осваивали Калининградскую область, практически из руин ее поднимали всеми возможными средствами, которые шли от добычи рыбы и переработки. Само присутствие здесь заставляет всякий раз думать о том, что какая бы не была техника, люди остаются людьми ив конечном счете они определяют правильность действия и неправильность.

За могилами моряков погибших на «Тукане» по сей день, регулярно следят работники «Старого» кладбища Калининграда. Здесь всегда лежат цветы. И так будет, пока не сотрется память о погибших моряках. А, судя по тому, что венки на мемориал принесли курсанты мореходных училищ, молодые ребята - этого не будет никогда.

Мария БАРЫБИНА,
«Новый караван»

336

Популярное

Королевский замок в Калининграде через пять лет будет поздно восстанавливать!
Кстати, фанаты ЧМ-18 могут упасть в раскоп Королевского замка. Кто ответит?
Руины Королевского замка на Королевской горе - руины разрушенной мечты
«Смотровая площадка археологических раскопок «Королевский замок Кёнигсберга».
Южный вокзал. Как советское кино снимали в бывшем Кенигсберге?
В фойе Южного вокзала Калининграда расскажут о фильмах, снятых на территории области.