Николай Черкес, руководитель Калининградского СПИД-центра: «ВИЧ не ушел, эпидситуация в регионе серьезная»

02 Июня 2021 19:03


Ежегодно каждое третье воскресенье мая проводится Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа. Основная цель Дня памяти: обратить внимание населения, властей на проблему, сформировать в обществе терпимое отношение к людям, живущим с ВИЧ, вспомнить тех, кого унесла эпидемия.

 

Сегодня ВИЧ-инфекция уже не приговор, т. к. своевременное начало лечения, отказ от употребления наркотиков, позволяют перевести ее в разряд хронических заболеваний.

 

Калининградцы еще помнят то время, когда слова «ВИЧ» и «СПИД» наводили ужас, вызывали панику. Калининградская область удерживала пальму первенства несколько первых лет эпидемии. А сегодня область уже не относится к регионам, наиболее пораженным ВИЧ-инфекцией.

 

Можно расслабиться и успокоиться? Или все-таки настороженность сохраняется? С этими вопросами мы обратились к руководителю центра по профилактике и борьбе со СПИДом областной инфекционной больницы Николаю ЧЕРКЕСУ.

 

- ВИЧ никуда не ушел, в Калининградской области сохраняется определенная эпидемиологическая ситуация. В декабре 2020 года была принята государственная стратегия по противодействию ВИЧ-инфекции в РФ до 2030 года. Ставится задача уменьшить напряженность, обеспечить всех, кого касается эта проблема, лекарствами.

 

- Но и в 2030 году эта инфекция никуда не исчезнет. Потому как вакцину от ВИЧ-инфекции разработать не удается, лекарство, которое вылечит раз и навсегда – тоже.

 

Корр.: - Область когда-то занимала первое место по уровню этого заболевания. А как сейчас?

 

Николай ЧЕРКЕС: - Сегодня на диспансерном учете стоит 5300 человек. Это усредненный показатель, так как каждый день цифра меняется в ту или иную сторону. Антиретровирусную терапию получают 3900 человек. 85 % имеют неопределенную вирусную нагрузку. Это результат эффективной антиретровирусной терапии. 


- С эпидемиологической точки зрения такие люди перестают представлять опасность для окружающих. Это хороший показатель, если его сравнивать с аналогичным показателем по стране. Все 70 детей, живущих с ВИЧ, стоят на учете, 81 % из них имеют неопределяемую вирусную нагрузку. У нас низкий процент умерших от СПИДа. 


- Но с 18 до 30 % выросло количество тех, кто инфицирован, но не по причинам, связанным с ВИЧ. С начала года у нас выявлено 102 новых случая. Это на 17.2 % меньше показателя прошлого года.


- Показатель прошлого года по вновь выявленным также ниже среднероссийского. С другой стороны, 349 вновь выявленных случаев в прошлом году – очень серьезное число.




Корр.: - А откуда берутся эти новые 349 случаев?


Н. ЧЕРКЕС: - В подавляющем большинстве это те, кто живет с болезнью, но не знает о ней. Есть и такие, кто знает о болезни, но не считается ни с окружающими, ни с самой болезнью. Для того, чтобы узнать, нужно просто найти время и пройти тест на ВИЧ. И не надо этого страшиться! Пройдите тест и забудьте об этом!


- Незнание своего ВИЧ-статуса – важнейшая причина, на фоне которого человек не контролирует риски своего раскованного поведения, тем самым и формирует эпидемический процесс. 


- Стоит задуматься: за весь период наблюдения в нас в области было выявлено 11813 ВИЧ-инфицированных, из них уже 5052 человека нет в живых… И это ведь даже не COVID-19, при этой болезни САМ человек ответственен своим поведением за происшедшее инфицирование!


Корр.: - Помнится, основной путь заражения в нашей области был половой. А как сейчас?


Н. ЧЕРКЕС: - Ничего не изменилось. Основой путь передачи инфекции по-прежнему – половой. В Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, например, наркотики.


- Случаев перинатальной передачи – от матери к ребенку – в 2020 году не было зафиксировано вообще. Тем не менее ежегодно выявляются инфицированные беременные, которые не считаются с болезнью и не получают терапию. Они рожают в активной фазе своей болезни, являются высочайшим риском заражения для своего ребенка. 


- В минувшем году было три случая такого антиповедения, но, к счастью, от матери ребенку инфекция не передалась.


- В 2020 году не зафиксировано случаев заражения от нестерильного медицинского инструментария, при переливании крови. Ни одного случая не зарегистрировано среди доноров.


- Больные обнаружены в женских консультациях, в местах лишения свободы, в медучреждениях.


- Еще один момент, который не может не волновать. Согласно статистике, ежегодно в нашей области распадается 70 % браков. Надо полагать, что эти люди не отказались от сексуальных отношений, как можно и предполагать, что эти отношения стали более рискованными… 


- Статистика по новым случаям не может не расти, пока все лица, выявленные с ВИЧ, не начнут получать лечение, а все остальные участники сообщества будут контролировать свои риски в плане инфицирования ВИЧ.


Корр.: - Насколько мы можем утверждать, что этот вирус для нас полностью изучен, он не мутирует и от него не приходится ждать тех неожиданностей, с которыми мы сейчас сталкиваемся в ситуации с ковидом?


Н. ЧЕРКЕС: - Этот вирус также мутирует. Но в большей степени в результате неадекватного поведения инфицированных. Например, человек начал лечиться, но по каким-то причинам вдруг прекратил. Вернулся к алкоголю и наркотикам. Потом снова стал принимать лекарства. И тут мы сталкиваемся с так называемой резистентностью к этим препаратам. 


- Я хотел бы напомнить, кто не знает: если человек пропустил лечение в течение хотя бы одного дня, то в течение этого дня у него продуцируется до 1 млрд. новых вирусов, 10 миллионов вирусов за день будут иметь 1 новую мутацию, ежедневно инфицируется 100 млн. новых клеток.


- Современные препараты способны эффективно работать с любым вирусом. Наука не стоит на месте. Количество принимаемых одномоментно препаратов уменьшается, как и частота их приема. Меньше побочных эффектов. А это значит, что у тех, кто серьезно относится к своей болезни, есть все шансы прожить долгую жизнь.




Корр.: - Как бы вы оценили: кого больше среди больных калининградцев – женщин или мужчин? Их возраст?


Н. ЧЕРКЕС: - Основной прирост ВИЧ-инфицированных приходится на 30-45 летних. 25-30 % случаев выявления – это те, кто заразился «не вчера». Единичные случаи регистрируются среди молодежи до 17 лет.


- Но это не значит, что среди школьников и студентов не надо проводить никакой разъяснительной работы. Наоборот, министерство образования уделяют этому очень большое внимание. Родители так же не должны оставаться в стороне.


- Чаще инфицированными оказываются девушки. Как потом выясняется, они имели контакты с мужчинами, старше себя. А вот среди призывников у нас уже 4 года нет инфицированных.


- Между тем, чтобы сегодня свести риски заражения к нолю, достаточно не вести аморальный образ жизни. Поэтому я хочу еще раз обратиться ко всем, кому не безразлично свое здоровье и здоровье близких - сдайте тест на ВИЧ. В медучреждениях города по месту жительства, в нашем Центре, на выездных мероприятиях. У нас можно сдать тест анонимно.


- Это нужно каждому из нас. Если болезнь уже есть, то никто, кроме самого себя, нас не сможет спасти. Сегодня стыдно умирать от этой инфекции. То лечение, которое есть на сегодняшний день, это - спасительная мера, которая отсутствует при целом ряде других заболеваний.


- А тем, у кого уже выявлена ВИЧ-инфекция, предлагаю задуматься о дате - Всемирном дне памяти, умерших от СПИДа. Даже от COVID-19 столько не умрет людей, сколько умерло от СПИДа. 


- Задумайтесь! Только в Центре СПИД Калининграда врачи постараются переломить вашу судьбу на пути в никуда…

 

Корр.: - Спасибо за беседу.

 

Мария МЕДВЕДЕВА



680

Популярное

Главный врач «инфекционки» Ольга Краснова: «Вирулентный омикрон. Переходим на респитаторы»

Областная «инфекционка» готова встретить омикрон. Хотя еще неделю назад ее коечный фонд уже был заполнен на 100 %.

Глава минздрава Александр Кравченко: «Медицина Калининграда готова противостоять омикрону».

У нас в регионе все есть для встречи с омикроном: деньги, коечный фонд, оборудование, налажена реабилитация...

А. Кравченко, руководитель минздрава региона: - На углубленную диспансеризацию пригласит страховая компания.

Александр Кравченко рассказал, как проходит процесс формирования списка пациентов, подлежащих углубленной диспансеризации.