Евгений ЛЮБИВЫЙ

Евгений Любивый, главврач калининградской БСМП: «Врачом вообще нельзя быть по расписанию»

27 Мая 2019 18:34

Больницу скорой медицинской помощи (БСМП) в Калининграде без сомнения знает каждый. Как и вся наша калининградская медицина, БСМП пережила всякие времена. Но сегодня о ней можно сказать совершенно точно: это современная клиника с давними традициями.


Современная, потому что начинка больницы - новейшее медицинское оборудование, позволяющее провести и качественную диагностику, и сложнейшую операцию.

 

Традиции сберегли люди, по профессии - врач. В БСМП во главу угла поставлено внимательное отношение к людям. Это - основное в работе лечебного учреждения. Так считает главный врач больницы Евгений ЛЮБИВЫЙ.


Евгений Дмитриевич Любивый сменил работу в Москве на Калининград полтора года назад. Тогда новый министр регионального здравоохранения Александр Юрьевич Кравченко только приступил к своим обязанностям, одной из которых было решение кадрового вопроса. Кравченко стал привлекать в Калининград врачей со всей России. Такое предложение получил и хирург Евгений Любивый.

 

КОРР.: - Вы переехали в Калининград в ноябре 2017 года, оставив работу в Москве. Тяжело далось такое решение?


Евгений ЛЮБИВЫЙ: - Нет, не тяжело. К тому времени я уже созрел для радикальных перемен в жизни. Я остепенился в прямом смысле этого слова: защитил докторскую диссертацию, достиг определенных успехов в профессиональной деятельности.

 

- Структура и особенности больницы скорой медицинской помощи мне очень хорошо известны. Порядка 15 лет я проработал в Москве в такой же клинике - городской больнице № 20. В скоропомощной больнице я состоялся как врач.

 

- Я пришел туда сразу после института на должность рядового врача, и эта работа меня затянула. Постоянное движение, ежедневное принятие решений, нестандартных, непротокольных. Каждый день новый больной, разная клиническая ситуация. Ты напрягаешь свой мозг, тебе приходится привлекать своих коллег – смежных специалистов, и вы вместе думаете над тем, как помочь человеку. А самое привлекательное в нашем деле – работа с колес. Привозят пациента, о котором ты ничего не знаешь.

 

- А увольнялся я в должности заместителя главного врача российского научного Центра хирургии им. академика Б.В. Петровского. Одно из его подразделений – хирургическое – было на базе больницы скорой медпомощи, где я работал. Там я стал научным сотрудником, защитил кандидатскую диссертацию, не прекращая работу врача-хирурга в больнице, а в 2009 году перешел на постоянную работу в Центр, где занял должность заместителя главного врача.


КОРР.: - В 2017 году вы приняли решение переехать на работу в Калининград. Почему?


Е. ЛЮБИВЫЙ: - В жизни иногда наступают моменты, когда ты понимаешь, что начинаешь буксовать. Приходишь на работу, где все отлажено, все распланировано. И где я больше администратор, чем хирург.

 

- В операционную заходил редко, хотя меня туда тянуло. В какой-то момент стало скучно. В 2016 году я защитил докторскую диссертацию.

 

- В мае 2017-го года я приехал в Калининград «на разведку». Познакомился с больницей, переговорил с Александром Юрьевичем, обсудили ряд вопросов. Как и сейчас, у нас тогда горели глаза.

 

КОРР.: - Вы приняли больницу с не самой лучшей репутацией. Какие перед вами были поставлены задачи?

 

Е. ЛЮБИВЫЙ: - Было сказано: «Приезжай, разберемся…». (Смеется).

 

КОРР.: - А если серьезно?

 

Е. ЛЮБИВЫЙ: - В Москве с Александром Кравченко я провел не одно дежурство, не одну операцию. Но, признаюсь, не ожидал, с чем здесь придется столкнуться. А он не предупреждал. О том, что мне придется контролировать строительство нового больничного корпуса, возводимого к Чемпионату мира по футболу в сжатые сроки, я даже не догадывался.


- Переезжая на работу в Калининград, я рассчитывал погрузиться в лечебный процесс, а тут… Но Чемпионат мы отработали и в этом огромная заслуга нашего министра.

 

КОРР.: - Вам напрямую пришлось столкнуться с трудностями.



 

Е. ЛЮБИВЫЙ: - Я помню свое первое впечатление от стройки. Шел проливной, непрекращающийся дождь, который заливал коробку здания будущего корпуса. Стены были, перекрытия были, но крыша отсутствовала. А срок сдачи – 1 апреля 2018 года.

 

- О том, что мы - уполномоченная больница, стало известно в конце декабря 2017-го года. «Уполномоченная» - это значит, что мы должны были принимать всех членов команд и VIP-персон (представителей ФИФА и другой административный персонал футбольных команд). В итоге свелось к тому, что мы принимали всех нуждающихся в медпомощи.

 

- Я могу только предположить, почему такой выбор пал на БСМП. На мой взгляд, это наиболее логичное место, куда доставляют больных в острых ситуациях. Больница скорой помощи в этом плане справляется лучше и быстрее.

 

- Думаю, современное оборудование, которое мы получали тогда для нового корпуса, тоже сыграло немаловажную роль в выборе медучреждения. Но корпус и оборудование - это же еще не все. Главное – люди, специалисты, вспомогательные службы. Все просматривалось, все тестировалось, и параллельно шла стройка!

 

- Признаюсь, мы сначала недооценили степень своей важности как уполномоченного медучреждения. Это стало понятно только, когда последовали комиссии, одна за другой. Там друзей нет, там все жестко. Либо у тебя это есть, либо нет.

 

- Мы жили и работали под постоянным контролем: со стороны губернатора, со стороны правительства, со стороны федеральной власти. Здесь были и министр Ольга Юрьевна Голодец, и представители федерального Минздрава, и ФИФА. 

 

- Работа велась практически круглосуточно. Реально было страшно. Огромный котлован, стоит остов полностью в воде. И ты понимаешь, что построиться в срок крайне сложно… Сейчас о том времени напоминают только фотографии, потихоньку все начинает забываться. Но для меня это было не только испытанием на новом месте работы, это было тестирование самого себя, хорошая школа жизни.

 

КОРР.: - Как тогда решался вопрос с кадрами?

 

Евгений ЛЮБИВЫЙ: - Частью обошлись собственными силами. Были приглашены и врачи из России – реанимация, хирургия, диагностика, которые работают по сей день. Всем понравилось, никто не намерен уезжать.

 

- Как здесь может не понравиться?! Хотя работа тяжелая морально и физически. Я всегда сравниваю врачей скорой помощи с военными. Война закончилась, и люди в погонах зачастую не находят себе применение. Так и в нашей работе. Врачу тяжело, он ругается, работы много, зарплата маленькая, больные попадаются не сахар. Но врач уже не может жить иначе. Он начинает болеть.

 

КОРР.: - Вы сейчас выдаете страшную тайну. Чиновники от регионального здравоохранения убеждают нас, что у вас очень хорошие зарплаты.

 

Е. ЛЮБИВЫЙ: - Зарплата достойная. Но, как и любому руководителю, мне бы очень хотелось, чтобы люди, работающие в таких больницах, как наша, получали зарплату, намного выше существующей.

 

- Возвращаясь к началу нашего разговора. При переезде сюда я ориентировал себя на лечебную работу в больнице. А столкнулся с тем, что надо готовить учреждение к Чемпионату и большую часть времени пришлось посвятить стройке, закупке препаратов, обучению сотрудников.

 

- Весь медперсонал должен был владеть в той или иной степени английским языком. Поэтому я привлек для работы в больнице переводчиков. Хотя наши врачи так же неплохо знают иностранные языки.

 

- Во избежание критических, неожиданных ситуаций медики ФИФА проводили обучение медперсонала по оказанию экстренной медицинской помощи.

 

- Во время Чемпионата к нам за помощью обратились около полусотни иностранцев. К счастью, серьезных среди них не было. Мониторили всех фанатов, всех болельщиков. Я совсем не любитель футбола, но посетил тестовый матч. Не из спортивного, а профессионального интереса: осмотреть футбольную арену, масштабы стадиона, специфику, расположение и пр.

 

- Наши сотрудники были в составе бригад, дежуривших на стадионе во время Чемпионата. Вся калининградская медицина варилась в одном котле – вокруг мундиаля. Был проделана очень сложная работа, и, я считаю, мы не подкачали.

 

- В этом, конечно, большая заслуга нашего министра Александра Кравченко. Ведь организовать недостаточно, главное – объединить людей.

 

- И так по всему городу: в каждой больнице что-то появлялось в рамках подготовки и проведения Чемпионата. Как результат – множество благодарностей на иностранных языках. Один из иностранных пациентов, марокканец, написал нам благодарность на арабском языке. Его доставили к нам прямо с самолета с подозрением на аппендицит.

 

- А истинная награда - это понимание, что справились, что смогли. Было трудно, было жестко, но - сделали. Выдохнули и поняли: это - кайф, мы - лучшие! Мы получили очень хороший жизненный урок.

 

- Я - в особенности. Ехал лечить, а на самом деле принял стройку, когда она уже велась несколько месяцев. Честно признаюсь: когда я все это увидел, очень усомнился, что мы уложимся в сроки. Но справились, в мае новый корпус уже начал принимать первых пациентов.

 

КОРР.: - Сейчас все, что досталось нам после Чемпионата, принято называть наследием. Какое наследие получила БСМП?

 

Е. ЛЮБИВЫЙ: - Конечно, это новый корпус, который позволяет распределять пациентов по степени тяжести, по принципу светофора. Красная зона - тяжелые больные, без сознания, в состоянии шока, иные ургентные состояния, которые подразумевают незамедлительное оказание медицинской помощи.

 

Желтая - средняя степень тяжести: пациенты в сознании, подлежат диагностическим манипуляциям для постановки правильного диагноза. И, наконец, зеленая зона, легкая - пациенты могут самостоятельно обращаться за медпомощью.

 

- Принцип светофора известен еще из военно-полевой хирургии, это мировая практика. Он совсем не нов, но используется только в шести клиниках России: на примере нашей больницы аналогичные структуры созданы в Волгограде, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

 

- Новый корпус можно сравнить с входными воротами, с мини-больницей, из которой затем пациентов распределяют по отделениям БСМП.

 

КОРР.: - Чемпионат пережили, наследство получили. Что дальше?

 

Евгений ЛЮБИВЫЙ: - Теперь можно строить смелые планы и они у нас есть - развитие новых технологий и оказание экстренной стационарной медицинской помощи на самом высоком уровне, начиная от терапии, заканчивая хирургией. Есть оборудование, возможности для обучения специалистов. Москва и Санкт-Петербург готовы принимать наших врачей для повышения квалификации.

 

- И уже есть результаты: на днях мы провели первую операцию по дроблению камней в почках. Врачи-урологи первого медицинского госуниверситета им. И.М. Сеченова находятся с нами на постоянной связи.

 

- Кроме того, в больнице впервые была проведена операция на пищеводе. Есть такая узкая патология – портальная гипертензия. Сейчас всех пациентов с таким диагнозом мы концентрируем в БСМП.

 

- Благодаря новому томографу мы расширили свои диагностические возможности. Кроме того, не так давно запустили операции на позвоночнике.

 

КОРР.: - Новый корпус, оборудование, операции, которых раньше не делали, - это хорошо. Но достаточно примеров в других больницах, где оборудование простаивает, потому что на нем некому работать. Какими принципами вы руководствуетесь в подборе персонала?

 

Е. ЛЮБИВЫЙ: - В подборе специалистов для меня важны профессиональные и личностные качества человека. Чтобы врач стал членом команды, он должен понимать, что происходит в больнице.

 

- Многие приходят с желанием работать в БСМП. Несколько профессиональных вопросов позволяют понять, кто перед тобой: человек команды или нет. Если я понимаю, что человек далек от той жизни, которая здесь протекает, я предлагаю поискать другое место работы. Человека команды приглашаю, со своей стороны обещая то-то и то-то.



 

КОРР.: - А что вы обещаете?

 

Е. ЛЮБИВЫЙ: - Например, оплату аренды жилья. Я проговариваю все вопросы, в том числе и бытовые. Разбираю ситуацию каждой семьи «по косточкам».

 

КОРР.: - У молодых специалистов опыта нет, но работать-то им надо. Как поступаете со вчерашними студентами-медиками?

 

Е. ЛЮБИВЫЙ: - Молодым предлагаю подежурить, днем или ночью, в приемном отделении. А иначе невозможно научиться. У нас же сейчас привыкли обучаться виртуально. Нет! Чтобы ни говорили о возможностях современных технологий, мое твердое убеждение: пока не пообщаешься с человеком, невозможно понять всю клиническую картину его заболевания.

 

- Сколько раз такое было: приходит человек с горящими глазами: «Я хочу у вас работать!» Отвечаю: «Нет проблем! Идите в приемное отделение. Сутки отдежурьте, а дальше будем разговаривать». После этих суток он либо остается, либо исчезает. Продолжаем разговор с теми, кто приходит после дежурства.

 

КОРР.: - Я знаю, что Александр Юрьевич Кравченко первую свою операцию провел под вашим контролем. Вы можете назвать его своим учеником?

 

Е. ЛЮБИВЫЙ: - В полной мере - нет. Приехав в Москву, он поступил на работу в ту же больницу, где работал и я. Соответственно мы с ним вместе дежурили, оперировали, выхаживали пациентов, которые нас помнят до сих пор, и которых мы помним до сих пор…

 

- Когда постоишь ночку за столом, прооперируешь 5-6 человек, а потом зеленый выползаешь из больницы… Это состояние очень трудно передать. Если тандем складывается, ты понимаешь – этот не подведет. Поверьте, немного таких людей. Александр Юрьевич точно один из них.

 

- А еще у нас с ним был один общий учитель - профессор Александр Константинович Ерамишанцев. Слава Богу, что нам посчастливилось работать с этим человеком. Вокруг него был особый дух. Было то, к чему я стремлюсь здесь: есть больной человек и вокруг него начинают все объединяться, концентрироваться. Это самое важное для врача. Врачом нельзя быть по расписанию. Врач – это не профессия, это образ жизни.

 

- Если человек не медик, то он не медик сразу. Я себя вспоминаю после дежурств: все, не буду больше дежурить, не хочу, не могу… Никакой. Небольшой отдых – и все мрачные мысли позади! Такой человек, без сомнения, полноценный врач.

 

- Я, может, сейчас идеальные вещи скажу, но меня так учили. Я сам так поступаю: не просто выписываю в никуда, а сопровождаю пациента после выписки. Я врачей учу не просто давать рекомендации сделать то-то и то-то. А подумать, как он это сделает, где, куда ему идти, к кому обращаться.

 

- Либо подробно объясни, либо не заводи разговор вообще. Не можешь, постарайся найти другого специалиста, который сможет. Нельзя обрывать контакт. Если вы понимаете, что от вас что-то зависит, делайте это по максимуму.

 

- Именно за невнимательное отношение к больным мне приходилось увольнять врачей. Для меня отношение к больному – это краеугольный камень. Это черта. Отличный врач, прекрасный специалист, но если в отношении к больному равнодушен… 

 

- Я никогда не пойму врача, который, прооперировав больного, на следующий день не поинтересовался его состоянием. Или, не дай бог, осложнение, а у него выходной, и поэтому не приехал. Это для меня недопустимо.

 

- Моя самая большая мечта - чтобы люди из больницы уходили с улыбками, - сказал в заключение Евгений Любивый.

 

Он уверен, что врач - не просто профессия. Это вся жизнь, ведь ты живешь неотделимо от тех, кого лечишь, думая о том, все ли у них в порядке, успешно ли они проходят лечение, какую профилактику им назначить и т.д. Люди, которые становятся врачами - очень смелые и порой жесткие, но однозначно - герои.

 

 

Майя БЛИНОВА



1323

Популярное

Главный врач «инфекционки» Ольга Краснова: «Вирулентный омикрон. Переходим на респитаторы»

Областная «инфекционка» готова встретить омикрон. Хотя еще неделю назад ее коечный фонд уже был заполнен на 100 %.

Глава минздрава Александр Кравченко: «Медицина Калининграда готова противостоять омикрону».

У нас в регионе все есть для встречи с омикроном: деньги, коечный фонд, оборудование, налажена реабилитация...

А. Кравченко, руководитель минздрава региона: - На углубленную диспансеризацию пригласит страховая компания.

Александр Кравченко рассказал, как проходит процесс формирования списка пациентов, подлежащих углубленной диспансеризации.