Лилия ПОПОВА: «Важно понимать, что ты не просто «отработал ещё один день»

22 Мая 2017 12:55


ЗАКОНЫ ЖИЗНИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ


Школьная медалистка и обладательница «красного» ВУЗовского диплома, Лилия Попова даже начинала писать диссертацию, но однажды поняла, что тратить время на то, чтобы на визитной карточке просто появилась престижная и красивая надпись – к.ф.н., она не хочет.

Лилия ПОПОВА: - Я закончила факультет романо-германской филологии в РГУ им. Канта. Специальность по диплому - преподаватель английского языка и литературы. Но, честно говоря, очень хотела поступать на юрфак: запоем читала юридическую литературу. И до сих пор люблю сюжеты, связанные с законодательством. В свободное время изучаю законы, которые могут пригодиться в жизни: о защите прав потребителей и т.д.

Вот недавно сама судилась с застройщиком, который задерживает сдачу квартиры. Суд первой инстанции присудил мне мизерную неустойку. Адвокат предлагал соглашаться хоть на это.

Я, внимательно прочитав текст решения, нашла в нем весьма спорные моменты и все-таки настояла на апелляции, будучи полностью уверенной, что выиграю. Так и получилось - вторая инстанция присудила мне все, что я требовала изначально в иске. Не исключаю, что во мне пропал неплохой юрист.

О телевидении, как это часто бывает, я даже и не думала, хотя, смотрела с удовольствием местные каналы, нравились их авторские программы. Однажды я приехала на телеканал «Премьер», чтобы забрать материал, который был отснят специально для руководства компании, в которой я тогда работала. С телевидением эта работа связана не была.

Но пока ждала кассету, болтала на коридоре с сотрудниками. Мне очень понравилась неформальная атмосфера, которая царила в редакции. В шутку спросила: «Как к вам на работу попасть?».

В то время я была абсолютно уверена, что на телевидение попадают исключительно по блату. Мне ответили: «Да никак, просто приходи и работай. Только учти: денег у нас практически не платят». Вопрос денег меня тогда волновал меньше всего, были кое-какие накопления.

Так что начало моей карьеры на ТВ - чистая случайность, а вот дальнейшее продвижение – это уже результат долгой и упорной работы.

« В мой первый рабочий день в Калининград приехал Олег Газманов и отправился в БГА. Договоренностей об интервью с ним не было никаких. Оператор по дороге в машине учил меня, как правильно держать микрофон. А я про себя зубрила один единственный вопрос, который готовилась задать певцу. Когда мы к нему подошли попросить об интервью, его помощник или директор (уж не знаю, что это был за человек), на нас закричал разве что ни матом, мол, никаких интервью. Я умоляла дать нам хотя бы три минутки, и Газманов согласился.
С перепуга я забыла тот самый вопрос, который зубрила всю дорогу. На удивление, Олег оказался очень милым и добродушным. Сам наговорил мне интервью минут на тридцать. Я возвращалась в редакцию с большим интервью, взятым просто с наскока. Потом я из него сделала сразу два сюжета»

У меня дома лежат еще старые кассеты формата VHS, на которых записаны мои сюжеты, сделанные в то время. Когда я слышу свою тогдашнюю озвучку, хватаюсь за голову: «Боже, как это можно было выпустить в эфир!!!».

Но я очень благодарна Андрею Николаевичу Шуляку, он дал мне шанс, как и многим другим начинающим журналистам, которые приходили на «Премьер» из ниоткуда, а потом, набравшись опыта, уходили на «Каскад» или ГТРК, а то и сразу в Москву.

Наверное, редкий тележурналист в Калининграде из старой гвардии не поработал на «Премьере». Шуляк был очень душевным, неординарным руководителем.

На «Премьере» я доросла до шеф-редактора программы «Окрест». Я помню, как не хватало машин, камер, людей. Часть сотрудников были просто, что называется, человек-оркестр: сами снимали, сами писали сюжеты. Нередко из-за нехватки транспорта ходили на съемки пешком.

Поэтому я приняла решение перейти на телеканал «Каскад», где с материально-технической базой ситуация была лучше.

При старом руководстве «Каскада» я успела поработать совсем немного, но именно в то время были сняты, пожалуй, самые качественные и интересные сюжеты. Ведь шеф-редактором тогда работал Дмитрий Подгорчук.

Параллельно он возглавлял корпункт «Рен-ТВ» в Калининграде и, соответственно, и нам ставил задачи делать сюжеты федерального уровня.

А потом все резко изменилось…

На «Каскад» пришел господин Пирогов. «Каскад» поназаключал договоров со всеми властными структурами Калининграда и области и началась «новая жизнь». Мне досталась программа по заказу мэрии и горсовета «Городской курьер». Денег Пирогов стал платить больше, но работать стало очень сложно психологически.

В коллективе сложилась атмосфера недоверия и подозрений всех и во всем. Какое-то время мы еще надеялись, что Ольге Котовской и Игорю Ростову удастся отбить канал обратно. Мы иногда встречались с Ольгой Гурьевной в кафе и, по моим ощущениям, она намерена была бороться до конца. Известие о ее гибели стало для меня просто шокирующем!



«ОСТАНКИНО» И ГИГАНТСКИЙ КОНВЕЙЕР


Особого рвения переезжать в Москву Лилия Попова не испытывала, но так сложилась жизнь - нужны были деньги и работа. Идти в пресс-службу желания не было, хотелось истинно репортёрской работы. По словам самой Лилии, суета больших городов привлекала, но «покорять столицу» в 26 лет, по её мнению, было уже поздновато.

Лилия ПОПОВА: - Я рассылала резюме на все федеральные каналы, во все программы, но ниоткуда не было ответа. И тут в один прекрасный день звонок: «Первый канал. Программа «Доброе утро». Мы хотим пригласить Вас на собеседование». Я аж подпрыгнула! Тут же купила билеты и через день уже была в Москве в телецентре «Останкино». Но после того, как мне озвучили условия работы, я поняла что рано радовалась…

Первые два месяца – испытательный срок, работа без оплаты, потом сдельная – если я сейчас не ошибаюсь, 50 долларов за сюжет. В месяц у одного корреспондента, дай Бог, выходит пара-тройка сюжетов. В общем, прикинув, что мне еще нужно выплачивать кредит и оплачивать съемную квартиру, я поняла, что работать в лучшем случае за 150-200 долларов в месяц я никак не смогу.

Я позвонила Юле Парамоновой. Она уволилась с «Каскада» где-то за месяц до меня и устроилась в редакцию документальных фильмов телекомпании «Останкино», которая принадлежит ведущему программы «Человек и Закон» Алексею Пиманову.

Юля дала мне телефон своей начальницы, вроде, им нужны были авторы. После долгих уговоров, мои сюжеты согласились посмотреть и меня взяли на работу.

Переезд произошел как-то молниеносно, просто купила билет в один конец (до сих пор его храню) и все.



ДОКУМЕНТАЛИСТИКА И НОВОСТНОЙ «ДРАЙВ»


В редакции документального кино все журналисты были и авторы и продюсеры одновременно. Сами искали истории и героев, сами договаривались с ними о съемках. Для Лилии Поповой это было самое сложное: набрать номер и уговорить человека на камеру рассказать то, что ему, может быть, совсем не хочется. Ведь были и сюжеты о потери близких, о сугубо личном.

Лилия ПОПОВА: - Поначалу было очень страшно делать интервью со звёздами. Например, в фильме про холостяков (в эфире - “Не хочу жениться”- прим. ред.) снимала Виктора Мережко и его дочь Машу.

Я волновалась: все-таки звезда, народный артист, человек в годах, а я его тут про любовниц пытаю. Но все прошло отлично. После выхода в эфир, позвонила Мария Мережко с благодарностями. Это было приятно и неожиданно!

Это вообще был, наверное, один из самых интересных проектов в плане съемок. Мы устраивали убежденным холостякам свидания с женщинами, записывали все на камеру в режиме реального времени, потом анализировали, почему же они все-таки одиноки.

«А бывали и другие истории. Я привезла из Калининграда просто фантастическую историю любви, где было снято все «от и до». Заместитель Константина Эрнста, Олег Вольнов, чье слово было решающим при приемке каналом наших фильмов, сказал: «Я беру все кино только из-за этой истории. Вот именно так нужно снимать!». Было очень приятно. В эфире Первого канала фильм вышел в 2009 г. под названием «На все ради любви»

Но, к сожалению, все авторы подобных фильмов всегда за кадром: стендапы не предполагаются форматом, текст озвучивает приглашенный актер. Все это напоминало гигантских конвейер, в котором ты просто маленький и никому неизвестный винтик.

В Москве десятки подобных производящих компаний, в которых трудятся сотни таких авторов. «Специальные репортажи», где автор сам озвучивает свое произведение, мне в этом плане нравятся гораздо больше. А ещё я всегда скучала по новостям, по работе в кадре, по драйву: успеть под эфир!

График в телекомпании «Останкино» был относительно свободный, поэтому, я еще устроилась в автоновости на «Драйв ТВ». Плюс, ездила просто на интервью для других документальных проектов.

Доходы постепенно росли, я уже могла позволить себе снимать квартиру одна, купила хоть и очень скромный, но личный автомобиль. Да, график был по-прежнему жестким – практически без выходных - но появился просвет: в финансовом плане жить стало намного легче.

Когда ушла в новости на ТВЦ, зарплата, по сравнению с доккино, была намного ниже, по крайней мере, у меня. Поэтому, режим «три работы» сохранялся еще несколько лет.



ВЫБОРЫ В США И НЕЗАЛЕЖНАЯ


Работа в новостях, несмотря на сумасшедший график, была для Лилии Поповой любима особенно. По её словам, важно, что ты не просто отработал еще один день, но и принес пользу. Ведь после выхода в эфир сюжета о какой-либо проблеме (пусть это будет даже просто текущая крыша), вероятность того, что сразу после эфира у кого-то из ответственных за эту самую текущую крышу в кабинете раздастся «звоночек сверху», и рабочие начнут ее латать, очень высока.

Лилия ПОПОВА: - Первые несколько лет в «Событиях» на ТВЦ я честно объездила добрую половину московских помоек, дворов, школ, больниц… Но я также снимала и сюжеты на политические темы - это совершенно другой уровень ответственности. Ведь такие сюжеты предполагают не просто констатацию факта и событий, но зачастую и некий экскурс в их предысторию, анализ.

Возьмем, к примеру, новую администрацию США. Ее сейчас просто «штормит». И когда уже новые лица Вашингтона начинают делать резкие и странные заявления, нужно вспомнить, а что они говорили до этого. И какие факторы могли повлиять на изменение позиции. Плюс, может быть, привести какие-то примеры из истории. К чему могут привести те или иные действия. И «OK Google» здесь не всегда может быть помощником.

«Я никогда не отказываюсь от поездок (хотя на нашем канале это всегда по желанию), ведь это уникальная возможность увидеть страны и города, в которые в свой обычный отпуск ты вряд ли поедешь.
Командировка на выборы президента США была, наверное, самой ответственной. Выборы президента США кардинально отличаются от наших. Это шоу не только на экранах ТВ, но и на улицах городов.
Много ряженых в костюмы, символизирующие того или иного кандидата. Продают очень много сувениров, порой, весьма скабрезного толка. В барах продают коктейли: Трампиниус и Хиллариус. Драки между сторонниками и противниками того или иного кандидата. Уличные художники дерут с туристов деньги за возможность сфотографироваться с портретом Хиллари или Дональда.
В общем, жизнь просто бурлит. И мы оказались в этом водовороте. За первые двое суток поспали полтора часа, потому что просто невозможно было выключить камеру и отчитаться в редакцию: мы все сняли, вокруг постоянно что-то происходило»

Ещё одна из многих моих поездок тоже была полна приключений… Когда конфликт на юго-востоке Украины только-только разгорался, но еще не было военных действий, меня отправили в командировку в Донецк.

Сразу по прилету из общей очереди начали выдергивать журналистов и людей с российскими паспортами и разводили по разным кабинетам. Сначала «отрабатывали» операторов и журналистов, потом всех остальных.

Мне устроили чуть ли не допрос: с какой целью я приехала, сколько у меня с собой денег и я честно показала пачку купюр – 170 тыс. рублей – это командировочные на неделю.

У меня и оператора забрали паспорта и, не объясняя ничего, люди в форме велели следовать за ними. Нас посадили на самолет, летящий обратно в Москву. О причинах отказа во въезде в Украину нам никто не сообщил, паспортов не отдали. Просто сказали: СБУ вам отказывает во въезде и все.

В Москве нам отдали наши паспорта и бумаги, которые не показали в Донецке. Там была написана причина отказа во въезде на Украину: «Недостаточно денежных средств для въезда на территорию страны»!!! Больше на Украину я не летала.

О ЛИЧНОМ И ПЕРЕМЕНАХ В ЖИЗНИ


Для каждого человека опорой и поддержкой в жизни являются близкие люди. А в репортёрской профессии, с многочисленными командировками, так важно чтобы кто-то ждал тебя дома.

Супруг Лилии Поповой, помогает во всём своей второй половинке, что любой женщине безумно приятно. Он также разделяет пристрастие Лилии к животным и её волонтёрскую работу. Эта история её жизни началась, когда пришла идея взять в дом вторую кошку, потому что первая очень грустила в одиночестве.

Благодаря Фонду помощи животным, Лилии Поповой достался новый, хоть и весьма проблемный, питомец. В поисках информации в интернете о лечении, Лилия неожиданно наткнулась на массу душераздирающих историй о выброшенных на улицу животных.

Лилия ПОПОВА: - Тут же собирались какие-то команды помощи, кто-то участвовал деньгами, кто-то помогал с машиной (привезти-отвезти больное животное в клинику), тут же были счастливые истории спасенных кошек и собак, которым, благодаря усилиям волонтеров, удалось найти новый дом. И как-то незаметно для себя втянулась я в это дело.

Одно время мы вывозили кошек из Звенигородского монастыря, их к воротам просто ящиками подбрасывали. Мы их вывозили в Москву, лечили, искали передержки, которые временно согласятся приютить у себя зверят, пока ты ищешь им постоянный дом. В итоге, теперь у меня у самой три кошки, подобранные или взятые из приюта, а у мужа – собака, йоркширский терьер.

«Муж у меня, к счастью, к телевидению никакого отношения не имеет. Иначе, мне кажется, мы бы не ужились. Хотя он тоже человек творческий, по первой специальности музыкант. Играет на многих музыкальных инструментах, прекрасно поет. Ради мужа я поменяла фамилию. Теперь я Акиньшина, а не Попова. Хотя, очень многие отговаривали, как раз таки учитывая, что я много лет в профессии именно под этой фамилией, но для мужа это был принципиальный момент. И, учитывая, как много издержек моей профессии ему приходится ощущать на себе, я решила пойти в этом вопросе ему навстречу»

Муж, видя в каком режиме я работаю, очень ощутимо помогает мне с домашними делами. Зная, как мне тяжело вставать по утрам, каждое утро он готовит мне чашечку кофе, которая всегда ждет меня на кухне.

К публичности он относится абсолютно спокойно, думаю, ему это скорее даже нравится и льстит. А вот, когда я уезжаю в командировки, переживает, скучает, а в отпуске пытается отобрать у меня все девайсы с Интернетом, чтобы я перестала смотреть новостные ленты.

 

P.S.


Лилия ПОПОВА: - Мне кажется, всегда нужно помнить, что жизнь переменчива: сегодня ты звезда, а завтра можешь оказаться никому не нужным отработанным материалом. И нужно быть благодарным людям, которые проявляют интерес к тебе и твоему творчеству. Если ты достиг большего, чем другие, помоги советом начинающим, ведь твой опыт может быть полезен.

О том, как сложится моя жизнь дальше, я стараюсь не загадывать, памятуя изречение про «хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Есть то, чего мне хотелось бы достичь в профессиональном плане и для этого я постоянно работаю над собой: читаю специализированную литературу, совершенствую знания языков. Можем с вами пообщаться через несколько лет и тогда расскажу, получилось или нет.

Эллина ЗАБЕЛЛО

1061

Популярное

Ксения ДЕМИДОВА (Россия 24): «И родившись на Камчатке, можно покорить Москву»
Эксклюзивное интервью известной телеведущей калининградскому порталу Caravan.su
Телеведущий Стас НАТАНЗОН: «В журналистике главное - думать»
Один из самых известных репортеров России дал эксклюзивное интервью «Новому каравану».
Валерия АЛЁХИНА, калининградка и корреспондент НТВ: «Журналист должен менять мир»
Калининградка на НТВ. Молодая, дерзкая, трудолюбивая и амбициозная.