
Заведующая отделением микрохирургии глаза Областной клинической больницы, офтальмохирург, врач высшей категории, главный внештатный офтальмолог министерства здравоохранения области, Заслуженный врач РФ Инесса ИВАНОВА рассказала изданию «НК-Здоровье» о хирургических «новинках» отделения.
Корр.: - Инесса Ивановна, с момента репортажа наших журналистов из вашей операционной прошло два года. Что за это время изменилось в плане оказания офтальмологической помощи в отделении микрохирургии глаза областной больницы?
Инесса ИВАНОВА: - Два года назад мы только начинали заниматься хирургией макулярных отверстий. А сегодня мы уже используем совершенно новую технологию с использованием обогащенной тромбоцитами плазмы крови в качестве склеивающего края разрыва материала.
- Чаще всего макулярные разрывы обусловлены процессом старения организма. У человека на фоне физической нагрузки, мелких кровоизлияний, стекловидное тело, которым заполнена большая часть глаза, подвергается изменениям. Его волокна отрываются от сетчатки и на сетчатке образуются надрывы, а потом и разрывы.
- Заболевание в большинстве случаев развивается постепенно, и люди не всегда сразу обращают внимание на измененное зрение. По мере развития болезни появляется «пятно» перед глазом и происходит резкое снижение остроты зрения вдаль. При появлении данных симптомов необходимо обратится к офтальмологу.
- Основной метод лечения – хирургический. Существует достаточно много способов закрытия макулярного разрыва. В нашем отделении мы освоили новейшую PRP-технологию. Во время операции у пациента берется венозная кровь, путем центрифугирования отделяется плазма крови, 2-3 капли которой наносят на разрыв.
- Получается так называемая фибриновая пленка, которая позволяет склеить края разрыва. Данные операции относятся к витреоретинальной хирургии.
- В настоящее время мы оперируем и эпиретинальный фиброз. Это довольно распространенное возрастное заболевание, медленное и неуклонное прогрессирование которого, вызывает серьезное ухудшение зрения. Обычно развивается у людей старше 65 лет. Заболевание не всегда поддается консервативному лечению, поэтому назначается витреоретинальная операция.
- В случае благополучного исхода операции, зрение постепенно (на протяжении несколько месяцев) возвращается. Сразу же после операции, пациенты, как правило, отмечают улучшение остроты зрения на 20 и более процентов.
Корр.: - Инесса Ивановна, усилиями администрации областной больницы и Министерства Здравоохранения Калининградской области делается все, чтобы калининградцы как можно реже обращались за медпомощью за пределы области. А как в этой связи обстоят дела в офтальмологии?
И. ИВАНОВА: - Мы все делаем для того, чтобы ни для каких операций не нужно было ехать за пределы области. В нашем отделении список высокотехнологичных операций, которые можно выполнить на месте ежегодно растет.
- Например, в 2021 году у нас внедрен эндоскопический способ лечения заболеваний слезоотводящих путей. Мы мечтали, чтобы и у нас появилось оборудование для проведения подобных операций. И это произошло. У нас появилась возможность проводить рентгеноконтрастное исследование слезных путей, с одной стороны.
- С другой стороны - полностью оснащено до уровня оказания высокотехнологичной помощи наше оториноларигологическое отделение. При таких заболеваниях, которые находятся на стыке офтальмологии и оториноларингологии, мы работаем совместно с коллегами из лор-отделения и используем их эндоскопическое оборудование.
- Нами внедрены новые операции лечения глаукомы с использованием металлического дренажа. Метод позволяет при запущенной глаукоме создать путь оттока для жидкости и сохранить глаз.
- Мы освоили новые технологии в лечении осложненной катаракты. Это те случаи, когда катаракта сочетается с глаукомой, с отслойкой сетчатки, с другими заболеваниями. При таких операциях необходимы новые способы фиксации искусственного хрусталика.
- Мы начали использовать склеральный способ фиксации, который позволяет восстановить зрение при травматических повреждениях радужки. А с сентября 2021-го года в отделении начнет проводиться и сквозная кератопластика.
Корр.: - Ваш Центр прирос офтальмологическим травмпунктом. Временно или навсегда?
И. ИВАНОВА: - Травмпункт переехал на базу нашего отделения во время эпидемии, когда ЦГКБ была вынуждена ряд отделений перевести в другие лечебные учреждения из-за необходимости лечить пациентов с короновирусом. А теперь мы понимаем, что наличие такого оснащенного современным оборудованием центра позволяет лечить все виды глазной травмы с учетом требований стандартов оказания помощи.
- К примеру, если произошло проникающее ранение глаза с инородным телом и оно вколочено в сетчатку - у нас есть возможность сразу произвести первичную хирургическую обработку и удалить инородное тело.
Корр.: - Инесса Ивановна, прошу прощения за оговорку: назвала отделение Центром. Но, мне кажется, исходя из того, о чем мы сейчас говорили, уровень оказания медицинской помощи уже давно вышел за рамки просто отделения. Это, действительно, настоящий офтальмологический Центр.
Инесса ИВАНОВА: - В настоящее время в нашем офтальмологическом корпусе областной больницы сконцентрированы диагностические кабинеты, кабинет неотложной офтальмологической помощи, дневной стационар, круглосуточный стационар, три операционные с современным оборудованием. То есть по своей сути - это структура соответствует полностью офтальмологическому центру в соответствии с Порядком оказания офтальмологической помощи. И это действительно уровень современного Центра.
Корр.: - Будем надеяться, что руководство больницы и региональный Минздрав обратят на это внимание.
Инесса ИВАНОВА: - У нас много задач. Самое большое счастье для нас - это дарить зрение нашим пациентам.
Корр.: - Спасибо за беседу.
Майя БЛИНОВА