Амбициозный Антон Алиханов… А что наша жизнь? Кино!

16 Февраля 2017 17:08



Отныне, теперь, наконец-то,
Сейчас, и в любую погоду,
Вот здесь, а затем повсеместно
Все будем мы жить по-другому -
Без гнева и печали,
На благо всей земли,
Как мы давно мечтали,
Но так и не смогли.
Синема, синема, синема!
От тебя мы без ума!
(песня из фильма «Человек с бульвара Капуцинов».)


В ближайшее время Калининградская область рискует превратиться в Мекку отечественной киноиндустрии. Наш временный губернатор Антон Алиханов не так давно подтвердил намерение поучаствовать в проекте по запуску в России системы финансовых возвратов кинопроизводителям за съемку фильмов.

Напомним, соглашение об этом он подписал вместе с директором направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Светланой Чупшевой и руководителем Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергеем Сельяновым.

Стремление власти превратить жизнь населения области не только в цирк, но и в другое «важнейшее из искусств» обойдется региональному бюджету в сущий пустяк - каких-то 20 миллионов рублей. Зато каждый калининградец вскоре сможет с гордостью сказать - эх, заживем, как в кино….

МАНЬЯК В РУИНАХ КЕНИГСБЕРГА


Сказать правду, Калининградская область никогда не была обделена вниманием отечественных кинематографистов. Долгие годы она была едва ли не единственным поставщиком развалин Третьего рейха для фильмов, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

Заметим, изображать мирную и благополучную Европу обычно выпадало городам ныне независимых республик Прибалтики. Так было в 50, 60 и даже в 80-е годы прошлого века.

Калининграду же в этом процессе выпадала незавидная участь. На территории региона в то время во имя «важнейшего из искусств» вовсю на съемках взрывали немецкие дома и замки, как, например, это случилось в Немане, где замок «Рагнит» взлетал на воздух аж три раза и теперь его разрушенный киношным тротилом остов власти мечтают превратить в «орденскую замануху» для неискушенного в истории туриста.

Затем интерес к военной теме в интерьерах кенигсбергских руин несколько поутих. То ли киношники научились имитировать военные действия в пределах московского Садового кольца, то ли годы перестройки и последующих «лихих 90-х» окончательно стерли разницу между послевоенным обликом Калининграда и внешним видом любого другого среднестатистического российского города.

Как тяжкое наследие тех светлых лет по городу до сих пор ходят байки про «фрицев» из массовки, любивших «в чем были» зайти в близлежащий магазин и, направив на изумленную продавщицу бутафорский «шмайсер», на ломанном русском попросить шкалик для «сугреву».

Кто знает, может, встреча в глубоком детстве с такими «немцами» и стала той психологической травмой, которая впоследствии трансформировалась у некоторых местных журналистов и общественных деятелей в фобию «ползучей германизации»?

Потом в 90-е на территории области был снят сериал из жизни литовских контрабандистов. В главных ролях - актеры «Тильзит-театра» из Советска.

Но серьезный интерес российский кинематограф стал испытывать к региону в первой половине 2000 -х. Так в одной из серий первого сезона сериала «Кодекс чести» бравые спецназовцы были посланы в наш забытый богом и федеральным центром город, чтобы предотвратить покушение на кандидата в губернаторы.

Это был как раз год, когда мы все ждали, кого нам назначат первым лицом региона, и потому все происходящее на экране воспринималось как едкая сатира на злобу дня.

С тех пор Калининград и балтийское побережье еще несколько раз засветились в сериалах различного формата и постепенно на смену Калининграду - городу, где «только вчера закончилась война», пришел новый кинематографический образ.

Калининград окончательно превратился в город шпионов (их у нас особенно много, и то правда - не в Урюпинске же их искать!), мафиозных разборок (не больше, чем в других российских населенных пунктах, к которым прикоснулась нежная рука творцов телевизионного мыла) и маньяков (они у нас особенные, так сказать, готические с восточно-прусским налетом).

Наконец, в самом начале нового десятилетия наш регион был отдан на разграбление большому блокбастерному кинематографу. Говорят, одному из адептов такого кино Федору Бондарчуку так понравился «Шлосс-отель» в Янтарном, что он решил совместить приятное с полезным.

Еще Калининград посетил гуру российского арт-хауса Кирилл Серебренников, чтобы снять здесь своего нашумевшего, но не всем понятного, «Ученика».



ДАЕШЬ ГОЛЛИВУД!


Однако надо сказать, что все это время калининградцы, изнывавшие под гнетом заезжих кинематографистов, втайне лелеяли мечту о своем собственном Голливуде.

Еще в начале 90-х его призраком мировое сообщество пугала тогдашний вице-мэр по культуре Александра Яковлева (нынче депутат Горсовета Калининграда). Но потом она невовремя увлеклась железными дорогами и лет на пятнадцать уехала. А губернаторы янтарного края были к этой затее равнодушны: Маточкину за глаза хватило свободной зоны, Горбенко был погружен, если кто помнит, в таинство определения регионального «коэффициента сараистости».

Что хотели от области Владимир Егоров, Николай Цуканов и боец невидимого фронта Евгений Зиничев, похоже, так и осталось тайной даже для них самих. А вот федеральный проходимец Георгий Боос мечтал о большом и светлом - он хотел развивать на берегах седой Балтики дирижаблестроение...

И только в 2016 году эта мечта о калининградском Голливуде начала обретать конкретные черты, когда в кресло губернатора высочайшим Указом был посажен увлекающийся всякими «фантиками» Антон Алиханов.

Не успели закончиться выборы, как в СМИ появилась информация, что региональное правительство решило подарить деятелям российского кинематографа 20 миллионов полновесных рублей из областного бюджета. Подарить, понятное дело, не за здорово живешь.

По мысли экономических стратегов из правительства Антона Алиханова, этой суммы за глаза должно было хватить для того, чтобы заманить сюда режиссеров, продюсеров, операторов и кино-народ попроще для проведения съемок.

Более того, часть выделенных средств предназначалась для создания положительного имиджа региона подручными кинематографическими средствами.

К примеру, чтобы один из героев по сюжету упомянул всуе столицу янтарного края. Типа:
-Джон, все о`кей?
- Все о`кей. Мы же в Калининграде…

Или как вариант.
Седой уставший полицейский, третий день сидящий в засаде под проливным дождем, мечтательно смотрит на небо и произносит:
- А в Калининграде, наверное, жарища страшная (селёдка дешевая, янтарь самый крупный, «Рыбная деревня» новее, памятник Канту самый большой в России).

Ну, или еще какие-нибудь теплые и хорошие слова…

А как выглядит свежая кинематографическая «расчлененка» на ступенях Кафедрального собора или в лучах балтийского заката! Или серийный убийца, выходящий на охоту с «Критикой чистого разума» Канта в кармане! Как вам?

Ну и на край, в финальных титрах съёмочная группа должна была бы выразить благодарность Калининграду и калининградцам, передать привет его мудрым руководителям и пообещать приехать еще...

Такой подход, выразил уверенность региональный министр «культуризма» Андрей Ермак, в разы повысит узнаваемость региона и поможет завлечь к нам те самые недостающие для полного счастья семь миллионов туристов, которые так и не заинтересовались ни остатками «прусского наследия», ни янтарем, ни, наконец, смытыми пляжами или даже ракетами «Искандер».

Заодно это резко повысит самооценку коренных калининградцев, привыкших видеть красивую жизнь исключительно на экране и исключительно в «забугорном» варианте. Теперь, наконец, они воочию смогут убедиться, в каком райском месте им выпало жить.

Кроме этого была высказана мысль, что производство кино на территории области позволит укрепить ее благосостояние, поскольку работать в съёмочных группах будут не какие-нибудь нелегальные таджики, а чистокровные калининградцы, и жить звезды отечественного и мирового кинематографа будут исключительно в местных гостиницах.

Они же будут вести богемный образ жизни, не отходя далеко от калининградских ресторанов.

АТТРАКЦИОН НЕСЛЫХАННОЙ ЩЕДРОСТИ


Поначалу общественность отнеслась к словам властьимущих не слишком внимательно, опрометчиво списав их на возможные галлюцинации в натруженных политическими боями головах областных чиновников. Но дальнейшие события показали, что алихановцы озаботились развитием местного Голливуда всерьез и надолго.

Собственно говоря, идея рибейта (а именно так называется система финансовых возвратов кинопроизводителям за съемку фильмов) возникла не здесь. К ее рождению ни сам временный губернатор Алиханов , ни его министерские врио никакого отношения не имели.

Впервые мысль о том, что регионы должны делить с киношниками все тяготы и лишения, возникла в недрах Агентства стратегических инициатив. Поддержали ее Фонд кино и Ассоциация продюсеров кино- и телевидения. Пионером в реализации затеи решено было сделать Владивосток.

Кроме него статус «кинорегиона» должны были получить Краснодарский и Алтайский края, Республики Крым, Татарстан и Саха, а также Московская, Ленинградская, Тульская, Нижегородская и Ростовская области.

Поначалу никакого «самого западного региона» в списках не значилось. Что побудило Антона Алиханова запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, никто не знает. Но, запрыгнув, его чиновники разошлись не на шутку! Так наш временный губернатор (не самого богатого региона) сходу пообещал возместить киношникам аж 20 % от их затрат и этим обещанием Алиханов враз превратил область и себя лично в лидеров проекта.

Для справки: Приморский край готов отстегнуть «на Голливуд» лишь 15 %, а другие регионы и того меньше - от 5 до 10%.

И вот договаривающиеся стороны ударили по рукам. В результате Калининградской области предстоит «принять участие в разработке дорожной карты с планом-графиком реализации совместных инициатив сторон-участников соглашения и проектов по развитию кино- и телепроизводств» на ее территории.

Ну и быть в постоянной готовности платить по счетам оборотистых кинобизнесменов…

Взамен калининградцам было обещано, что когда-нибудь кинобизнес «может стать очень перспективным направлением творческого кластера региональной экономики, принести дивиденды для туризма, сферы сервиса и других отраслей».

Конкретные сроки, когда на область прольется золотой дождь кинодивидендов, названы не были. Да, собственно, никто особо не задавался этим вопросом. Равно как никого не интересовало, а будут ли вообще эти дивиденды, есть ли экономическое обоснование проекта…

Или вся его прелесть заключена в том, что наши чиновники свято верят в силу магии голубого экрана?

Неизвестно, по крайней мере пока, сколько именно фильмов рискнут снять в нашей области, кто будет работать над их созданием и что это будут за фильмы.

Для выяснения этого в регионе будет создана специальная «кинокомиссия», основной задачей которой, видимо, будет «распил» тех самых 20 миллионов, что зарезервированы на «кино».

Впрочем, уже сейчас можно предположить, что, скорее всего, в очередной раз мы столкнулись с попыткой навязать региону очередной «амбициозный проект».

И не исключено, что идея «калининградского Голливуда» займет свое достойное место рядом с котлованом неслучившейся атомной станции, приказавшего долго жить IT-кластера, боосовским заводом по строительству дирижаблей или заведомо убыточного и пока недостроенного стадиона на болоте…

Кстати, и самому стадиону, и окружающей его «марсианской пустыне» вполне по силам попробовать себя в роли «локации» (места для проведения съемок) какого-нибудь постапокалиптического блокбастера. Ну, это так, к слову…

КИНО ЗА СЧЕТ ДЕТЕЙ ВОЙНЫ?


Самое удивительное: такой аттракцион неслыханной щедрости по отношению к отечественному кинематографу случился на фоне сокращения ряда социальных выплат жителям Калининградской области.

Так, в ноябре 2016 года депутаты Облдумы снизили прожиточный минимум пенсионеров почти на 300 рублей. Чуть позже они же «завернули» законопроект о выплатах «детям войны», внесенный фракцией КПРФ.

Наконец, в середине декабря, буквально за неделю до подписания исторического соглашения, народные избранники с подачи команды Алиханова сократили количество тех, кто может получать единовременное пособие на рождение ребенка.

Заодно были внесены поправки в местный закон «Об образовании».
Теперь получать компенсации родительской платы за детский сад смогут только семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума.

И во всех случаях причина называлась одна - недостаток бюджетных средств!

Кстати, экономия на детях, если верить врио регионального министра соцзащиты Анжелике Майстер, утяжелит областной бюджет всего-навсего на каких-то полтора миллиона рублей. А на детских садах областной бюджет и вовсе получит «прибыль» в 82 миллиона рублей.

И кто знает, не из этих ли средств чиновники правительства собираются возмещать траты киношников, создавая региону славу «балтийского Голливуда»…

Если это так, то, может, есть смысл пару десятков тысяч потратить на пополнение фонда библиотеки «красного чума» на ДД, 1, где располагается правительство Алиханова?
Недаром же говорят, что те, кто читает книги, рано или поздно будут управлять теми, кто смотрит телевизор… Или ходить в кино, пусть даже за бюджетные средства.

Константин ВИКТОРОВ,
«Новый караван»

966

Популярное

«Мусорная реформа» в Калининграде, чиновник Хряпченко и спешащий Антон Алиханов

Ведущие эксперты дали оценку пробуксовке «мусорной реформы».

О судьбе Триумфальной колонны в Калининграде. ЧМ-2018 или память?
Еще есть шанс оформить ее в концепции «200 лет славы русского оружия»
Приморская ТЭС. В ожидании гробов. Или «Посторонним вход запрещен!»
Появление журналистов «Нового каравана» на стройплощадке угольной ТЭС напугало ее руководство