Лев Шор - военный, хирург, альпинист…

26 Сентября 2016 13:40

Участник Финской и Великой Отечественной войн, участник штурма Кенигсберга, главный хирург области на протяжении 34 лет, доктор медицинских наук, почетный гражданин города Калининграда и просто человек с большой буквы - Лев Моисеевич Шор. Об этом человеке ходят легенды.

СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНЫ В КЕНИГСБЕРГЕ


Город в руинах и пепле. В Кенигсберг в должности старшего врача 21-го стрелкового полка 11-й Гвардейской армии прибыл Лев Шор. Работа предстояла нелегкая...

На пустом месте творили чудеса. Из ничего поднимали здравоохранение.

В сентябре 1946 года его демобилизовали и направили возглавить медсанчасть, которую только что с нуля организовали. Она потом стала больницей и поликлиникой Ленинградского района г. Калининграда. А тогда сюда первые медицинские работники были направлены министерством здравоохранения СССР. Далее хирурга направляют в Черняховск, где он проработал с 1947 по 1950 год. Это было очень важно для развивающегося в регионе здравоохранения, так как город был вторым по размеру после Калининграда.

С 1943 года рядом с Львом Моисеевичем и его жена - Ольга Леонтьевна Юхаленко, врач-гинеколог. Они вместе работали в Черняховске, когда ее вызвали в Озерск - принимать роды у матери будущего космонавта Пацаева... Шора тем временем вернули в Калининград и с 1954 года он - главный хирург Калининградской области. На этом посту Лев Моисеевич прослужил 33 года - вплоть до 1987-го.

УЧИТЕЛЬ И НАСТАВНИК


Лев Моисеевич награжден Памятной медалью хирургического общества им. Н.И.Пирогова «За выдающиеся заслуги в развитии хирургии». Кстати, это знак наивысшего отличия врачей его профиля.

- Он врач от Бога, - делится своими воспоминаниями Нина Васильевна Гадасюк, много лет возглавлявшая Горздравотдел Калининграда, а затем Управление здравоохранения областного центра. - Он собрал вокруг себя столько учеников! По любому вопросу к нему можно было обратиться за консультацией. Лев Моисеевич долгие годы по-доброму учил большой и малой хирургии будущих выдающихся хирургов Калининградской области. Я, когда пришла в Горздрав, в любое время могла ему позвонить, обратиться за помощью. Он был очень интеллигентным человеком. Мы были ниже его по рангу, но он всегда снисходительно, вежливо и доброжелательно относился к нам, более молодым руководителям здравоохранения.

В 2004 году Нина Гадасюк организовывала так называемую «встречу поколений», где собрались врачи, пришедшие сюда еще вместе с советскими войсками. Тогда Льву Шору вручили символический «Золотой скальпель» за огромный вклад в развитие хирургической службы в регионе.

ДИНАСТИЯ ВРАЧЕЙ


Лев Моисеевич и Ольга Леонтьевна являются основателями целой династии врачей. В их семье два доктора медицинских наук, два кандидата медицинских наук, шесть врачей высшей квалификационной категории.

- Это был действительно человек с большой буквы! - продолжает Нина Гадасюк. - При такой работе вырастить и так выучить детей и внуков!

Сын Льва Моисеевича, Александр Шор, пошел по пути отца - он уже много лет работает хирургом в областной больнице.

Мы решили пообщаться с ним лично. Встречаемся накоротке перед летучкой…

- Я знаю, мы договаривались с вами, - говорит Александр Шор, внешне он очень похож на отца. - Мне даже как-то неудобно, но некогда сейчас… У нас перевязочную закрыли, все вместе сейчас, операция срочная… Может быть, вечером созвонимся?

И уже на бегу в операционную прокричал: «Завтра у Льва Моисеевича был бы День рождения!»

ОПРЕДЕЛИЛСЯ В ГОРАХ


- Я всегда восхищался своим отцом. Он был, действительно, легендарной личностью. Много чего осталось в памяти. Особенно его работа на Кавказе. В 1936-1938 годах отец был направлен на освоение Северного Кавказа. Он прошел школу альпинизма и стал начальником спасательного отряда в Северной Осетии. Именно там Лев Шор и определился в своей будущей профессии. Однажды в одной из спасательных операций с ними в группе была врач - молодая девушка. А спасали они попавших в беду альпинистов. Двое суток эта девчушка спускалась и поднималась по скалам наравне со всеми. Она ни разу никому не пожаловалась. А потом выяснилось, что она первый раз была в горах и никакой подготовки у нее не было! Льва Моисеевича это так впечатлило, что он решил непременно окунуться в медицину, посчитав, что именно там можно научиться всему.

«КАКАЯ-ТО БЛАТНАЯ!»


В конце 30-х годов Лев Моисеевич поступает в Ленинградский институт. Именно там он и знакомится с девушкой, которая становится его спутницей на всю жизнь. Когда в университете вывесили списки, Шор оказался последним. Ольга Леонидовна тогда ухмыльнулась и сказала: «Наверное, какую-то девчонку по блату записали». А в итоге это оказался ее будущий муж. Просто он участвовал в войне с Финляндией и поэтому вовремя экзамены и не сдал… Вот и попал в конец списка.

Началась Великая Отечественная война. В 1943 году молодой Шор закончил академию. А уже к концу войны он был одним из разработчиков схемы штурма Кенигсберга.

- Отец рассказывал, что его закрыли в специальной комнате. Там он разрабатывал санитарно-медицинское обеспечение операции по захвату Кенигсберга. В течение недели он ни с кем кроме маршалов не контактировал...

САМ О СЕБЕ


Оказывается, у Александра Львовича Шора хранятся рукописи отца, в которых описана вся жизнь главного хирурга области. Такой, какой ее он видел сам.

- Никак не можем это дело воплотить в жизнь. Правда, на мой взгляд, эта рукопись больше для медиков. Там много интересных клинических наблюдений. Может, как-то литературно обработать это… Но у меня таланта нет. В рукописях описывается его жизнь с того момента, как он помнит себя. И альпинизм, и походы, война…

На мемориальной доске памяти на стене здания Областной больницы лежат свежие цветы. 5 февраля 2016 года Льву Моисеевичу исполнилось бы 100 лет.

Таисия ПАШКЕВИЧ

1368

Популярное

Сергей Литвиненко возглавил работу по организации детской медицинской помощи в калининградской области
"Эта должность имеет множество функций, но приоритетной задачей является решение любого вопроса, возникающего у родителей при лечении ребенка". 
Чтобы жить, маленький житель Балтийска Антоша Калугин уже прошел мучительное лечение

Но долгие больничные будни на пути к выздоровлению еще впереди. Если мы поможем!

С Марины Черемисиной, калининградского земского доктора, сняты обвинения в мошенничестве

Черемисина порталу Caravan.su: «Только благодаря людской поддержке я могла прямо держать голову и смотреть в глаза»