Вера Таривердиева, директор Кафедрального собора в Калининграде

Вера Таривердиева, директор Кафедрального собора: «Жизнь по «остаточному принципу». Откровенное интервью

24 Декабря 2018 18:14

Пять лет назад президент России Владимир Путин предложил сделать немецкого философа Иммануила Канта символом Калининградской области. Слова забылись. Благодаря махинациям и подтасовкам в голосовании, аэропорт «Храброво» не будет носить имя Канта, его могила на Острове близ Кафедрального собора осквернена какими-то очумелыми «патриотами», а сам Собор, как считает его руководитель Вера Таривердиева, живет «по остаточному принципу».

  

КОРР.: - В январе 2019-го исполнится два года, как вы возглавили Кафедральный собор. Еще в интервью, которое мы тогда опубликовали к годовщине вашей работы, вы сомневались, что останетесь с Собором и в Соборе дольше, чем на год. Намерены ли вы и дальше оставаться на посту директора Кафедрального собора?


Вера ТАРИВЕРДИЕВА: - Я все время размышляю над этим вопросом. С одной стороны, все время хочется от этого отстраниться и жить так, как я жила до Собора. Но не получается.

 

КОРР.: - А что или кто поспособствовал тому, что вы остались директором Собора еще на год?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: -  Кто поспособствовал? Собор! Он же живой! Он магнетический. Не отпускает. И Таривердиев. Конкурс его имени. И люди, которых я втянула в эту историю. И планы, которые мы строим на год-два вперед. И ответственность перед всем этим.

 

КОРР.: - Какие цели и задачи первоначально были поставлены перед вами?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Передо мной была поставлена одна задача - возглавить. И взять на себя ответственность. Я это сделала. А во всем остальном мне была предоставлена свобода формировать стратегию жизни Собора. С Островом - наоборот. Инициатива и воля исходила от правительства Калининградской области. Я приняла и  подчинилась.

 

КОРР.: - Что удалось сделать за это время? Какие известные люди России и зарубежья впервые побывали в стенах Собора? Какие мероприятия были проведены впервые?


 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Я бы очень хотела рассказать, что произошло за это время. Какие люди побывали в Соборе и какие события там произошли.

 

Да, прошел еще один год. Мой первый год был «пробой пера». Второй был насыщенным и напряженным. У нас побывали многие.

 

Состоялся исторический концерт Саксонской Капеллы с легендой современной музыки Кристианом Тилеманом. Он исполнял «Немецкий реквием» И. Брамса. 

 

Десятилетию большого органа Кафедрального собора мы посвятили фестиваль «Орган+», который был беспрецедентным по насыщенности необычными событиями. Десять органистов открывали этот фестиваль совместным концертом. Могу сказать, что до нас этого не делал никто. Это были музыканты с мировой репутацией из разных стран. Открывался фестиваль увертюрой Александра Чайковского, сочиненной специально для этого события.

 

Впервые в своей истории Третьяковская галерея предоставила нам картину Василия Поленова для «Выставки одной картины», вокруг которой были организованы уникальные по своему звучанию концерты. Завершился фестиваль в ночь на Международный день музыки органным марафоном, в котором в семи концертах принимали участие 7 органистов, выступавших в каждом концерте совместно в необычных ансамблях и сочетаниях.

  

И такого у нас было за этот год немало. Я могу перечислять много имен и событий. От мировых звезд до концертов, в которых мы задействовали молодых органистов из разных стран с их необычными проектами в программах, которые мы назвали «СовершенноЛетними концертами».

 

У нас побывали Московский Синодальный хор, Московский Камерный хор под управлением Владимира Минина, Российский Роговой оркестр, выступали Александр Гиндин и Борис Андрианов, Олеся Петрова… Я могу продолжать перечисление множества звездных имен.

 

А сколько самых известных органистов - от Мартина Хазельбека, Джеймса Хигдона, Жана-Батиста Дюпона… А еще Александр Князев, Аркадий Шилклопер!

 

На «Декабристских вечерах», которые открылись 13 декабря выставкой «Москва-не Берлин», уже выступили и еще будут выступать Евгений Дятлов, Светлана Крючкова, Алексей Рыбников, Наталия Аринбасарова - все с органом или оркестром.

 

Многое мы делаем впервые. Для меня это важно. И только это и интересно - делать что-то, что никто до этого не делал.

 

Меня очень волнует реакция. Вернее недореакция на то, что происходит в Соборе и на то, как он живет.

 

Например, директор Третьяковской галереи Зельфира Исмаиловна Трегулова прилетает в Калининград на полдня, чтобы прийти в Кафедральный собор и увидеть на его сцене картину, которой она может любоваться каждый божий день в Москве! Восхищается, восторгается, как необычно воспринимается картина в этом пространстве и этом контексте! А в Калининграде к этому проявляют весьма сдержанный интерес.

 

Ни один журналист не пришел ни на один концерт цикла «Концерт одной картины»! Или на пресс-конференцию в день Органного хит-парада! Было 8 журналистов (известных, очень именитых представителей федеральных СМИ). И всего два представителя калининградских СМИ.

 

Второй год мы празднуем Всемирный день философии на острове Канта уникальным событием - предъявляем миру новый бренд, который возможен только у нас: «МузыКанты на острове Канта. Ремесло экстаза». Устраиваем уникальные события с мировыми премьерами.

 

На пресс-конференции - четыре журналиста (специально прилетели из Москвы) и один - калининградец...

 

Сделано много. Но есть ли понимание? Достойный резонанс? Это становится главным вопросом... 


То, что я пытаюсь делать и делаю, вызывает интерес людей в мире. К нам стремятся многие. Готовы принимать участие мировые звезды. Но пока КВН для Калининграда интереснее, чем события и люди уровня Зальцбургского фестиваля.

 

А остров Канта мог бы стать прецедентом места именно такого уровня. Создавать такого уровня контексты мне интересно. Увлекательно. И я готова в ЭТО вкладываться. Собственно говоря, с такого рода «претензии» и началась моя судьба в Калининграде.

 

Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева был первым международным конкурсом органистов в России. Сегодня он один из самых топовых событий в мире органной музыки. Именно он сделал славу Калининграду как столицы органа России. В Калининграде и с Калининградом хотелось бы в этом смысле взаимопонимания. И просто внимания со стороны города.

 

КОРР.: - Вы имеете в виду власти? Областные, городские? Как сложились взаимоотношения? Есть ли понимание?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - У меня очень хорошие отношения со всеми. Ту творческую стратегию, которую я предложила для Кафедрального собора, принимают все. У нас бывают и Антон Андреевич Алиханов, и Алексей Николаевич Силанов. Гарри Митевич Гольдман возглавляет Наблюдательный совет Собора, который является нашим «конституционным органом», если так можно выразиться. Художественный совет возглавляет Андрей Викторович Ермак. И как будто бы все хорошо. Но!

 

Вот приведу некоторые цифры. Кстати, эти цифры мы огласили и познакомили с ними наших членов Худсовета 30 ноября. Кстати, их же мы будем обсуждать на заседании Наблюдательного совета, который состоялся 24 декабря. Эти цифры поразили Дениса Мацуева. И не его одного.

 

Вот они:

 

Областная субсидия на реализацию программы развития культуры:

 2 489 482рублей. 


Из них:

 

- фестиваль «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе» - 800 000 рублей. 

 

- грант в форме субсидии на проведение фестиваля «Декабристские вечера в Кафедральном соборе» - 187 500 рублей.

 

- областная субсидия на проведение мероприятия: фестиваль «Орган +», посвященный 10-летию органного комплекса Кафедрального собора в Калининграде (совместно с Калининградским областным оркестром русских народных инструментов) – 1 500 000 рублей.

 

Ремонт органа потребовал вложений (орган в течение нескольких лет ремонтировался за счет Кафедральном собора и требовал серьезного приведения в порядок).

 

О том, что осталось «в наследство» от предыдущего руководства Собором, о взаимоотношениях с фирмой «Шуке» и вовлеченности в эту историю прежнего главного органиста, можно написать детективный роман. Мы, слава Богу, справились с проблемами. Помогла немецкая фирма «Клайс», которая провела полную ревизию, восстановила утраченную (вернее - сознательно уничтоженную) техническую документацию и привела в порядок инструмент.

 

Собственно говоря - … все!

 

А вот другие цифры.

 

По поручению областного правительства, наш зал шесть раз был предоставлен для различных мероприятий: церемонии награждения «Женщина года», лекции КБ «Стрелка», финала конкурса-фестиваля Дома народного творчества «Лучинушка», награждения Ассоциации муниципальных газет с концертом. Региональное Минобразования провело в стенах Собора награждение лучших выпускников, прошла встреча с волонтерами ЧМ по футболу (общение, концерт, музей).

 

А еще посещения по направлению правительства области, администрации города, областной Думы - 1677 человек. 

 

Самые большие группы – члены Постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по социальной политике, сопровождающие обоз лошадей.

 

На казенном языке это называется «недополученные доходы» - 670 800 руб.

 

Эту тему можно еще продолжить. Просто сопоставьте эти цифры.


Вот и получается, что Собор содержит себя сам. Может такое быть? Мне не хочется называть суммы дотаций, скажем, на Симфонический оркестр, филармонию и другие учреждения культуры. Потому что это справедливо.

 

Но чтобы историческое место, требующее ухода и заботы, место культурных событий, которые вызывают интерес во всем мире, знаковом месте не только для Калининграда, но и мира, жило вот так? По остаточному принципу? Так не должно быть.

 

КОРР.: - Какие из ваших проектов не удалось реализовать только из-за того, что не хватило финансирования?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Нам не удалось качественно запустить прямые трансляции из Кафедрального собора. То есть мы их запустили, но уровень технической оснащенности Собора не позволяет делать это качественно.

 

Нам обещали перед Чемпионатом мира по футболу помочь с приобретением техники. Мы составили список того, что нам нужно. Пообещали, но не помогли. Если честно, то мы пользуемся оборудованием нашего звукорежиссера Николая Явира. Уникального человека и незаменимого сотрудника.

 

На Дне философии у нас был один из руководителей федерального радио классической музыки «Орфей» Евгений Кобылянский. Радиостанцию знают все, потому что «Орфей» делится трансляциями классической музыки по всему миру.

 

Евгений Кобылянский был в восторге от Собора, от его пространства, от его возможности и перспектив. И в ужасе от технической оснащенности. Он предложил организовать студию в Соборе, чтобы отсюда делать трансляции на радио «Орфей». Грубо говоря, открыть студию вещания федерального радио в Соборе! Круто! Но в это нужно вложиться!

 

Денис Мацуев того же мнения - Собор должен выйти в мир! Вещать на весь мир! Кстати, «Медичи ТВ» готов помочь в организации трансляций. Это радиостанция классической музыки, которая вещает по всему миру и транслирует ТОЛЬКО топовые события. Которые у нас есть, а возможности с ними знакомить таким образом - нет.

 

КОРР.: - Случалось ли вам обращаться за сторонней (спонсорской) помощью?


 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Конечно! Многие годы Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева поддерживает «Автотор», предоставляя весь призовой фонд конкурса. Без этого мы не могли бы проводить конкурс. Предприятие помогает нам с транспортом и во время конкурса. А теперь еще и Кафедральному собору во время проведения крупных мероприятий.

 

В этом году фестиваль «Орган+», который мы посвятили 10-летию большого органа, и в рамках которого состоялась выставка картины из Третьяковки, мы не смогли бы провести, если бы не участие в этом Сбербанка России. Конкретно - Германа Оскаровича Грефа, который имеет самое прямое отношение к появлению органа в Кафедральном соборе. И он откликнулся.

 

КОРР.: - В 2019 году на дальнейшую реконструкцию острова Канта правительство выделяет 100 млн рублей. Знаете ли вы об этом?

Советовался ли с вами кто-либо из областного правительства по поводу будущего острова Канта?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Ну, конечно, знаю! Мы ведь будем исполнителями «монаршей» воли! Остров нужно было давно привести в порядок. Кое-что уже сделано. Немного, но успели что-то сделать к Чемпионату мира по футболу. Мы давно просили обратить внимание на асфальт, трещины и прочие несуразности и несоразмерности этому месту.

 

Еще весной прошлого года мы ходили по территории Острова с тогда еще главным архитектором города Вячеславом Генне и рассуждали, как было бы хорошо объявить международный конкурс на концепцию благоустройства и обустройство этого места. И это было бы, наверно, самым правильным ходом в отношении Острова.

 

Вячеслав Генне теперь советник губернатора, возглавил этот процесс.

 

Только международного конкурса не было. Концепция была разработана с участием экспертов КБ «Стрелка» и калининградской стороны. То есть представителей правительства Калининградской области. Рассматривал вопрос и Совет по культуре при главе региона. Губернатор Алиханов внимательно отслеживает этот процесс. И в будущем году Кафедральный собор будет исполнителем этой истории. Так что мы будем крайними в этом вопросе.

 

В Соборе за это отвечает Сергей Евгеньевич Малафеев, за что я ему очень признательна. Все подряды на работы, все необходимые действия отслеживает он. Для нас это дополнительная огромная ответственность и нагрузка. А команда у нас небольшая. И в проекте, очень дорогом, совсем не предусмотрено никакое вознаграждение за эти работы и усилия. Награда только одна - приведенный в порядок Остров.

 

КОРР.: -  А каким вы со своей стороны видите будущее острова Канта?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Мне бы очень хотелось, чтобы Остров засиял! В буквальном смысле этого слова. Ведь Собор и Остров толком даже не освещаются в темное время суток!

 

У нас недавно в гостях побывала Ульрике  Бранди. А потом я посетила ее в Гамбурге. Это легендарная женщина. Она занималась решением освещения Эльбфилармонии в Гамбурге, Королевской музыкальной Академии в Лондоне, музея Мерседес-Бенц в Штутгарте, осуществляла генеральный план освещения Роттердама, Британского Музея в Лондоне.


В портфолио - более 1000 реализованных проектов бюро Ulrike Brandi Licht, в том числе, совместных с архитекторами Даниелем Лебескиндом, Захой Хадид, Герцогом де Мероном, Яном Ритчи с архитектурными бюро BIG  и Unstudio.

 

Ульрике - основатель и руководитель Brandi Institute for Light and  Design, где по нескольким программам проходят обучение дизайнеры и архитекторы.

 

Моя мечта, чтобы именно она осуществила освещение Кафедрального собора и Острова. Я буду настоятельно просить, чтобы она приняла участие в благоустройстве Острова! Тогда он действительно будет сиять!!!

 

И еще нужно существенно расширить спектр мероприятий, проходящих на Острове. Сделать Собор и Остров не только главными символами города, но и центральным местом в жизни современного Калининграда. Стать главным действующим лицом в проекте «Музейный квартал».

 

При этом сделать все возможное, чтобы в значительной степени, до самого высокого уровня, поднять качество мероприятий. Важность такого требования нельзя недооценивать, особенно в связи с приближающейся датой празднования 300-летия со дня рождения  Иммануила Канта.

 

КОРР.: -  Что вы думаете по поводу осквернения памятника философу Канту?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Свое отношение к этому мы выразили Обращением членами Художественного совета Собора. Вот его текст.

 

«Художественный совет Кафедрального собора выражает свою обеспокоенность актами вандализма, недавно произошедшими в Калининграде, в частности, осквернением памятника истории федерального значения - могилы Иммануила Канта, выдающегося ученого и философа с мировым именем.

 

Еще в 2013 году Президент России Владимир Путин предложил сделать Канта символом Калининградской области. Идея возникла 01.04.2013 в ходе встречи главы государства с аспирантами и студентами Балтийского федерального университета, который носит имя философа.

 

В.В. Путин сказал следующее: «Я думаю, что И. Кант может быть и должен быть не только символом вашего университета, но, в известном смысле, символом всего региона, всей Калининградской области, даже не только Калининградской области».

 

По мнению Художественного совета, произошедшее - это не только порча памятника истории, но и явно экстремистское действие, направленное на разжигание розни между гражданами России, и на маргинализацию общества в целом.

 

Мишенью для этой атаки был выбран немец Кант, однако с тем же успехом злоумышленники могли бы испортить памятник Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, выдающемуся русскому полководцу, имеющему немецкое происхождение, или сжечь книги Дениса Ивановича Фонвизина, великого русского литератора и сына пленного немца.

 

Между тем, свобода мысли и слова, запрет на разжигание межнациональной розни – это базовые ценности, закрепленные в Конституции России. Вторая мировая война показала, насколько страшен мир, охваченный идеей превосходства одной нации над другими.

 

Художественный совет считает, что совершенное преступление должно быть расследовано правоохранительными органами, а виновные - наказаны».

 

Обращение подписали: Денис Мацуев, Давид Селянский, Александр Князев, Даниэль Зарецкий, Борис Бартфельд, Андрей Клемешев, Владимир Лысенко, Владимир Слободян.

 

КОРР.: -  Согласны ли вы с существующим мнением, что в случившемся виновата охрана Острова?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Нет! На Острове нет охраны. Есть охранники, которые работают в Соборе. Один в дневное время, другой - ночью.  Где-то установлены камеры, где-то их нет.

 

Виноваты осквернители и их вдохновители. И те, кто не пытается их найти и определить. А это возможно.

 

КОРР.: - Почему вы не хотите, чтобы Остров каким-либо образом был связан с именем Микаэла Таривердиева?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Почему же не хочу? Остров давно связан с именем Микаэла Таривердиева! Потому что именно на Острове проходит самая значительная часть Международного конкурса органистов его имени! Это, можно сказать, родина мировой славы его органного наследия.

 

Другое дело, что памятник композитору Микаэлу Таривердиеву, который предлагалось поставить в рамках проекта обустройства Острова, я считаю лишним, а саму идею - неправильной. Нужно разобраться с парком скульптур, привести его в порядок, в том числе, смысловой.

 

Кроме того, пока я связана с Островом и Собором, если так можно выразиться, трудовым соглашением, считаю это неэтичным. И непоэтичным!

 

КОРР.: - Как вы считаете, достаточно ли областные власти заинтересованы в дальнейшем сохранении и развитии Собора на острове Канта?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Конечно, заинтересованы. Вопрос - КАК? Вопрос в масштабе амбиций. Пока мои амбиции выше амбиций областных властей. Я бы так сказала.

 

КОРР.: - Как вы считаете, почему сегодня так занижена оценка значимости Собора для региона, для России?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Наверное, одна из причин заложена в фундаменте структуры управления. Здание федерального подчинения. Государственное учреждение культуры «Кафедральный собор» - областного. С самого начала существования учреждения оно хотело быть максимально неподконтрольным и независимым. Скажем так - неподотчетным. При прежнем руководстве. И не стремилось к нормальному финансированию со стороны государства. Но это одна из причин. Другая - в том, что кажется обычным и обыденным. А оно может быть и самым необыкновенным. Обалденным! Есть и иные причины.

 

КОРР.: - Не было ли у вас мысли, что если Собор уйдет под крыло Минкульта России, то только выиграет от этого. Если да, то что для этого надо?

 

В. ТАРИВЕРДИЕВА: - Да, я об этом думала. И буду продолжать думать. Буду обсуждать.  Возможно, так оно и будет правильно. Но пока не знаю.

 

КОРР.: - Спасибо за откровенность и всех благ вам и Собору!

 

 

Майя БЛИНОВА


1523

Популярное

Евгений ЛЮБИВЫЙ, главврач БСМП: «Врачом нельзя быть по расписанию»

Евгений Дмитриевич Любивый сменил работу в Москве на Калининград…

Вера ТАРИВЕРДИЕВА: «Директором Собора могут быть многие. Женой своего мужа - только я»
О новой должности, о Соборе и откровенном разговоре с губернатором Антоном Алихановым.
Дмитрий ЕРМАКОВ, зав. отделением колопроктологии: «Я знал, что еду покорять целину»
Эксклюзивное интервью заведующего новым отделением колопроктологии ЦГКБ (Многопрофильная больница) Дмитрия Ермакова.