Покорение Калининграда Ермаком. Интервью с министром

21 Марта 2017 05:57


В Москве недавно прошла Международная выставка туризма. Она собрала тысячи посетителей. Калининград был представлен на отдельном стенде ведущими туроператорами региона. Выставку презентовал врио губернатора Антон Алиханов и врио министра культуры и туризма Андрей Ермак, который дал эксклюзивное интервью «Новому каравану» о том, получит ли регион когда-нибудь то количество туристов, на которое рассчитывает и выдержит ли нагрузку турпотока во время проведения ЧМ -2018.

КОРР.: - Если брать цифру, которую Вы официально озвучили на Международной выставке – Калининградская область может рассчитывать на 5 млн. туристов в год – насколько она реальна?

Андрей ЕРМАК: - На самом деле она реальна абсолютно, все зависит от того, в какой период, в какое время года люди приезжают. Мы же должны понимать, что этот процесс в любом случае должен быть сбалансирован. На следующий год мы ждем 1,5 млн. туристов.

Примерно динамика прироста турпотока сохранится на уровне 20%. Та залповая динамика, которую мы наблюдали в последнее время, была связана с резким ростом курса валют и с закрытием других, заграничных курортов, и т.д. Сейчас валютные курсы выравниваются, люди начинают анализировать, какие есть альтернативные направления, допустим, летнего отдыха помимо Турции и Египта, например, в той же Болгарии, Греции, на Кипре и т.д.

Это, на самом деле, очень неплохо, потому что конкурентная среда позволяет не стоять на месте, а, наоборот, дает определенный стимул для развития. Такая резкая динамика в 20-30% может повториться, но это уже зависит в большей степени от нашей работы, от тех мероприятий, которые будут проходить, которые область сможет предложить для посещения туристам. Например, тот же чемпионат по фейерверкам, многое зависит от рекламы таких мероприятий, соотношения цена-качество.

Если, допустим, цены на проживание в отелях подрастут, понятно, что такого трафика туристов не будет. Если будет такая же история с ценами на билеты в Калининградскую область, как летом прошлого года, то опять понятно, что такого трафика не будет, что мы и наблюдали на новогодних праздниках. Мы ожидали сильный скачок – его не было. Динамика сохраняется положительная, но, тем не менее, мы видим, что как только цена на билеты в регион повышается, это сразу сказывается на турпотоке.

Но количество туристов – это не главная цель. Главное, сколько денег потратят туристы. Потому что иногда миллион отдыхающих может израсходовать средств больше, чем 10 миллионов. К примеру, миллионы отдыхающих в Краснодарском крае тратят существенно меньше, чем один миллион, который едет, например, в Баден-Баден или в Монте-Карло.

КОРР.: - Видимо, для того, чтобы туристы тратили как можно больше денег, нужны какие-то определенные целевые услуги?

Андрей ЕРМАК: - Совершенно точно. Мы понимаем, что калининградский отдых – это отдых достаточно своеобразный. У нас есть пляж, самый лучший в России на сегодняшний день, но при этом пляжный сезон очень короткий. У нас есть замечательная «экскурсионка», которую отметил National Geographic в прошлом году и дал второе место, но при этом существуют определенные проблемы, связанные с логистикой, я имею ввиду дорогу до Калининграда. Доступен только самолет, поезд – это шенгенская виза, загранпаспорт и т.д.

Поэтому, отдых в Калининграде для тех, кто хочет отдохнуть именно у нас - это либо отдых для клиентов турагентств, либо приезжают, так называемые, самостоятельные туристы. Доля последних у нас растет, потому что в Калининград легче ехать не через турпакет, а самостоятельно.

Те, кого привлекает историко-культурный, событийный туризм, как правило, все бронируют самостоятельно. Соответственно, инфраструктура должна быть «заточена» под них. Почему в Калининграде система навигации достаточно развита и в муниципалитетах, и в самом городе? Зачем мы выпускаем карты лояльности? Потому что такие туристы экономят где-то на проживании, где-то на питании, где-то на сувенирах, что является существенным плюсом для бюджета поездки.

К ЧМ-2018 будет серьезный скачок в динамике турпотока. После таких спортивных мероприятий, как правило, число туристов растет достаточно существенно. По этому поводу есть несколько маркетинговых исследований, в том числе ФИФА, особенно касающихся заселенности отелей, в которых размещались определенные группы людей.

Кроме этого, не надо забывать, что у нас мощность аэропорта увеличится больше, чем в два раза, в 2018-м появится терминал в Пионерском. Это 400 тыс. пассажиров в год.

Второе, насколько сбалансировано будет инфраструктура успевать за туристическим потоком? Почему я говорю, что уже упоминаемая цифра в 5 млн. туристов – это не сама цель.

Например, Куршская коса выдержит только миллион туристов. Парк «Виштынецкий» выдержит от 200 тысяч до 400 тыс. в зависимости от того, как будет развиваться инфраструктура. Изначально, если 5 млн. имеем, то 4 млн. не попадают на Куршскую косу, а это плохо, потому что один скажет: «Почему я туда не попал, а другой попал?»

Здесь придется либо создавать на косе управляемый процесс въезда, либо ставить более высокую цену на него. Но есть к тому же миллион калининградцев, желающих попасть на Куршскую косу. Возникает определенный социальный дисбаланс.

Для того, чтобы его не было, нужна инфраструктура, которая обеспечит большие траты со стороны туристов. Не важно пятеро их будет, трое или вообще двое, главное, чтобы они платили, как десять. А для этого нужно создать такую инфраструктуру, чтобы им было, где потратить.

Не только музеи, концертные площадки, сувениры, театры, но в том числе и казино, эксклюзивный шопинг, какая-то инфраструктура, связанная с семейным отдыхом, например, у нас нет аквапарка высокого уровня, что довольно плохо.

КОРР.: - Игорная зона «Янтарная» станет тем объектом инфраструктуры, который может привлечь к себе основной турпоток?

Андрей ЕРМАК: - Она может быть серьезной точкой роста, потому что, во-первых, там, на текущий момент, уже есть определенная инфраструктура - казино, зал игровых автоматов, все необходимые сети. Следующий шаг - сопутствующая инфраструктура, которая будет создавать мультипликативный эффект развития этого игорного сегмента.

Это гостиницы со спа-направлением, потому что «янтарное спа» – это эксклюзивная история, которая может быть только в Калининграде. Вещи, связанные с санаторно-курортным отдыхом, развлекательные центры. Если динамика работы с инвесторами сохранится в том объеме, который есть сейчас, то это безусловная точка роста.

Сейчас Светлогорск имеет новую точку роста турпотока – променад. В этом году он будет сдан, цена вопроса - 1 млрд. 400 млн. рублей. Появится больше километра нового променада, и это уже будет нечто большее, чем просто площадка для прогулок.

Понятно, что участки земли должны быть каким-то образом введены в коммерческий оборот. Должны быть новые отели, ресторанные комплексы, различные развлекательные объекты. Соответственно, когда инфраструктура появляется, увеличивается возможность повышать туристический поток. Самые главные вещи, как я уже сказал – логистические.



КОРР.: - Как будет развиваться история с электронными визами? Насколько известно, Минфин не поддержал предложения врио губернатора Антона Алиханова сделать их бесплатными?

Андрей ЕРМАК: - Это предложение есть в новой редакции закона о Калининградской области в виде законопроекта о введении электронных виз. Сейчас мы полагаем, что ситуация найдет разрешение в 2017 году, а реализация начнется в 2018-м, потому что это логично – у нас на носу Чемпионат мира.

КОРР.: - Что касается именно Чемпионата мира, приедет огромное количество болельщиков, фанатов. Мы к этому готовы?

Андрей ЕРМАК: - Все будет зависеть о того, кто будет играть в Калининградской области, об этом мы узнаем только в декабре, когда будет жеребьевка финальной части. Понятно, что если у нас будет матч Голландия–Германия или Польша–Испания, то это будет одна ситуация, а если у нас будет играть Уругвай с Кот-д’Ивуаром, то совершенно другая.

Второй момент – номерной фонд Калининградской области позволяет сейчас принимать 2,3 млн. туристов. Поэтому я не вижу в этом больших проблем. Тем более, к 2018 будет реализован целый ряд проектов, например, кемпинги на форте № 11, новые хостелы, палаточные лагеря.
Хотя основной вопрос управления такими туристами, как болельщики, в первую очередь, задача правоохранительных органов, это должно быть безопасно.

Развлекаться в Калининграде есть где. Если погода будет хорошая, то туристы будут «пропадать» на пляже. Общепит в Калининграде один из лучших в России, тут нам тоже не стыдно, поэтому особой проблематики нет.

КОРР.: - Что касается Янтарного, мы получили голубой флаг, будем расширять зону на 2 км, променад хороший. Но! Как там создавать инфраструктуру, если Янтарный - достаточно маленький городок и сложная логистика, ходит туда всего один автобус из Калининграда?

Андрей ЕРМАК: - Будет выглядеть следующим образом. Пока Янтарный в большей степени территория внутреннего пользования, то есть в основном туда едут калининградцы. Номерного фонда трех отелей сейчас достаточно.

Туристы, как правило, прибывают в Янтарный на машинах, для этого муниципалитет делает большое количество парковок в том числе и перехватывающих.

Есть проблема с тем, что все, кто приезжают в Янтарный, хотят доехать до пляжа на машине и оставить ее там. Это понятно, особенно, когда путешествуешь с детьми. Надо искать компромиссы. Я знаю, что сейчас муниципалитет запланировал еще одну перехватывающую парковку.

Второе направление – инвесторы, особенно собственники земельных участков. Мы надеемся, что когда они увидят возросший интерес к городу со стороны жителей региона, там начнет формироваться некая туристическая «тусовка», что ускорит реализацию нескольких проектов.

В прошлом году в новом формате заработала база «Балтийская жемчужина», и сразу там организовали слет байкеров – 400 человек.

Мы немножко опережающим темпом развиваем пляжную инфраструктуру, но и гостиничная подтянется, пусть с опозданием на год, но люди будут видеть, что в Янтарном строить выгодно.

Что касается логистики, вопрос, конечно, сложный. Я знаю, что Алексей Заливатский активно пытался продвигать тему, связанную с железной дорогой. Я реальной дорожной карты пока не видел, думаю, ее нет, но это серьезный повод для переговоров с РЖД, чтобы обеспечить транспортную доступность Янтарного.

Мое мнение таково: никакой катастрофы там не будет, потому что Янтарный интересен всего три месяца, пока там есть курортный сезон. Потом Янтарному надо что-то придумывать, потому что на одном пляже сложно выехать. Можно рекламировать себя очень успешно, но в сентябре-октябре-ноябре нужно что-то еще придумать.

КОРР.: - Может быть, добывать янтарь, как это на своем примере показал врио губернатора Антон Алиханов?

Андрей ЕРМАК: - Да, может быть. Мы в этом году, кстати, попробуем на крыле сезона, почти на крыле – со 2 по 4 июня - провести открытый чемпионат России по ловле янтаря.

На выставке мы рекламировали такой чемпионат, включили его в наш каталог «Культура Калининградской области». Поэтому, рассчитываем, что повышение известности Янтарного поможет привлечь инвестиции в простые проекты.

Также, например, неплохо бы смотрелся детский лагерь, который мог бы круглый год работать как турбаза. Летом – лагерь, зимой – турбаза. Есть вариант разместить санаторий, спа-отель, связанный с янтарной терапией, лечебной глиной... Повышенная известность Янтарного позволит его активно продвигать в том числе, как объект для инвестиций.

КОРР.: - Что касается детских лагерей, Вы говорили, что этот сегмент нужно развивать. Что можно сделать, чтобы они дотягивали до уровня европейских?

Андрей ЕРМАК: - Главное – нужно развивать инфраструктуру. Точка входа по инвестициям, связанная с детскими лагерями, крайне низкая. Обустроить детский лагерь, вывести его на нужный уровень по техническому оснащению, учебному и т.д. очень сложно. Например, гораздо дешевле построить жилой дом и продать его потом, чем привести в порядок лагерь.

Хотя особых проблем с детскими лагерями у нас нет. У нас, к примеру, есть «Балтийский Артек», и он не испытывает проблем, связанных с загрузкой детей.

Вообще, все наши детские лагеря, несмотря на их удручающее инфраструктурное состояние, не испытывают проблем с летней загрузкой.

Они всегда забиты, туда ребенка устроить сложно, нужно, как в первый класс выстоять очередь.

Например, тот же детский лагерь в Немане тоже не испытывает проблем с загрузкой. Хотя это не море, это вообще на другом конце области и, тем не менее, там будет медиалайнер, подготовка медийных специалистов. Детей будут этому учить.

Все зависит от учебной программы. Самое основное - куда едет ребенок и чему он там может научиться: управлять картингом, управлять лодкой с парусом и т.д. Этот проект очень интересный, таких детских лагерей можно организовать много где.

На самом деле, это недооцененный сегмент для инвесторов, потому что там точка входа крайне невысока.

Иван КНЯЗЕВ,
«Новый караван»

330

Популярное