Известный калининградский педагог, заслуженный учитель России, ныне депутат Госдумы Александр ПЯТИКОП накануне нового учебного года ответил на вопросы редакции газеты «Новый караван» о сегодняшнем образовании в России и Калининградской области.
Корр.: - Как вы оцениваете систему образования в России на современном этапе?
А. ПЯТИКОП: - Ответ на это вопрос, исходя из объективной оценки, дал Президент РФ и поставил задачу войти в десятку мировых лидеров образования.
Корр.: - В чем, на ваш взгляд, минусы российского образования сегодня?
А. ПЯТИКОП: - Давайте для начала вспомним, что современное российское образование вышло из российской (еще при царе-батюшке) системы просвещения. И было очень серьезным с точки зрения качества и дидактики.
- События 1917 года заменили политическую, идеологическую основу. Дидактика осталась, осталась и мощная теоретическая подготовка.
В основе советского образования лежала так же мощная фундаментальная подготовка. Тем не менее, российское образование критиковали за оторванность от жизни, за недостаточное развитие прикладного аспекта.
- В 50-60-е годы прошлого столетия мы были мировыми лидерами. После запуска Советским Союзом в 1957 году первого искусственного спутника земли в США подготовили аналитический доклад с броским названием "Америка в опасности!"
Развал Советского Союза негативно сказался и на системе образования.
В 90-е года мы подписали Болонскую конвенцию. Что дало начало внедрения ЕГЭ.
Итог: объем знаний по математике сократился 1,5-2 раза; по физике и химии – в 3.5 раза.
- После развала СССР развитие образования пошло экстенсивным путем. Стали навязывать дополнительные предметы, которые, конечно же, важны, но не в той мере, не всем и не в том объеме. И все это за счет сокращения часов по основным предметам.
Потом началась чехарда с учебниками: десятки учебников и программ по одному предмету, которые зачастую не стыковались между средним и старшим звеньями.
Мы попытались нанести на наши традиции западные лекала.
- Что такое ЕГЭ? Это объем знаний на момент времени. Эти знания улетучиваются в течение пяти дней. В лучшем случае их остается 30-35 %. А руководителям высших учебных заведений нужны мыслящие студенты. Они буквально кричат об этом.
В школе ученика этому не научили, зато научили, как стать миллионером через угадки.
Сейчас совершенствуем тесты. Это не есть хорошо. Нужно идти своим путем.
- Необходимо вернуть ту мощную фундаментальную базу, которая была в Советском Союзе. Нужно ослабить требования на уровне 9-го класса. Нужно возвращать на государственный уровень систему профобразования. Это будущие трудовые ресурсы.
Не от хорошей жизни были переформатированы наши традиционные техникумы.
- Еще одна глупость: мы внедрили в нашу систему образования западную модель. Появились колледжи, бакалавриат, магистратура. Чтобы в торжественной обстановке получить диплом, берем напрокат академическую шапочку. Ходим как ряженые, не понимая, а, порой, не зная средневековых традиций. В лучшем случае помним песенку Давида Тухманова «На французской стороне».
- Еще одно новаторское требование: университеты должны заниматься наукой. Всю жизнь это была деятельность для научно-исследовательских институтов. Преподаватели вузов помимо главной работы - педагогической - должны были выполнить план: строчить научные статьи в научные же журналы. Во главу угла поставлена цитируемость в иностранных журналах. Подстроились и цитируемость теперь на уровне. А что толку?!
- Меня успокаивает только то, что по многим позициям мы вернемся к нашему мощному советскому образованию. И этот процесс уже начался. Ректора вводят дополнительные экзамены в форме собеседования.
- И главное: если мы хотим, чтобы мощно двигался прогресс в нашей стране, финансирование системы образования должно быть минимум 7 % от ВВП. Сейчас в два раза меньше.
Корр.: - Как вы оцениваете состояние калининградского образования?
Александр ПЯТИКОП: - Экспертное мнение: мы вторые из 11 субъектов СЗФО после Санкт-Петербурга. Критерии оценки: качество подготовки и работы педагогов, качество подготовки учеников (их участие в многочисленных предметных олимпиадах и пр.), количество учреждений, их состояние, оборудование, методики и пр.
- Мое личное мнение: показатель калининградского образования значительно выше общероссийского. По материально-технической базе, по системе повышения квалификации кадров, в части интеллектуального фона родителей учащихся и самих учащихся (наши дети демонстрируют нестандартность мышления и это признается в итогах всевозможных конкурсов), обеспеченность Интернетом и пр. - все эти показатели выше, сложившихся в России.
Корр.: - Оцените качество управления калининградским образованием.
А. ПЯТИКОП: - В его руководстве сейчас стоят сильные управленцы.
Светлана Трусенева очень хорошо понимает ситуацию. Она экономически удерживает этот блок с минимальными потерями.
- Сильный блок в городе. Мэр Калининграда Алексей Силанов сам прошел путь от лаборанта Нестеровской школы до вице-губернатора по социальному блоку.
Сегодня у него великолепно работают в паре Анна Апполонова и Татьяна Петухова. Сохранен мощный корпус директоров школ.
- Но! Нам не хватает школ и детских садов. Городу нужны, как минимум, 5 новых школ.
Органы местного самоуправления Калининграда ежемесячно регистрируют около 1000 новых заявлений о приеме детей в дошкольные образовательные учреждения.
Нужно строить ежегодно не менее 4 детских садов, наполняемостью 400-500 человек.
Особо остро стоит вопрос в отношении детей от 1.5 до 3 лет.
Мамы боятся потерять работу, ведь один работающий родитель с трудом обеспечивает финансовые потребности семьи.
- Думаю, что это должны быть здания формата "гибкий модуль", т.е. с возможностью трансформации "детский сад-начальная школа".
- Еще одна проблема - усиление качественного подбора педагогов.
Корр.: - Что вы вкладываете в это понятие?
А. ПЯТИКОП: - Надо, чтобы лучшие из лучших студентов приходили работать в школу. А труд педагога стал престижным. С другой стороны, "майские Указы" заставляют учителя работать на износ. В таком случае директор предпочитает опытные кадры. Но вопрос работы и безработицы - это одно.
- Другое - качество педагогической деятельности. Если педагог не склонен к профессии, опыт здесь не поможет. А вот если вчерашний студент - прирожденный педагог, но зарплата у него копеечная, задача директора удержать такого молодого специалиста.
Корр.: - Хороший учитель должен получать хорошую зарплату. На ваш взгляд, сколько должен получать учитель?
А. ПЯТИКОП: - Не ниже сложившей в регионе зарплаты в промышленности - 40 тыс. рублей. А пока 25 % молодых педагогов России получают зарплату 15 тыс. рублей. Сегодня оклад молодого педагога составляет 5600-6000 рублей. И они уходят, даже толковые, а директору нечем их поддержать.
- Зарплата сильного опытного учителя, который помимо прочего занимается репетиторством, достигает 100 тыс. рублей. Другой вопрос, сколько у нас таких учителей? В области - не более 15 %. Это - асы, сильные дидакты.
- Удивительно другое: по последним данным Росстата, школе не требуются молодые педагоги. Это может означать только одно: директор школы не выставляет вакансии. Почему он так поступает? Он обязан выйти на определенный уровень зарплаты, перегружая проверенных педагогов.
- Нужно думать, как и чем привлечь в школу педагогов мужчин. До 1980 года в Калининграде не было педагогических вакансий. Тогда в школу пришли работать учителями мужчины, инженеры закрывшихся предприятий. Чаще всего они преподавали технологию, так сейчас называются труды, некоторые – физику. Многие работают до сих пор.
Корр.: - В сентябре вы приступаете к работе в Госдуме. Начинается осенняя сессия. С какими инициативами будете выходить лично вы? Какие предложения коллег в части образования будете поддерживать?
А. ПЯТИКОП: - Буду добиваться разработки справедливого норматива для сельских школ. При существующей экономике образования им грозит неминуемое банкротство. Поэтому их и объединяют. Но, спасая школу в одной из трех деревень, остальные две деревни просто погибают. Я сторонник сохранения малокомплектных школ.
- Я обязательно буду добиваться финансирования строительства школы на улице Рассветной (микрорайон Сельма) в моем избирательном округе.
Буду поднимать вопрос о возможности выбора у выпускников формата сдачи экзаменов - в форме ЕГЭ, или как сдавали экзамены мы - по билетам. Никаких капитальных вложений для этого не потребуется.
- И это не только моя инициатива. Это и предложение Академии Наук России. Но есть и противники. Возобновлю разговор о целесообразности сдачи четырех экзаменов выпускниками 9-х классов. Четыре экзамена по окончании 9-го класса – это чрезмерно. Выпускники 11-ти классов сдают только два.
- Самый главный минус ЕГЭ – он не дает мыслить. Он дает знания, но через двое суток от них остается максимум 60 %, через пять – 45 %. Чем дальше, тем меньше. При традиционной форме сдачи экзаменов можно видеть, как мыслит ученик. Ведь самое главное – не сам процесс приема экзаменов, а в том, что в течение года педагог-предметник учит школьника мыслить, учит добывать знания.
- При всем при этом, мы стыдливо возвращаемся к советской форме сдачи экзаменов. Пишем сочинение как допуск к ЕГЭ. В этом году впервые написали в феврале диктант.
Корр.: Как вы оцениваете подготовку учителей в Калининграде?
А. ПЯТИКОП: - Классический университет не способствует подготовке педагогов. Это аксиома. Он не готовит дидактов, а для школы - это наиважнейшие специалисты.
Я, будучи директором школы № 20, всегда искал учителей, выпускников Черняховского педучилища, калининградского института, потому что там учили дидактике.
Поэтому я не вижу изменения ситуации без решения данного вопроса.
В КГУ, зная и понимая это, был организован педагогический факультет. Там готовили учителей начальной школы и дошкольного образования. И учили дидактике.
- Считаю, что наш федеральный университет может позволить себе иметь внутри пединститут и это нужно делать не только для начальной школы и дошкольного образования, но и по отдельным предметам.
Мое мнение поддерживает и городской комитет по образованию и минобр области. Найдено понимание и у руководства БФУ им. Канта.
Чтобы все случилось, нужны средства. Я готовлю пакет документов с тем, чтобы выйти с этим предложением на самый высокий уровень.
Корр.: - В какую школу вы бы отдали своего ребенка?
А. ПЯТИКОП: - Российская начальная школа на сегодняшний день лучшая в мире. А ребенка отдал бы в школу рядом с домом.
Корр.: - Что из последних событий в калининградском образовании, к которым вы имеет непосредственное отношение, вас порадовало?
А. ПЯТИКОП: - Прежде всего, событие последних дней - закладка камня на месте будущего филиала нахимовского училища на улице Артиллерийской в Калининграде.
История его появления началась еще с наказов избирателей Балтийска и Калининграда, а так же востока области в 2016-м году.
Но один бы я ничего не решил. Здесь очень помогли коллеги в Госдуме, а так же понимание вопроса членами Комитета по обороне во главе с Владимиром Шамановым.
- В июле 2018 года рассматривался вопрос о состоянии военной науки в учебных заведениях Министерства обороны. Я там выступил со следующими предложениями: возвращение юридического лица и статуса самостоятельного института им. Ф. Ушакова.
- Во-вторых, открытие филиала нахимовского училища при Министерстве обороны.
- В-третьих, открытие по линии ФСБ пограничного кадетского корпуса на востоке области.
- Меня поддержали и мои предложения вошли в решение. И сегодня часть предложений реализовалась - камень в здание будущего филиала нахимовского училища заложили. Спасибо министру обороны С. К. Шойгу.
- Решающей в данном вопросе стала и позиция нашего губернатора Антона Андреевича Алиханова и регионального министра образования Светланы Сергеевны Трусеневой.
- Я доволен тем, что началось строительство школы на улице Артиллерийской.
- Сейчас прилагаю максимальные усилия со своей стороны для того, чтобы в следующем году были выделены средства на строительство школы на улице Рассветной. Это на Сельме, где единственная гимназия № 40 переполнена.
- Меня радует, что в ближайший год начнется реконструкция школы № 50, будет реализовываться строительство пристройки к школе № 11.
Началось строительство первого в области образовательного модуля на базе начальной школы-детский сад № 72. Эта работа началась еще в мою бытность депутатом Горсовета Калининграда.
Корр.: Спасибо за беседу.
Майя БЛИНОВА