«У детей рака не бывает». Онкологи Санкт-Петербурга обучили врачей из Калининграда и приняли более 150 ребятишек

07 Июня 2021 18:52


Чуть больше года назад Калининград стал одним из 19-ти городов – участников проекта «Обгоняя время - профилактика онкологических заболеваний у детей».

С тех пор несколько раз в год команда детских онкологов из Санкт-Петербурга приезжает к нам в область, где на базе поликлиник и больниц проводит для детских врачей первичного звена образовательные семинары. 


Кроме того, онкологи из северной столицы проводят осмотры детей, как в присутствии калининградских врачей, так и без них.


Такие приемы позволяют выявить предопухолевые заболевания у детей, проконсультировать родителей по контролю за состоянием здоровья ребенка, и даже выдать направление на дальнейшую диагностику профильные медучреждения Санкт-Петербурга, если маленькому пациенту требуется специальное оборудование и углубленные методы лечения.




Продолжая традицию, детские врачи-онкологи из Санкт-Петербурга в конце мая провели семинары для калининградских докторов первичного звена по ранней диагностике онкологических заболеваний у детей, а также бесплатные профилактические осмотры маленьких пациентов с кожными и сосудистыми патологиями.


Уже первые такие встречи показали, насколько они необходимы и востребованы, потому что далеко не в каждом городе региона есть детские онкологи.


- В Калининграде, к счастью, они есть, но родители, ответственно относящиеся к здоровью ребенка, стараются не пропустить и наших приемов, понимая, что приехали врачи экспертного, самого высокого класса, - рассказала журналистам издания «НК-Здоровье» руководитель проекта, директор АНО «ЦИУСПП «Лотос» Светлана ГУСЕЙНОВА.


Команда детских онкологов Санкт-Петербурга посетила города Правдинск и Калининград, а так же поселок Крылово. Всего за консультацией к специалистам обратились более 150 детей и родителей.


Журналисты «НК-Здоровье» побывали на одном из таких приемов в хосписе «Дом Фрупполо» благотворительного центра «Верю в чудо» в Калининграде. «Лотос» и «Верю в чудо» - давние друзья. Ни один выезд питерцев не обходится без помощи калининградских коллег.


Что поразило: здесь ничего не напоминает прием доктора – нет привычных белых халатов, строгой обстановки кабинетного врача.


- Я не в халате? Так это очень хорошо, - смеется главный детский онколог Ленинградской области Светлана Сафонова. - Ребенок видит не врача, а какую-то тетю в маске, которая что-то спрашивает.


- Я работаю заведующей санаторным отделением для онкологических больных в санатории «Солнечный» и в хосписе. Но ни там, ни там белый халат не надеваю.


Также выглядит и ее коллега детский онколог Максим Батманов.  




- Онкологическое заболевание у детей развивается очень быстро, иногда от стадии к стадии проходит 2-3 недели, которые играют решающую роль, - рассказывает Гусейнова Светлана.


-  Поэтому чем раньше заболевание будет обнаружено, тем быстрее назначат и проведут лечение и у ребенка значительно увеличиваются шансы на жизнь.


- С одной стороны, детские онкологические заболевания, к счастью, не имеют массового распространения. Но с другой стороны, и это уже к несчастью, за всю свою врачебную практику педиатр может ни разу не повстречаться с таким ребенком. И, к сожалению, вполне может такого ребенка пропустить.


- У педиатров курс детской онкологии очень короткий, курсов повышения квалификации по этой специализации нет. Зачастую у педиатра элементарно в силу загруженности нет даже времени для самообразования по этой специализации. Поэтому нашими экспертами был разработан курс лекций, очень интересных и информативных, для врачей поликлиник, а так же фельдшеров ФАПов, - говорит Светлана Гусейнова.


По статистике «детские» онкологические заболевания – очень редкое явление: на 100 тысяч детей приходится 15 заболевших. Тем не менее, болезнь занимает второе место среди причин детской смертности – сразу после травм несовместимых с жизнью. 


- Поэтому, узнав о приезде столичных онкологов, родители стремятся попасть на прием, чтобы лишний раз убедиться, что у ребенка действительно все хорошо.


– Скорее всего, дети окажутся здоровыми, врачи их сюда направили из-за подозрительных родинок и гемангиом. Но детские опухоли, как я уже сказала, развиваются очень стремительно, не как у взрослых, здесь счет идет на дни. Поэтому лучше лишний раз провериться, - говорит Светлана Гусейнова.


- Наши врачи консультируют и болеющих или переболевших детей. Их родителям нужно второе мнение, нужно обсудить тактику лечения. Но львиная доля обращений, 90 %, это родители, которые перестраховываются. И это правильно: убедился, что нет ничего страшного и дальше можно спокойно жить.


- Наши доктора не просто отличные специалисты, они совершенно потрясающие люди. Даже если все не очень хорошо, все равно родитель уйдет с надеждой, с планом того, что необходимо сделать. Для любой категории пациентов это очень важно. Не в Калининграде, но к нам приходили и безнадежные детки...


Начиная с 2018 год, специалисты из Санкт-Петербурга проконсультировали не одну сотню маленьких калининградцев. В каждый свой приезд они стараются побывать в тех городах области, где нет детских онкологов, а спрос есть.


- Например, в Черняховске. Практически с каждого приема одному-двум детям необходимо лечение в федеральном центре и мы помогаем это сделать, - говорит Светлана Гусейнова




- Такого понятия, как детский рак, не существует, - огорошивает нас онколог Светлана Сафонова.


- У детей не бывает рака. Потому что рак - это формальным образом опухоль эпителиальной природы. Он там, где есть эпителий. У детей таких заболеваний практически не бывает.


- У них бывают опухоли врожденного характера, например, опухоль почки, которая закладывается еще внутриутробно. Или гепатобластома, опухоль из печени. А вот раки кожи, желудка, кишки, то есть где есть эпителий, поверхностные клетки, это все-таки разговор о взрослых.

 

- Разговор о детях, в этом ключе, это разговор о злокачественных новообразованиях. Из них 30 % занимают лейкозы, 25 % - опухоли мозга, остальное приходится на солидные опухоли


- Здесь на первом месте стоят опухоли почек и забрюшинного пространства, далее - мягких тканей, затем идут опухоли костей. Самые редкие опухоли – липосаркомы или тератобластомы.


- В моей практике случаи рака единичны. Один раз у 12-летнего ребенка был диагностирован рак толстой кишки, второй - у 16-летнего подростка базальноклеточный рак кожи.  Но это казуистика, - считает Светлана Александровна Сафонова.


- Еще одно отличие между онкобольными взрослыми и детьми – у последних опухоли растут очень быстро, от нескольких дней до месяца. И если такую опухоль обнаружат еще в роддоме и ребенка прооперируют в первые месяц-два жизни, то в дальнейшем он не будет нуждаться ни в химио-, ни в лучевой терапии.


- Если же это время будет упущено, то, начиная с полугода, такому ребенку уже нужна будет предоперационная химиотерапия, оперативное лечение и послеоперационная химиотерапия. А иногда и лучевая терапия. И осложнений от лечения может быть больше.


- Вот поэтому мы так много времени уделяем информированию педиатров. И, слава богу, врачи работают и диагнозы ставятся и без нас.


Майя БЛИНОВА




652

Популярное

Алкоголь и онкология. Нет ни безопасной дозы, ни полезного его вида
С употреблением алкоголя связано около 6 % случаев рака и 4 % случаев смерти от рака 
Глава областного Минздрава Кравченко: «Опасений нет. На работу в Онкоцентр перейдут онкоотделения двух больниц»

Между тем, до торжественного завершения строительства лечебного учреждения остается меньше года...

Антошке Калугину из Балтийска опять нужна ваша посильная помощь! Пока еще можно спасти ребенка...

Антону дали два месяца жизни. Два месяца! Господи, ему только семь лет. Но он ничего, кроме больниц, не знает.