Приморская ТЭС: здесь птицы не поют, деревья не растут… А люди готовы перекрыть шоссе

05 Июля 2017 15:22

Власти Калининграда недавно заявили, что до 2035 года, согласно «Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Калининграда», город должен избавиться от 16 угольных котельных, как от дорогих и экологически вредных твердотопливных производств.

Заявление, вселяющее оптимизм и вызывающее чувство благодарности за заботу о горожанах. Если бы не одно «но». Ликвидированные котельные – ничто по сравнению со строящейся сегодня в нескольких километрах от Калининграда угольной Приморской ТЭС.

Пока вред от нее ощутили только садоводы СНТ «Балтика-1», С/Т «Рыбак» и жители поселка Взморье Светловского ГО. Но если не остановить стройку, считают независимые эксперты, калининградцев ждет экологическая катастрофа.

Садоводы С/Т «Рыбак» уже смогли добиться того, что многотонный транспорт перестал перевозить грузы через общество, где круглосуточное строительство лишило людей не только спокойного сна, но разбило дороги, лишило любимых мест отдыха, у многих в домах поползли трещины по стенам.

Построили объездную дорогу и эти мучения «рыбаков» прекратились!

Но зло осталось. Теперь и у садоводов, и у сельчан есть цель - они намерены добиться прекращения строительства «Приморской ТЭС» буквально под окнами своих домов.

- Если нужно будет, перекроем трассу на Балтийск и Светлый из Калининрада. Люди готовы ко всему, - рассказывает житель СНТ «Балтика-1» Игорь Фургачев.



ЗДЕСЬ ПТИЦЫ НЕ ПОЮТ


Садовому обществу «Балтика-1» более четверти века. В 1991 году сюда приехали первые садоводы. Осушили болото, начали строиться. Вскоре от желающих поселиться в этом райском уголке не было отбоя, но не все могли финансово осилить мечту.

Бывший нефтяник Александр Савчук долгое время проработал на севере, зарабатывая деньги на обеспеченное будущее. Купил участок в «Балтике-1», пока строится, сам живет в вагончике. Но с каждым днем желание достроить дом тает. Угольная ТЭС, еще не приступив к работе, уже отравила жизнь всем.

- Я строился здесь для своей семьи, - говорит Игорь Фургачев. - Планировал перевезти сюда с Камчатки своих внуков, которых ни разу не видел. И не я один. Все покупали дома, чтобы жить одной большой своей семьей.

Было время, когда земельный участок здесь стоил 350 тысяч рублей. После того, как провели газ и Интернет, цена увеличилась в полтора-два раза.

Но людей это не останавливало. К примеру, семья геодезистов Воробьевых долгое время колесила по области, пока не попала в «Балтику-1». Выбор сделали, не раздумывая. «Здесь такая благодать!» - восклицает Оксана Воробьева.

«Я пошел в лес, где встретил кабана! А на въезде в общество попалась лиса с лисенком! Вот такая наша природа!», - говорит Михаил Пигулевский. – «В лесу грибы, из канала судаков таскаем!»

«Как такое можно уничтожить?!» - сокрушаются люди.

Беда пришла в 2016 году. Без предупреждения и согласия местных жителей и садоводов в тридцати метрах от окраины общества началось строительство Приморской ТЭС – угольной электростанции. С тех пор желающих жить по соседству со смертоносным объектом нет.

Садоводы забили тревогу. Начали собирать публичные слушания с приглашением властей всех уровней. На первые гости пришли, но, поняв, что садоводы и жители поселка Взморье не желают иметь такого соседа, перестали реагировать.

После наших публикаций о борьбе жителей с/т «Рыбак», которые тоже страдают от строительства, садоводы «Балтики-1» обратились за помощью в редакцию «Нового каравана».



ВЛАСТИ НЕ ВЕРИМ!


На встречу с журналистами «Нового каравана», несмотря на непогоду, пришло огромное количество людей.

- Мы больше не верим нашей власти! Прикрываясь именем президента, она предает свой народ, - раздавалось в толпе.

«Так и запишите», - просили люди, - «жители СНТ «Рыбак», «Балтика» и поселка Взморье, почти 6 тысяч избирателей, против врио губернатора Калининградской области Антона Алиханова!»

Здесь каждая семья воспринимает строительство Приморской ТЭС и как свою личную беду, и как масштабную экологическую проблему всей области.

- У многих это единственное жилье, где они зарегистрированы по закону, - рассказывает председатель садового общества «Балтика-1» Владимир Чурочкин. – Люди продали квартиры в Калининграде и всем семейством переехали сюда. Но руководство «Калининградской генерации» (заказчик проекта – прим. авт.) не хочет этого признавать и нас в упор не видит.

- Более того, - продолжает Владимир, - они утверждают, что это мы все нарушаем. Сначала у нас под окнами развернули опасное производство, а теперь нас же обвинили в том, что живем в санитарной зоне.

Порой возмущенные возгласы и рассказы собравшихся перекрывал шум, идущий со стороны залива, где развернута стройка.

- Сегодня они еще тихие, - объясняют садоводы. – Бьют только одну сваю. А когда все тринадцать забивают, здесь находиться невозможно.



Однажды один из садоводов не выдержал и в час ночи пошел просить экскаваторщика поработать в другом месте, подальше от жилых домов. Водитель машины высыпал на парня весь куб песка, что был в ковше. Благо, что там не оказалось камней или чего покрупнее! Отделался синяками, ссадинами и … штрафом за административное правонарушение!

- Вызвал полицию, - рассказывает молодой человек. - На следующий день поехал в отделение писать заявление. В окошке дежурного попросил ручку и бумагу. А меня посадили в камеру, где я пробыл до утра. Под угрозой, что могу просидеть еще сутки, заставили подписать протокол об административном правонарушении и выписали штраф 500 рублей.

Сейчас этот случай рассматривается в суде.

Это не первое столкновение с полицией. После того случая, садоводы еще несколько раз с помощью полицейских добивались прекращения работ в ночное время. Ведь даже жители поселка Прибрежный по ту сторону залива маялись по ночам от шума.

Тогда председатель «Балтики-1» Владимир Чурочкин прошелся по кабинетам местной власти. После этого на стройке ввели новый рабочий график – с 7 до 24.00.

Маленькая победа, но она не решает самой главной проблемы – отмены строительства в этом месте.

- Мы не за себя и свои дома переживаем, - утверждают садоводы. - Что будет с Калининградом, что будет с морским каналом и Балтийским морем? Жалко нашу природу! Нельзя все бросать на произвол. Ведь все составы с углем пойдут через город. Весь город будет черный. Когда на «Цепрусе» горят короотвалы, вся копоть на улицах, домах, людях. А здесь 120-метровая коптящая труба и 100 тысяч тонн отходов в год!



В СМЕРТЕЛЬНОМ КОЛЬЦЕ


Люди знают о чем говорят. После того, как поняли, что местная власть им не помощник, они начали сами изучать вопрос.

- Приморская ТЭС на самом деле не снимает угрозу энергобезопасности региона, как это нам преподносят, - утверждают они. - Для строящихся трех газовых электростанций, нужен завод по переработке сжиженного газа, которого нет. И газохранилище для сжиженного газа, которого тоже нет. Если Литва перекроет нам подачу электроэнергии, одна Приморская ТЭС ситуацию не спасет.

- И еще: если Литва перекроет нам газ, то она и авто- и железнодорожное сообщение нам перекроет. И паромы здесь не помогут. Так ради чего мы терпим все это? Ради чего рискуем?

Ради сомнительного, но крайне опасного объекта, вырубается лес, загрязняется залив, страдает природа.

Для организации железнодорожного и автомобильного сообщения с одной стороны «Балтики-1» собираются вырубить дубовый лес с многовековой историей.

Сейчас это не просто шумозащита для садового общества, это зеленые легкие Калининграда. Это лес, высаженный еще немцами, которые о своем здоровье, об экологии Кенигсберга не просто думали, но и делали.

Сегодня он носит название калининградский городской лес. Единственный уцелевший в результате многочисленных калининградских строек.

Если не остановить, лес вырубят до границы с очистными сооружениями. Его уже прочесали саперы, обезвредили.

С другой стороны расчищают площадку под золоотвал. С пути убирают все «лишние» зеленые насаждения, 18 гектаров заповедного леса.

Так получается, что СНТ «Балтика-1» оказывается в смертельном кольце: с одной стороны, в 29 метрах, угольная ТЭС, дальше железная и автомобильная дороги в 27 метрах от окраины общества, очистные, полигон ТБО, затем в 300 метрах золоотвал с перспективой расширения. Далее еще одна ЛЭП на 330 тысяч вольт.

Часть залива, которая прилегает к садовому обществу, это нерестовая зона. Сам канал отнесен к первой категории рыбоохраны. В области дуют преимущественно западные ветра. И с западной же стороны строится ТЭС.

Первым попадает под удар пос. им. Космодемьянского. Сегодня это уже стопроцентный микрорайон Калининграда.

Все, что будет выходить из стодвадцатиметровой трубы, по розе ветров попадет в питьевые озера. Любые ветра будут нести пыль с золоотвала на Калининград.

- Если мы сейчас отступим, если дадим слабину и позволим себя куда-то переселить, то ни в одной точке области мы не будем чувствовать себя в безопасности, - уверены садоводы. - Государство в любой момент под любым предлогом может погнать нас отовсюду. Где бы мы ни жили. Этого нельзя допустить.

- Мы подготовили полный пакет документов для Страсбургского суда, - рассказывает Михаил Пигулевский. - Калининград не знает об этой страшной вещи, которую подают как стратегическую необходимость. Этот монстр отравит жизнь всему городу. Но здесь наш дом, и мы за него будем стоять насмерть.



КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА


Юрий Злобин, генеральный директор ООО «Управляющая компания КалининградЭнергоИнвест», Заслуженный работник Минтопэнерго, с 2006 по 2010 г.г. начальник департамента ТЭК в правительстве Калининградской области

- Приморская ТЭС нужна. Согласно генеральной схеме, в Светловском ГО. Именно в Светлом в свое время появилось и сохранилось до наших дней мощное электросетевое хозяйство. Поэтому неудивительно, что электростанция должна была территориально появиться именно в том районе области.

- Мною персонально велась работа по организации и созданию проекта строительства Приморской ТЭС. Я от имени правительства проводил публичные слушания. Я донес до людей, что эта электростанция должна иметь высшие технологические и экологические стандарты. Она будет располагаться в правильном месте с учетом розы ветров. Для того, чтобы было обеспечено надежное рассеивание. И тем более не на зоны населенных пунктов.

- И такая площадка в Светловском районе была найдена. В четырех километрах от Светлого. До сих пор есть все разрешительные документы. На мой взгляд, она была идеальной для такого проекта: железная дорога рядом, в 2007 году в Балтийске запустили паромный терминал. Оттуда до предполагаемого места размещения электростанции всего 23 километра.

- Электростанция должна быть в правильном месте. Она должна обеспечивать надежность и как минимум не ухудшать экологическую ситуацию в этом регионе. И при этом должна отвечать требованиям европейского стандарта. Но все изменилось. Специалисты «Калининградской генерации» применили другой проект.

- Подняли из архивов, встряхнули, сдули и выдали за современный замшелый проект, не отвечающий ни одному из вышеперечисленных требований.

- Проект высшей категории опасности, у которого минимальная санитарно-защитная зона должны быть 1000 метров, оказался вообще без нее. Терминал, морская перевалка, угольный склад - каждый из этих объектов сам по себе имеет свою санитарную зону не менее километра. В итоге среда обитания уродуется самым скотским образом.



- Золоотвал – это бедствие, где бы его ни расположили. А его собираются размещать в середине векового леса. И уже приговорили первые 18 гектаров. Десять гектаров последнего леса на западе Калининграда, его легкие, без оформления документов пилят для устроительства дороги. В год экологии, где первым вопросом стоит защита лесов!

- Терминал посадили в охранной зоне калининградского морского канала, который имеет высшую рыбоохранную категорию. О том, как подошли к этому вопросу, можно судить хотя по одному только факту: координаты указаны неверно. Если им следовать, то одна площадка ТЭС расположена на координатах, которых вообще не существует, вторая – на водной глади.

- В дополнение к этому ужасу – находящаяся рядом свалка в пос. Космодемьянского, от которой, как сейчас принято считать, уже нет никакого вреда, так как ее закрыли. Заблуждение. Кроме зловония, стоков, внутри продолжаются термические процессы преобразования, возгорания и образования зловонных газов. Это грозит на десятилетия перерасти в генерацию. В дополнение к этому Космодемьянский по розе ветров будет первым снимать выхлопы электростанции «Приморская».

- А что поимеем взамен? Полудохлую кошку. В лучшем случае повышение надежности обеспечения. Этот проект должен быть полностью отвергнут. В противном случае это приговор поселку Взморье, СНТ «Балтика-1», с/т «Рыбак». Про Калининград и говорить не приходиться. Людям пытаются вешать лапшу на уши о том, что она такая безопасная, но при этом 550 тысяч тонн угля будут сжигаться, выдавая 100 тыс. тонн отходов.

- В чем корень зла? На мой взгляд, в некомпетентности и безответственности областного правительства. И оно, безусловно, несет за это ответственность.

Майя БЛИНОВА

1478

Популярное

Приморская ТЭС. В ожидании гробов. Или «Посторонним вход запрещен!»
Появление журналистов «Нового каравана» на стройплощадке угольной ТЭС напугало ее руководство
Жители Взморья и с/т «Рыбак»: «Стройка Приморской ТЭС до первого трупа!»
Под Калининградом «Из опасения быть раздавленными, люди лезут на заборы!...»
Временщики в Янтарном крае или калийная катастрофа
Калийная отрава уничтожит воду, воздух, почву не только в области, но и на северо-востоке Польши.