Калийная угроза Калининграду. Почему молчат его жители?

30 Ноября 2016 18:31

В начале сентября 2017 года на портале Caravan.su был опубликован материал «Проклятые рудники. Скоро в шести километрах от Калининграда».

В ней мы рассказали о том, что ждет жителей области в недалеком будущем – когда вблизи Калининграда, в поселке Нивенское, появится горно-обогатительный комбинат по добыче калийно-магниевых солей (ГОК). В ноябре на портале опубликован материал «Временщики в янтарном крае или калийная катастрофа».

Автору посчастливилось родиться и жить в городе Солигорске (республика Беларусь), где такое производство, ОАО «Беларуськалий», работает с 1958 года.

Именно его в качестве положительного примера всякий раз приводит компания «К-Поташ», которая получила 39-летнюю лицензию на разработку Нивенского месторождения калийно-магниевых солей.

Белорусское предприятие называется ОАО «Беларуськалий».
Руководство «К-Поташ» организовало целый десант калининградских журналистов в Беларусь, который был потом в полном восторге и от предприятия, и от самого Солигорска…

«К-Поташ» в своих аргументах о пользе будущего предприятия, на мой взгляд, даже не понимает, что на фоне белорусского гиганта выглядит не самым лучшим образом.

Сразу оговорюсь: я не занимаю позицию ни «за», ни «против» ГОКов.
Как бы ни радело руководство подобного производства за безопасность труда шахтеров, за экологию и прочие блага для людей, вынужденных жить по-соседству, предприятие является производством первого класса опасности и этим все сказано. Но если белорусов это хоть к чему-то обязывает, то «К-Поташ» в Нивенском создает у многих людей впечатление полного беспредельщика.


МЕСИМ ГРЯЗЬ ПОД ШУМОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ


Недавно журналисты «Нового каравана» побывали в Нивенском.
Около двух лет ведутся разговоры о строительстве ГОКа, состоящего из рудника и обогатительной фабрики. Пока решаются только организационные вопросы.

Хотя, справедливости ради, надо отметить, кое что уже начало делаться.
В апреле 2016 года там приступили к ремонту дороги. Однако строительная техника, которую положено перевозить, сразу разворотила всю улицу Назарова, что ведет к будущей стройке.

- Закончить здесь строительные работы «К-Поташ» должна была еще 31 октября, - рассказывает местная жительница Ольга Комкова. – Со 2 апреля они делают эти несколько сотен метров дороги. Когда-нибудь они ее, конечно, доделают. А пока мы вынуждены месить грязь. При старом хозяине складских помещений «Лукойле», которые теперь принадлежат «К-Поташ», дорога была в порядке. «Лукойл» постоянно следил за ее состоянием: дорогу ремонтировали при первых же малейших ямках, подстригали растущие вдоль полотна кусты, чистили канавы. «К-Поташ» все уничтожил во время подвода электричества к новой подстанции. Были вырублены деревья без порубочного билета. Вырубают здесь, а елочки очень публично высаживают в центре поселка, - говорит Ольга Комкова.

И правда, смотришь на это все и диву даешься. Вдоль развороченной дороги образовались глубокие канавы, заполненные водой. Видно, как туда сползает разбитое дорожное покрытие…

- Канавы очень глубокие, никак не огорожены, - продолжает Ольга Комкова. – Ежедневно оттуда откачивают воду. На мой взгляд, пустое занятие. Воды меньше не становится, а шум от работающих насосов стоит практически с утра до позднего вечера. Прост ад какой-то!

Жители улицы Багратиона кроме как в резиновых сапогах из дома не выходят. А там, где строители нарушили дренаж, люди стали пленниками своих стен.

- Полные дренажные колодцы воды, - жалуется Ирина Мамаева, двадцать лет назад сменившая с семьей Казахстан на Калининградскую область. - Если стукнет мороз, вода застынет и можно сказать, что полноценного дома у нас уже не будет. Он просто начнет разрушаться. А сколько труда и денег мы в него вложили! Не знаю, как переживем эту зиму.

Кстати, дом семьи Мамаевых находится в 300 метрах от будущего калийного производства. Рядом с ним уже почти не осталось соседей. Кто-то продал свой недострой за копейки. Многие дома стоят брошенными.



«К-Поташ» до 2015 года предлагал жителям Нивенского за них копейки, хотя люди вкладывали в них жизни и миллионы рублей.
- В прошлом году в юридически оформленных домах предлагали 25 000 рублей за квадратный метр. Итого - 2-3 миллиона за дом, - рассказывает Игорь Славский. - У нас подведены все коммуникации. И такой дом отдать за три миллиона? Что мы на эти деньги купим? Земля им не нужна, хозпостройки тоже. А в этом году уже никто ничего не предлагал…

- Мы же живем здесь годами, - говорит Ирина Антонова. На ее доме еще пока висит протестный плакат. На остальных агитацию против рудника срывают хорошо организованные группы сторонников калийных шахт. Они свои набеги на частные дома совершают регулярно. По ночам.

Их, как говорят жители Нивенского, не смущает ничего: они умудряются среди ночи залезть, например, на конек крыши и снять протестный флаг.

Семья Ирины Антоновой, прежде чем поменять пыльный загазованный Калининград на Нивенское, изучила проект развития территории, где собиралась купить под строительство земельный участок.

- Там были запланированы школа, детский сад, спорткомплекс, досуговое учреждение, разворотное кольцо микроавтобуса. Рядом лес, грибы, чистый воздух… Клондайк! – восклицает Ирина. - Сейчас вместо запланированных благ - подстанция.

В разговоре с местными жителями вдруг выяснилось, что тут же рядом многодетным семьям выделили землю под строительство. Целое поле нарезали на участки по 12 соток. Люди взяли кредиты.

- Теперь в слезах: деньги надо отдавать! - продолжает Ирина Антонова. - Видя, как там орудует «К-Поташ», многодетные не торопятся строиться. Сейчас они массово пытаются по дешевке продать эти участки. Первоначальная цена была 200 тыс. Сейчас и за 80 тысяч никто не берет. Кому нужен рядом такой сосед – калийная обогатительная фабрика?!

- Рудник здесь планируется строить, а фабрику – на противоположном конце улицы, - объясняет слова соседки Игорь Славский – От рудника к фабрике и обратно будет курсировать соединяющий их транспортер. В одном направлении по нему будет подаваться руда, обратно – отходы производства.

- Мы не против строительства, но оно должно вестись законно, и с соблюдением всех норм, - продолжает Славский. - Если местное правительство решило, что это предприятие так необходимо региону, если оно будет приносить доходы, а налоги пойдут в казну, пусть берет на себя ответственность. По закону санитарно-защитная зона должна составлять не менее 1000 метров. И предприятие подобного типа должно строиться единым комплексом. По факту рудник и фабрика отстоят друг от друга на расстоянии всего 500 метров.

БОИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ


В общем, куда ни кинь, практически одни минусы. На наш взгляд и взгляд встречавшихся с нами нивенчан. Ни власть не проявляет заботу о своих гражданах, ни «К-Поташ», который вроде как должен подражать «Беларуськалию».

А белорусский Солигорск - город как конфетка, признавались вернувшиеся с экскурсии калининградские журналисты. Вычищен, в зелени и цветах, с широкими улицами, отличными пешеходными и велодорожками, высотными домами и развитой инфраструктурой. Жители города никогда не считали себя ни ущемленными, ни потерпевшими...

Что касается калининградских чиновников, то они либо явно на стороне инвесторов-голландцев, либо сохраняют нейтралитет.

Скажем, власти Нивенского не поддерживают пикетчиков, скорее наоборот, всячески благоволят иностранцам. Надо предоставить помещение для очередной агитации – пожалуйста! Надо прервать уроки и отдать драгоценные учебные часы под сомнительную профориентацию, и директор, не моргнув глазом, запускает к-поташевскую агитацию в классы на неопределенное время.

При этом детские головы заполняют не учебными знаниями, а наставлениями о том, как будет здорово поступить в горный институт в Санкт-Петербурге на целевое обучение и получить такую востребованную на горном предприятии специальность!

Члены группы противников калийного рудника со своей стороны просили у директора школы время на уроки по экологии, но не нашли понимания.
Об агитации за рудник родители узнают от детей уже после таких уроков.

И ещё большой вопрос, будут ли востребованы сами жители Нивенского на вредном производстве.

- Сколько обещаний мы слышали о том, что «Нивенское-1» - это будущие рабочие места не только для нас, но и для жителей соседних поселков, - говорит Игорь Славский. – На самом деле, мы не нужны уже сейчас и в будущем на нас никто не рассчитывает.

- Мы провели эксперимент и позвонили в их отдел кадров. В ответ услышали, что в планах нет приема на работу местных жителей. Когда будет организован прием специалистов, набирать будут из других регионов. Не ранее чем через год. Наберут человек 15, не более. Таков был ответ, - рассказывает Игорь Славский.

И ещё интересный момент. Тех, кто сейчас из местных работает на «К-Поташ», немного, но они есть. Работают дворниками и уборщицами. А в свободное от работы время угрожают тем, кто выступает против строительства.

- Я со своей соседкой вообще разругалась, - рассказывает одна из участниц встречи с журналистами «Нового каравана». - Запретила ей заходить ко мне. Потому что приходит не в гости по-соседски, а с агитацией.

- Я свою соседку назвала фашистом недобитым. Она возмутилась, мол, за что ты меня оскорбляешь. Я ей ответила, что во время войны жители, переходившие на сторону немцев, родину предавали. А чем ты от них отличаешься? У нас раньше поселок был дружный, много совместных праздников проводилось, - продолжила рассказ нивенчанка.

Печально, но теперь элементы дружбы демонстрируют в Нивенском только руководство «К-Поташ» и местные чиновники во время массовых мероприятий. Вместе они возлагают цветы к памятнику павшим, высаживают ели в центре поселка. Наверно, в компенсацию за те, что вырубают на окраине, где это безобразие никто, кроме местных, не видит.

Они дарят ветеранам и именинникам подарки. Суммы покрупнее, считают противники рудника, оставляют для тех, кто должен создавать видимость массовости на собраниях, срывать флаги, баннеры и агитационные плакаты инициативной группы, подбрасывать во дворы несогласных куски колючей проволоки, протыкать колеса…

И уж совсем вопиющий случай произошел в Нивенском минувшим летом, когда в Нивенское приехал калининградский депутат Игорь Ревин. Сторонники рудника основательно подготовились к его приезду: на машине объехали поселок, срывая плакаты и баннеры. А тех, кто пытался им помешать, били. На глазах у десятилетнего мальчика кулаком в лицо ударили отца. А вскоре досталось и самому мальчишке.

По дороге домой парнишку догнал неизвестный, ударом в живот сбил с ног, забрал мобильный телефон. Депутат взял под свой контроль этот случай, было возбуждено уголовное дело. Но через несколько месяцев его закрыли «за недоказанностью».



ПОЧЕМУ МОЛЧАТ КАЛИНИНГРАДЦЫ?


Получается, что всего одна протестная группа в Нивенском, несколько десятков человек, пытается противостоять злу. За это время, по словам Игоря Славского, лишь Роспотребнадзор не то, чтобы принял их сторону, но указал на нарушение закона.

- Разъяснили, что такое калийное предприятие должно быть построено единым комплексом, как прописано в СанПине. Плюс 1000 метров – санитарно-защитная зона. Таким образом, в границах Нивенского ГОКа быть не должно. Мы не говорим о том, что это все благодаря нам, есть закон. Но это и наша цель тоже.


Кстати, нивенчане ни мало, но справедливо удивляются, почему молчат сами жители Калининграда?! Ведь наивно полагать, что расстояние в шесть или семь километров спасёт их семьи от калийной угрозы.

Солигорское месторождение, а точнее Старобинское в Белоруссии, в далеком 58-м было обнаружено на расстоянии 12 км от одноименного поселка. Началось строительство, был заложен первый камень будущего шахтерского города. Никого туда насильно не сгоняли, никому ничего не навязывали – люди сами приехали сюда жить и работать.

И сегодня, и много раньше, «Беларуськалий» предоставлял жилье в Солигорске жителям поселков, находящихся в непосредственной близости от рудоуправлений. Воспользовались, правда, единицы. Селяне посчитали нужным отдать дармовое жилье своим детям, сами же остались в родных избах, состояние которых руководство предприятия дотошно контролирует.

А «К-Поташ» в Нивенском уже сегодня перекрыл все выходы из их дома семье Мамаевых… Люди с ужасом ждут приближения настоящих холодов. Они рискуют остаться без жилья, на которое потратили 20 лет жизни.

- Не только мы лишимся всего, - уверен Славский. – Под угрозой жизнь всего населения области и даже соседней Польши. Под нами сорок водоносных слоев. «К-Поташ» нас успокаивает: все будет безопасно. Но самая большая беда в шахте – это вода плюс соль!

Чем рискуем мы и все калининградцы? - говорит Игорь Славский. - Произойдет изменение рельефа, засоление почвы, водоносные слои могут перемешаться. Засоление водных горизонтов лишит нас питьевой воды.
В недавнем правительственном докладе буквально было сказано, что калийное предприятие в Нивенском может нанести урон даже экологии соседней Польши. Она, напомню, в тридцати километрах.
А Калининград всего в шести…

Майя БЛИНОВА,
«Новый караван»

1622

Популярное

Приморская ТЭС. В ожидании гробов. Или «Посторонним вход запрещен!»
Появление журналистов «Нового каравана» на стройплощадке угольной ТЭС напугало ее руководство
Жители Взморья и с/т «Рыбак»: «Стройка Приморской ТЭС до первого трупа!»
Под Калининградом «Из опасения быть раздавленными, люди лезут на заборы!...»
Временщики в Янтарном крае или калийная катастрофа
Калийная отрава уничтожит воду, воздух, почву не только в области, но и на северо-востоке Польши.