Я уезжал, чтобы вернуться... Я это обещал семье

24 Августа 2016 15:45


Смотрю на фото: несколько человек на улицах Донецка. На «брониках» и касках предупредительное «pressa», в руках камеры, микрофоны с логотипом «Россия Вести». Наш Виталик Арутюнян самый колоритный, не перепутаешь: невысокий, худощавый, нерусский, взгляд упрямый, но с доброй искоркой…


Редакция газеты задумала серию репортажей о коллегах-земляках, которые в столице неплохо продвинулись по служебной лестнице, ведут программы на центральных телеканалах, ездят в самые сложные и опасные командировки. В Москве на «России-24» «сидит в эфире» Ольга Башмарова, Сергей Чернятьев там же спортивный корреспондент. Ольга Найман - редактор на «России-24». В холдинге ВГТРК репортажами с Донбасса всех зрителей «Вестей» поражает профессионализмом калининградец Николай Долгачев. Алексей Кулик трудился спецкором на РБК, потом спецкором на Russia Today («Россия сегодня»), а ныне он там же, но уже как автор и режиссер документальных проектов.
Есть среди наших земляков и еще один фактически военный корреспондент, - напомню, это его я рассматривала на снимке, - Виталий Арутюнян. Кстати, последние три года он к тому же руководит и одной из самых «народных» программ на круглосуточном канале «Россия-24» - «Мобильный репортер»


Не так давно у Виталия случился юбилей - 30 лет. Если интересно, посмотрите в соцсетях, сколько искренних и добрых слов долетело до него через космос интернет-пространства. И, кстати, рассмотрите фото, о которых я говорила. Они честные, а это, по-моему, самое главное в нашей с Виталиком профессии.
Обратившись к Виталию с просьбой рассказать о своей работе через его страничку в «Фейсбуке», я в этот же день получила ответы. Их мы публикуем ниже, без ретуши и купюр. Первая часть заочного интервью посвящена командировке Виталия Арутюняна в полыхающую Украину, вторая касается мирной стороны его профессии - упомянутой уже программы «Мобильный репортер». Острой, и я бы даже сказала, злободневной.

Корр.: - Когда ты узнал, что тебя командируют спецкором на Донбасс, и твоя первая реакция на это? Что ждало тебя дома после такой новости?

Виталий АРУТЮНЯН: - Если говорить о крайней командировке в Донецк, то узнал я о ней за две недели. Тут, что называется, совпали интересы работника и работодателя. Я был не против отправиться в командировку, телеканал был не против меня туда отправить. Моя супруга Ольга, конечно, уже знала о том, что возможна командировка на Донбасс, переживала, но новость восприняла достойно.

Корр.: - Ты отец двух малолетних детишек и такая опасная командировка в зону боевых действий...

Виталий АРУТЮНЯН: - Я отец и я журналист. Это моя работа. В конце концов, я уезжал, чтобы вернуться. Я это обещал семье. Ну, и будет что потом детям и внукам рассказывать (смеется. - Прим. авт.)

Корр.: - Ты до командировки, полагаю, знал о происходящем на Донбассе только из репортажей своих коллег и «диванного» Интернета. Каково твое впечатление от первой недели личного пребывания в Донецке?

Виталий АРУТЮНЯН: - Нет, знал о ситуации изнутри. В апреле я был в командировке в Славянске. Именно с этого города и началась борьба Донбасса за независимость от Киева. Как раз в первых числах апреля в город вошел Игорь Стрелков со своим отрядом, и я оказался в самой гуще тех событий. Видел, как украинские войска берут в кольцо Славянск. Как стягивают технику на аэродром в Краматорске. Сейчас там располагается главный штаб так называемой АТО. Был в городе, когда начинался штурм 2 мая. Так что ситуацию я знал очень хорошо. Но надо сказать, что сейчас совсем все по-другому. Если в мае мы со съемочной группой могли попасть на территорию военного аэродрома, где базируются украинские войска, вступать с ними в контакт, брать интервью, то в настоящий момент это по меньшей мере небезопасно. Первая неделя моей нынешней командировки прошла спокойно. Это были новогодние дни. Практически не было обстрелов, снимали в основном «мирную» жизнь. А вот уже после Рождества в Донецке начался настоящий ад. Ежечасные и мощные обстрелы. Серьезные разрушения домов, много погибших и раненых людей.

Корр.: - Как семья пережила это время разлуки с тобой?

Виталий АРУТЮНЯН: - Я очень благодарен семье за поддержку, которую мне оказывали. Оля, детки, моя мама. Мои друзья. Со всеми был на связи, по телефону или Скайпу. Все понимали, что я должен быть в Донецке и рассказывать о том, что там происходит.

Корр.: - У тебя родня не только в Москве, но и в Калининграде. А как они тебя дожидались?

Виталий АРУТЮНЯН: - Да, в Калининграде у меня родители, брат. И много друзей. Мама очень переживала, она не понаслышке знает, что такое война. Вся ее родня прошла через карабахский конфликт. При этом она понимала, что я, пожалуй, как никто другой должен рассказать правду о Донбассе. Кроме того, я пообещал, что после командировки приеду в Калининград. Все ждали...




Владимир ШАРОНОВ, председатель ГТРК «Калининград»:


- Виталий с первых дней работы у нас сразу «оседлал» самый сложный и самый интересный жанр - репортаж. Какие-то огрехи на первоначальном этапе он с лихвой компенсировал какой-то творческой отчаянностью, всякий раз с разбегу бросаясь в работу, как в омут. В Калининграде ему словно все время не хватало некоего «экшена», и он в какой-то момент даже затеял проект программы «Драйв», в котором адреналина было с избытком - какие-то немыслимые виды спорта и хобби, прыжки с вышки, гонки на выживание, немыслимые спуски... Слава Богу, по-хорошему сумасшедших ребят у нас всегда в избытке. Но ведь для того, чтобы все это еще и эффектно снять, Виталию не только пришлось взять камеру, но, что называется, еще и нарушить запреты из серии «Не стой под стрелой!» Так что когда я сейчас вижу его на экране, передающего последнюю информацию среди взрывов и выстрелов, я нисколько не удивляюсь. Ну, и конечно, отмечу потрясающую порядочность, честность и последовательность Виталика, которые среди прочего покорили сердце нашей очаровательной Оли Найман. 


Корр.: - Помимо твоих репортажей для «России-24» ты еще вел в Фейсбуке фактически круглосуточную трансляцию новостей из донецкого ада. Ты считаешь, что просто телевизионной картинки недостаточно или там показывали не все?

Виталий АРУТЮНЯН: - Сюжет 2-3 минуты - и всего не рассказать, не передать эмоций. А фотографии, которые я выкладывал, они такие фактурные. Одно фото может сказать о многом. А самое главное, в Фейсбуке у меня много подписчиков с Украины и из других стран, еще с первой командировки в Славянск. Вот в основном для них и выкладывал. Чтобы видели. Им будет полезно.

Корр.: - По возвращении из командировки изменилось ли твое восприятие действительности?

Виталий АРУТЮНЯН: - Первые дни в Москве вздрагивал от резких звуков. Это было и после возвращения из Славянска и сейчас, после Донецка. Но быстро все проходит. Правда, когда видишь сытую жизнь, сразу вспоминаешь людей и испуганных детей из донецких подвалов. Ведь в убежищах в Донецке маленькие дети, женщины и старики живут уже по полгода. Вот это из головы не выходит.

Корр.: - Если опять скажут, мол, Виталик, нужно ехать. Поедешь?

Виталий АРУТЮНЯН: - Поеду. Надеюсь, этот выпуск «Нового каравана» не будут читать мои родители и моя семья. Хотя, конечно, они знают, что я готов опять поехать в Донецк.

Корр.: - Что значит читать не будут? Еще и для внуков, как ты говоришь, пару-тройку экземпляров сохранят. Предлагаю немного понизить «градус», вернуться к менее опасной составляющей твоей работы. Расскажи, как и кому пришла идея создать «Мобильный репортер»? Насколько сложно ее было запустить?

Виталий АРУТЮНЯН: - Начну с истоков. Идея целиком и полностью принадлежит руководству ВГТРК. Необходим был ресурс, который бы стал неким аналогом YouTube. Не конкурентом, а именно аналогом с акцентом на новостную подачу любительских роликов. То есть, случилось что-то в любом регионе, к примеру, крупный пожар, ДТП или еще что, очевидцы снимают это на телефон (камеру, фотоаппарат) и тут же выкладывают на сайт mreporter.ru. А уже редакторы сайта отбирают ролики и отдают их на телеканалы холдинга ВГТРК. Когда роликов стало много и стало понятно, что мобильные репортеры, читай - простые очевидцы совершенно разных событий, оказываются на месте раньше профессиональных журналистов, появилась необходимость расширения формата и идея создать отдельную программу «Мобильный репортер». Благо, она вписывается в формат канала «Россия-24». Запустить программу было несложно. Сложно было научить людей делать репортажи. Именно репортажи с места с закадровым пояснением того, что видит человек и что вокруг него происходит.




Алексей КУЛИК, калининградец и журналист Russia Today:

«Знаю Виталия как веселого, умного и надежного приятеля. И в его команде поработать было одно удовольствие. Надо сказать, что я на Донбассе и его бригада в Москве с полуслова понимали друг друга. Не передать, насколько это круто - сделать на камеру несколько дублей с микрофоном, понять, что тебя заклинило, что материал не получается, а с места обстрела надо уезжать. Потом «отпрямиться», извините, сделать удачный дубль с другой точки и потом видеть, как уже в следующем выпуске новостей его ребята склеили этот твой стендап с нужной картинкой. Честно скажу, Виталик очень крутой редактор и выстроил работу всего отдела так, что работать с ними всем очень комфортно. Ну и потом, на войне все телевизионщики знают, кто на что способен. А Виталий - он наш, «полевой». Нужно будет, он и спину тебе прикроет. Не сомневаюсь».



Корр.: - Формат сразу «поймали»?

Виталий АРУТЮНЯН: - На первых этапах это была короткая рубрика в новостных слотах канала «Россия-24». Но, повторюсь, когда уже стало понятно, что популярность соцсетей растет и там появляется много информационных любительских роликов, подчеркну - «информационных», так как формат программы подразумевает именно подачу новостей не журналистами, а обычными людьми, то возникла идея «вырасти» в 20-минутную еженедельную программу. Этакий новостной итог недели глазами простых зрителей. С января 2014 года мы пошли дальше. «Мобильный репортер» теперь не только итоговая «еженеделька», но и ежедневная 5-минутная программа. Кроме того, мы запустили проект на многих региональных ГТРК. В Калининграде, к сожалению, его нет.

Корр.: - Учтем. А как вы формулируете концепцию программы и критерии отбора тем и репортажей?

Виталий АРУТЮНЯН: - Концепция программы проста - новости глазами очевидцев. Не «баяны», выражаясь интернет-сленгом, а именно новости. Случилось событие, снял человек это на камеру, выложил на наш сайт mreporter.ru или в одной из соцсетей, и это тут же попадает в эфир телеканала. Этакая альтернативная подача новостей. Критерии простые - главное, чтобы ролик был новостной. Пожалуй, все. Ну, конечно, мы не берем в эфир рекламу (вирусные ролики) или откровенную провокацию (видео, разжигающее разного рода ненависть, хамство и т.д.).

Корр.: - Какими силами делается программа?

Виталий АРУТЮНЯН: - Первые выпуски программы делали три человека. Это ведущий - Юрий Богданов, собственно я и мой коллега, шеф-редактор программы Иван Беляев. Нам очень помогала редакция сайта mreporter.ru. Теперь у «Мобильного репортера» полноценная команда. Есть райтеры, которые пишут тексты к роликам. Есть отдельный шеф-редактор ежедневных выпусков. Но в итоге все вместе работают на итоговую программу.

Корр.: - Кто оказался мобильнее? Профессиональные или самодеятельные журналисты?

Виталий АРУТЮНЯН: - Активно включились именно самодеятельные журналисты. Мы их называем «мобреперы» (мобильные репортеры). В Москве, к примеру, есть целое сообщество таких любителей снимать и оказываться в нужное время в нужном месте. При необходимости мы можем их попросить что-либо снять и выложить на сайт. В регионах таких сообществ нет. Но активность «мобреперов» все равно высокая, и что самое приятное, каждый раз новые люди выкладывают свои ролики на наш сайт.

Корр.: - Еще один камушек в наш огород. К братству и взаимоподдержке профессиональному сообществу журналистов претензий нет. Будем работать над консолидацией сил общественных. Хотя, наверное, есть и другая сторона медали - репортажами не заваливают? Какие-то все равно приходится отсеивать. Если да, то по какому принципу?

Виталий АРУТЮНЯН: - Отсеивать не сложно. Мы показываем практически все, за исключением, как я уже говорил, провокаций и рекламы. Темы совершенно разные. От коммунальных проблем (таких роликов, кстати, больше всего) до дорожных происшествий и утренников в детских садах. Такое видео порой бывает очень интересным и собирает огромное количество просмотров. Ну и, конечно же, не обойтись без «мимимишных» животных - котиков, собачек. Эти кадры никогда оскомину не набьют.

Корр.: - А корректировать сюжеты приходится?

Виталий АРУТЮНЯН: - Мы практически не корректируем репортажи. Так как изначально цель программы подать новость через человека. С его эмоциями. Конечно, мат и грубость приходится вырезать. Но в целом правок почти нет. Этим и интересен для зрителя проект.

Корр.: - А конфликты из-за вышедших сюжетов? Давление от кого бы то ни было?

Виталий АРУТЮНЯН: - Конфликтов не было, так как мы стараемся «обходить» откровенные провокации. Давление в основном идет на чиновников, которые плохо делают свою работу. Профессиональный журналист не расскажет о проблеме лучше, чем человек, столкнувшийся с этой проблемой. Ролики о бездействии местных властей выходят в нашем эфире, а потом появляются на нашем сайте видео, что все исправлено. Это очень радует. Вселяет силы.

Корр.: - Понимаю, что с каждым годом журналиста все сложнее удивить. Но все-таки какие-то важные личные выводы, наблюдения были?

Виталий АРУТЮНЯН: - Главный вывод - за любительским контентом будущее, так как, повторюсь, очевидец на месте появляется сразу, а журналисту еще добраться нужно. Первые минуты всегда наиболее ценные. Благодаря очевидцам, к примеру, весь мир может видеть, что происходит на Донбассе. Если СМИ можно придать цензуре, то соцсети и интернет в целом невозможно. Ярких репортажей много. На мой взгляд, все ролики, снятые в экстремальных условиях, яркие и удивительные.

Корр.: - Какие-то нововведения предполагаются? Может быть, зреет очередной проект?

Виталий АРУТЮНЯН: - Программа еще молодая, нам всего три года, поэтому мы растем и развиваемся. За это время, мне кажется, мы многое уже сделали. Дальше посмотрим…

Корр.: - Ну почему «кажется»? Не скромничай! Ваша команда - действительно молодцы. И от всех калининградцев - спасибо за вашу работу. Может быть, что-то хочется сказать нашим читателям?

Виталий АРУТЮНЯН: - Вы стали свидетелем экстраординарного события? Это может быть уникальное природное явление или дорожно-транспортное происшествие, чрезвычайная ситуация любого масштаба или смешные и странные случаи из жизни, проделки ваших детей или наблюдения за НЛО, явление в искусстве, не вписывающееся в рамки обычного или свидетельство безумств спортивных фанатов, праздничные мероприятия или митинги и шествия? Смело снимайте заинтересовавшее вас на мобильный телефон, фотоаппарат или видеокамеру и поспешите отправить ЭТО нам!


Лиза МАРРЕЙ

1455

Популярное

Ксения ДЕМИДОВА (Россия 24): «И родившись на Камчатке, можно покорить Москву»
Эксклюзивное интервью известной телеведущей калининградскому порталу Caravan.su
Телеведущий Стас НАТАНЗОН: «В журналистике главное - думать»
Один из самых известных репортеров России дал эксклюзивное интервью «Новому каравану».
Валерия АЛЁХИНА, калининградка и корреспондент НТВ: «Журналист должен менять мир»
Калининградка на НТВ. Молодая, дерзкая, трудолюбивая и амбициозная.