Калининградский депутат Госдумы Александр ПЯТИКОП: «Важно не допустить психоза у врачей»

25 Июля 2019 16:22



Главная проблема калининградской медицины - недофинансирование. Об этом знают все. Но каковы его реальные масштабы, как можно решить некоторые вопросы прямо на местах и где найти средства, не прося милостыню у Москвы, рассказал в эксклюзивном интервью «Новому каравану» депутат Госдумы Александр ПЯТИКОП.

 

КОРР.: - Александр Иванович, понимаю, что тема калининградской медицины, с одной стороны, одна из самых неприятных и надоевших, с другой – самая больная. На ваш взгляд, в чем главная причина?

 

А. ПЯТИКОП: - Недофинансирование! Это самая главная проблема в нашем здравоохранении, которая замалчивается. Не единственная проблема, но важнейшая.

 

Недофинансирование - это не только неправильно, это - незаконно!


Есть рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).  На развитие системы здравоохранения должно отчисляться не менее 6 % от ВВП. У нас было 2.7%, сейчас 3.2 %.

 

В цифрах: доходная часть бюджета страны 20 трлн рублей. Один процент от ВВП – это 200 млрд. А 6 %? И это минимум! А у нас – 3.2%. Всего! А ведь мы говорим о самом болезненном вопросе.

Задача - до 2024 года довести расходы на здравоохранение до требуемых ВОЗ. И это, в том числе, и моя личная задача. 

 

По итогам проверки областной прокуратурой, недофинансирование ТФОМС в нашей области составляет 500 млн рублей в год и так неадекватно низких нормативов. Некоторые депутаты Областной думы из оппозиции дают цифру 2 млрд рублей. В приватном разговоре представитель ТФОМС говорит о недофинансировании в 2.5 млрд в год.

 

Чтобы решить все больные вопросы региональной медицины, необходимо увеличить финансирование. А для этого, не стесняясь, надо запрашивать дополнительную помощь у федерального центра. При принятии бюджета регион и депутаты областной Думы не должны оставаться в стороне от этой проблемы.

 

Если мы говорим, что здоровье – самая большая человеческая ценность, то его нужно финансировать как следует.

 

КОРР.: - Вы хотите сказать, что областная власть недостаточно работает в этом направлении? Иными словами, не просит помощи?! Боится, стесняется?!

 

А. ПЯТИКОП: - Движение есть, но медленно.

 

Еще вчера только в Калининграде нужно было минимум три рентген аппарата (стоимость одного около 20 млн рублей) и семь УЗИ минимум по 3 млн каждый. Те, что есть в наличии, в основном в нерабочем состоянии.


На МРТ записываются в очередь, чтобы сделать обследование через несколько месяцев. А если это онкобольной, для которого важен каждый день?!

 

Все наказы моих избирателей относительно высокотехнологической медпомощи удалось закрыть благодаря вмешательству регионального министра здравоохранения Александра Кравченко.

 

Александр Юрьевич - серьезный врач, ученый и хороший организатор. Но он может управлять только теми ресурсами, которые у него есть. Понимая, что каждую районную больницу сейчас невозможно насытить оборудованием и врачами, он организовал в области своеобразные медицинские округа с базовыми медицинскими центрами.

 

Например, для Светлогорска, Зеленоградска и Янтарного базовой является Пионерская районная больница.  И жители Янтарного, в частности, отмечают, что, благодаря этому, их медицинское обслуживание (стационарное) улучшилось.

 

Калининград благодаря Чемпионату мира по футболу-2018 получил в наследство высококлассное оборудование в больницы. Новые корпуса в БСМП и инфекционной больнице. Восстановлены ФАПы и построены новые.

 

Но зачастую оборудование простаивает, не хватает узких специалистов, некому работать в ФАПах. Справедливости ради, замечу, Президент РФ внимательно относится к проблемам социального развития регионов. Строительство, только онкоцентра потребует более 4 млрд. руб. из федерального бюджета.

 

КОРР.: - Кадровый вопрос так же упирается в деньги. Поэтому так скоро, как хотелось бы, его не решить.

 

А. ПЯТИКОП: - Необходимо вводить обязательную трехлетнюю отработку для выпускников медицинских вузов, колледжей, ведь на них заплатило государство деньгами налогоплательщиков, т.е. нашими.  Но у нас еще не все возможности использованы.

 

Где я вижу резерв? У нас в систему ОМС не включены военные госпитали!


Возьмем пример одного округа – Балтийск. В городской больнице только формально есть хирургическое отделение, по факту – гинекология. Если нужна действительно хирургическая операция другого плана, везут в Калининград. Хотя рядом находится госпиталь, где все врачи – высококлассные специалисты. И плюс 60 коек в хирургии. Это и есть резерв.

 

Нужно эти госпитали включить в систему ОМС. Сейчас такие переговоры ведутся на региональном уровне. 

 

То же касается нацгвардии, поликлиник МВД, медицинского центра УФСИН. И армейской авиации. У нас военная медицина никак не включена в гражданскую. Это большой минус.

 

Я намерен вынести все эти предложения на федеральный уровень.




И еще о финансировании. У нас нарушен принцип Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

 

Средств работодателей не хватает и поэтому ежегодно мы его датируем из федерального бюджета на сумму не менее 2 трлн. руб. в год. Поскольку высокотехнологическая помощь финансируется напрямую из федерального бюджета через Минздрав РФ (министр В.И. Скворцова), эта структура не нужна. На его содержание, на содержание целого ряда других страховых компаний идут деньги, которые можно было бы потратить с большей пользой и результатом. Считаю, что ФОМС – это лишняя прослойка.

 

КОРР.: - Всегда ли такие меры оправданны? В свое время убрали врачей из школ и садиков, считая их лишним звеном. Зачем?

 

А. ПЯТИКОП: - Время показало, что такое решение было ошибочным. Но теперь, чтобы вернуть врачей, нужны деньги. Ситуацию разрулить не может ни директор школы или заведующая детским садом, ни главврач, к которому этот директор, или эта заведующая обращаются за помощью. А если найдут сами, то работу будет оплачивать школа или детский сад, а там денег тоже не хватает.

 

В детских садах до 16.00 фельдшер есть, после – вызывайте Скорую помощь. В условиях города это еще возможно. А в сельской местности? Санавиации фактически уже нет. Буквально месяц назад ее убрали. Нет денег.


Если в Калининграде этот вопрос еще можно решить, то если что-то срочное случится в Краснознаменске, без санавиации не обойтись, хотя федеральные деньги на эти цели выделяются.

 

В Янтарном, например, Скорая помощь прекращает работу в 20.00. После только кто быстрее доедет по вызову их других муниципалитетов.

 

КОРР.: - Врачей не хватает – это факт. Но вот что странно: частные клиники практически не испытывают кадровый голод. Уже стало привычкой идти к узкому специалисту за деньги, если такого нет в поликлинике по месту жительства.

 

А. ПЯТИКОП: - Согласен: врач и средний медперсонал скорее пойдут работать в частную клинику, потому что там условия лучше, а деньги, как минимум, те же. А еще там врач может уделить больному больше внимания. Нормативы зажимают наших врачей. Их нужно менять.

 

Вы думаете, от хорошей жизни мы пошли на то, чтобы в реанимацию имели доступ ближайшие родственники?! Не хватает младшего медперсонала. Ведь для таких больных главное – уход. Нехватка постовых сестер – тоже проблема.

 

Согласно «Майским Указам» Президента РФ, врач должен получать 200 % средней зарплаты по региону. У нас, в основном, так и есть, но этот показатель достигается за счет двойной и тройной нагрузки. А когда такой врач «сломается»?

 

Вместо, условно говоря, одного терапевтического участка, он берет два.  Вместо двух дежурств в месяц – 5-6. Мало того, не все врачи обеспечены транспортом. Педиатры, к примеру. А нормативы завышены в несколько раз. Нормативы надо пересматривать. Потому что врачи даже при приличной зарплате, но с завышенной нагрузкой, «ломаются» через год-два.

 

КОРР.: - Мне кажется, после печально известных трагических случаев в Калининграде, связанных с тяжелыми травмами и смертностью, лечиться скоро будет не у кого. Это и сами медики отмечают.  

 

А. ПЯТИКОП: -  Я понимаю, о чем идет речь. Я также понимаю, что гибель человека – это трагедия. Гибель ребенка – тем более. Но при всем при этом я уверен, что врачи в этой ситуации сделали все возможное. И мысли не допускаю, что лекарство было введено с целью убийства.

 

С другой стороны, известно, что одно и тоже лекарство действует на каждого человека по-разному. Но если врач будет находиться в постоянном страхе, он не сможет качественно выполнять свою работу. Любая операция – это риск в большей или меньшей степени. Поэтому нельзя парализовывать волю врача. Важно не допустить психоза.

 

Врач не должен думать, не выйдет ли ему боком принятое решение о лечении. Я не говорю, что деятельность медработника должна быть бесконтрольной. Но доводить  ситуацию до психоза нельзя.

 

Не хотелось бы заканчивать разговор на такой печальной ноте. Поэтому в заключение хочу добавить: на фоне некоторых российских регионов и городов, сравнимых с областью и Калининградом, мы на самом деле выглядим неплохо. Говорю о тех местах, где бывал сам, могу сравнивать.

 

Поэтому у нас зачастую получают медпомощь россияне, которые, к примеру, не могут пролечиться по месту жительства. Понимаю: это слабое утешение, потому что калининградцам хочется, чтобы в нашем в регионе здравоохранение было на уровне европейских стандартов. Наш анклав находится в центре Европы. Сделаю все возможное для того, чтобы проблема была решена.

 

КОРР.: - Спасибо за откровенный разговор.

 

 

 

Майя БЛИНОВА,

Фото: Олег Альтовский




610

Популярное

Сергей Литвиненко возглавил работу по организации детской медицинской помощи в калининградской области
"Эта должность имеет множество функций, но приоритетной задачей является решение любого вопроса, возникающего у родителей при лечении ребенка". 
Чтобы жить, маленький житель Балтийска Антоша Калугин уже прошел мучительное лечение

Но долгие больничные будни на пути к выздоровлению еще впереди. Если мы поможем!

С Марины Черемисиной, калининградского земского доктора, сняты обвинения в мошенничестве

Черемисина порталу Caravan.su: «Только благодаря людской поддержке я могла прямо держать голову и смотреть в глаза»