«Прыжок за правдой». Как будут наказывать водителей за нарушения ПДД, снятые на смартфон

11 Февраля 2019 04:40

Чтобы наказать нарушителя, достаточно смартфона или регистратора со специальным приложением - такова концепция нового законопроекта, одобренного Госдумой в первом чтении. В случае его окончательного утверждения весной система заработает осенью 2019 года и станет головной болью для любителей срезать через сплошную.

 

ЧТО РАЗРЕШАЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ

 

Он почти уравнивает в правах любительские камеры со специальным приложением и автоматические комплексы фотовидеофиксации.

 

Так, для последних сделано исключение в статье 1.5 КоАП «Презумпция невиновности». Статья 2.6.1 позволяет считать нарушителем хозяина автомобиля, если не доказано обратное. Законопроект распространяет эти послабления и на любительские камеры, включая смартфоны и видеорегистраторы, проще говоря, позволяет штрафовать в заочном режиме без розыска водителя и составления протокола.

 

КАК ИСКЛЮЧИТЬ ПОДТАСОВКИ

 

«Народным инспекторам» понадобится смартфон со специальным приложением и регистрация на портале госуслуг, но технических подробностей пока нет: для разработки софта отводят 180 дней с момента окончательной публикации закона, который ждет еще два чтения.

 

Общие требования к приложению известны - оно должно исключить редактирование изображения, даты, координат съемки.

 

КАКИЕ НАРУШЕНИЯ РАЗРЕШАТ

ФИКСИРОВАТЬ НАРОДНЫМ ИНСПЕКТОРАМ

 

Это далеко не весь перечень нарушений. Так, за рамки выведено нарушение правил благоустройства, например езда и стоянка на газонах.

 

Из «водительских» статей (глава 12 КоАП) в перечень попали те, что наказывают за наиболее наглядные нарушения. Скажем, проезд на запрещающий сигнал светофора и езда по встречной полосе в списке есть, а заступ за стоп-линию и неиспользование сигнала поворота - нет.

 

Можно будет наказывать за нарушения на железнодорожных переездах, нелегальный разворот, езду по встречной полосе или полосе для общественного транспорта, нарушение знаков и разметки. В последнюю категорию попадают, например, повороты из неправильного ряда и через сплошную осевую линию.

 

В списке есть непропуск пешехода, а также все виды нарушений правил остановки и стоянки: не только в зоне действия запрещающего знака, но на местах для инвалидов, вблизи переходов и так далее. Сейчас водителей редко наказывают за непредставление преимущества другим водителям, но народные инспекторы смогут делать и это.

 

Интересно, что ко второму чтению список может быть расширен, и одна из статей — это использование мобильного телефона за рулем.

 

МОЖНО ЛИ ПОСЛАТЬ ЗАПИСЬ В ГИБДД СЕЙЧАС

 

Да, ГИБДД обязана рассматривать подобные обращения граждан, но на практике процедура очень сложна. Проблема в проверке достоверности записи, но главное, нынешний закон требует доказать, что за рулем был конкретный человек.

 

Для этого сначала разыскивается собственник автомобиля, который либо сознается в содеянном, либо указывает на другого водителя, которого также нужно разыскать и опросить. Такой путь оправдан в случае серьезных правонарушений, но когда речь о 500-рублевых штрафах, усилия явно избыточны.

 

Законопроект позволяет по умолчанию считать виновным собственника, оставляя ему право возложить ответственность на родственника, знакомого или сотрудника, который был за рулем (вне зависимости от того, кто находился за рулем, штрафы по умолчанию выписываются собственнику автомобиля).

 

ГРАЖДАН ИЛИ СТУКАЧ?

 

Новый подход воспринимается многими в штыки как форма взаимного стукачества. С другой стороны, многие недоумевают, почему ГИБДД не привлекает героев скандальных роликов, нарушения которых очевидны и бесспорны.

 

В обществе чувствуется как запрос на подобную форму контроля, так и опасения в злоупотреблениях.

 

ВОЗМОЖНЫ ЛИ ОШИБКИ?

 

Конечно. Вызывает сомнения техническая реализуемость проекта. Если стационарные камеры фотовидеофиксации снимают участок дороги под определенным углом, то любительские записи могут оставлять массу серых зон. Спорные видео должны отбраковываться, но при массовой обработке, скорее всего, будет работать конвейерный подход с высоким процентом ошибок.

 

Ряд нарушений в принципе относится к очень спорным, например, в России до сих пор нет единой и четкой трактовки того, что считается непропуском пешехода на переходе - водителям выписывают штрафы, даже если пешеход находился в десятках метрах от проехавшей машины.

 

А тут на тебе - любительская съемка непонятно с какого ракурса и в горячке «прыжка за правдой»...

 

Однако судя по нынешнему настрою депутатов Госдумы, законопроект доведут до принятия уже этой весной, но заработает он в лучшем случае в конце года. И, вероятно, на первых порах нас ждет период проб и ошибок, как было и в случае с камерами фотовидеофиксации.

 

 

 

Источник

123

Популярное

В запретную зону отправлен властями митинг 28 июля против пенсионной реформы

26 и 28 июля в парке «Южный» люди будут протестовать против «Единой России».

Игорь Ревин (КПРФ): «Протестовать будем!». Всероссийскую акцию 28 июля мэрия отправляет в парк «Южный»

«Единая Россия» проталкивает в Госдуме повышение пенсионного возраста.