Королевский замок в Калининграде через пять лет будет поздно восстанавливать!

26 Декабря 2017 14:26


Археолог Владимир Кулаков в интервью порталу Caravan.su рассуждает о настоящем и будущем раскопок Королевского замка, а так же о центре, который мог бы спасти эти археологические раскопки.

 

В последнее время новый виток получила тема состояния раскопок Королевского замка в самом центре Калининграда.

 

Например, что делать с раскопом, обсуждали специалисты ООО «КБ  Стрелка», компания  Barker  Langham  (Великобритания) и другие заинтересованные лица на прошедшем недавно воркшопе по разработке событийно-культурной программы острова Канта и территории,  прилегающей к долгострою Дома Советов.

 

В рамках мероприятия рассматривались существующие и предлагались новые варианты использования для этих двух общественных пространств.

 

В качестве одного из них предлагалась консервация раскопа под прозрачным куполом и открытие пространства руин Королевского замка для обозрения.

 



ИСТОРИЯ ВОПРОСА

 

Еще чуть раньше раскопом заинтересовалась прокуратура.

 

Вопросы культурного использования руин волновало это ведомство меньше всего. Не по функционалу. Прокуратура потребовала устранить нарушения законодательства.

 

Прокуроры не поленились и сами оправились посмотреть на состояние руин...

 

«Объект культурного наследия «Руины Королевского замка XIV-XVIII в.в.» в настоящее время подтоплен, сам объект захламлен строительным и бытовым мусором, ограждение по периметру земельного участка частично отсутствует.

 

Используемое для откачки воды с объекта оборудование (2 водяные мотопомпы) не справляется с поступающим объемом воды. А на момент проведения проверки это оборудование вообще не работало.

 

Консервация объекта до настоящего времени не произведена, из-за чего свободный доступ  на незаконсервированный объект представляет угрозу для жизни и здоровья граждан», - сообщается на сайте prokuratura39.ru.

 



НА РАСКОПЕ

 

Журналисты портала Сaravan.su также побывали на месте руин. Зрелище настолько печальное, что кажется - раскоп у Королевского замка никому не нужен, позабыт-позаброшен.  Но на самом деле хозяин-то у него есть. И даже не один!

 

Прокуратурой установлено, что раскоп расположен в границах двух  земельных участков, находящихся в собственности Калининградской области.

 

Один из этих участков передан в пользование Областному историко-художественному музею, другой - региональному Агентству по подготовке к Чемпионату Мира по футболу 2018 года.

 

А у семи нянек, как известно, дитя без глаза.

 

Согласно охранному обязательству на музей возложены обязанности по содержанию объекта культурного наследия в надлежащем состоянии.

 

Кроме того, еще в 2010 году «Руины Королевского замка XIV-XVIII в.в.», как выявленный объект культурного наследия, были поставлены на государственный учет.

 

Однако на кадастровом учете как объект недвижимости эти руины не состоят.

 

Тем не менее, раскоп охраняется государством до принятия решения о включении его в реестр, а собственники обязаны его содержать.

 



Я НЕ Я И ЛОШАДЬ НЕ МОЯ

 

Однако из телефонного разговора с заместителем директора музея Анатолием Валуевым стало понятно, что музей, мягко говоря, плохо представляет свою ответственность перед потенциальным объектом культурного наследия.


- Задача музея состоит лишь в том, чтобы обеспечить охрану раскопа, - уверен Валуев

 

И не более того. О содержании вообще ни слова, ведь под этим понимаются деньги, которых у бюджетников никогда нет. Но ответственности это с них не снимает. Поэтому областная прокуратура вынесла соответствующее представление, результаты рассмотрения которого находятся у нее на контроле.

 

Кроме того, прокуроры напомнили Службе государственной охраны объектов культурного наследия (руководитель Маслов Евгений Александрович – прим. авт.) о том, что еще семь лет назад руководителем этой структуры должно было быть принято решение о включении «Руин Королевского замка XIV-XVIII в.в.» в Госреестр в качестве объекта культурного наследия какой-либо категории историко-культурного значения. 

«Не исполняет Служба и свои обязанности по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, что и привело к невыполнению музеем своих обязанностей в отношении объекта культурного наследия «Руины Королевского замка XIV-XVIII в.в.».

 

О том, как будет проведена работа над ошибками, мы расскажем в наших следующих публикациях.

 

А пока журналисты портала Caravan.su попытались самостоятельно разобраться в причинах бедственного состоянии раскопа. Ведь были и лучшие времена.

 


АРХЕОЛОГ КУЛАКОВ:

ЗАМОК НАДО ВОССТАНАВЛИВАТЬ

 

Археолог Владимир Кулаков помнит их и поделился своими соображениями и воспоминаниями с журналистами портала Cаravan.su.

 

Владимир Иванович попал в Калининградскую область сразу после   окончания истфака МГУ в 1974 году. И вот уже более сорока лет он занимается историей нашего края. Сначала как практик, полевой археолог, сейчас больше как теоретик - читает лекции, издает книги.

 

- Основной держатель историко-художественный музей. Он получил раскоп  в постоянное пользование в 2005 году. Это предполагает и сохранение, и приведение в порядок, - рассказывает Владимир Кулаков.

 

По его словам, до 2005 года все было относительно хорошо и спокойно. Велись раскопки, выделялись деньги, правда, небольшие. Но экспедиция работала.  

 

В 2004 году на раскопках подвала западного флигеля был тогдашний мэр Калининграда Юрий Савенко. Он обещал, что на этом месте будет музей под открытым небом. Были названы даже сроки его открытия.

 

- Юрий Алексеевич просил лично меня раскоп не засыпать, хотя я был обязан это сделать по методике русской археологии. Ну вот, собственно, это и было начало конца.

 

Это становится понятным сейчас, а тогда вся область помпезно отмечала 750-летие города, и надежды были самые радужные.

 

Судя по газетным публикациям, сам президент России Владимир Путин в те дни 2006 года пообещал восстановить замок.

 

- После этого вышла огромная полоса в местной «Комсомолке». Сразу подумалось: «Замку быть!», - вспоминает Кулаков.

 

Мэр Юрий Савенко в свою очередь также обещал консервацию, возможно -  частичную реконструкцию.

 

Понятно, что под всеми этими обещаниями предполагалось финансирование, которое тоже было обещано. Но все оказалось сказками.

 


Закончились юбилейные торжества - и все. Даже проект юбилейной медали с изображением части Замка, автором которой был Владимир Кулаков, был утверждён к тиражированию, но исчез неизвестно куда.

 

По словам Владимира Кулакова, все обещания были забыты, а сам Юрий Савенко через два года уехал на работу в Москву в качестве депутата Госдумы от калининградских единороссов. 

 

- Я несколько раз пытался к нему пробиться, напомнить. Но все было  бесполезно. Он то болен, то занят. Я думаю, он просто дал команду меня к нему не пускать.

 

- А потом все уже было поздно. Раскопки руин замка с 2000 г. финансировали немцы (журнал «Шпигель» - прим. авт.), деньги были микроскопические. Даже не хочу называть суммы, чтобы не позориться. Мы их «съедали» за сезон. А засыпать-то раскоп песочком надо было бы!

 

Но где деньги взять? Это же десятки машин! Нужно на полигон ехать, покупать грунт. Везти его сюда. Это немалые деньги.

 

Когда мы закончили раскоп, можно было моментально сделать отвал. Но его увезли, возможно, чтобы не портить общий вид раскопа.

 

А в 2007 году сменился главный редактор немецкого «Шпигеля», прежний ушел на пенсию, на смену ему пришел новый молодой журналист, который отказался финансировать раскопки в российском Калининграде.

 

После построили несчастный навес из дерева над подвалом западного флигеля. Но навес-то смешной - с дыркой посередине. Он был сделан якобы для сохранения остатков подвала западного флигеля Королевского замка от размывания осадками.

 

Но поскольку в этом навесе была дыра, через которую все лилось вниз, он был бесполезен. А ведь подвал-то вымощен плиткой, возможно 14 века. И, увы, её состояние ныне неизвестно!

 

Отмечу: навес стоил приличных денег. И они все-таки выделялись, как бы ни жаловалось руководство музеем на отсутствие финансирования. Ведь на какие-то деньги была приведена в порядок площадка к югу от западного торца подвала. Там создан лапидарий (коллекция каменных деталей от замковых построек, обнаруженных в ходе наших раскопок).

 

А, к примеру, извлеченные лиственничные стволы шурфов до сих пор лежат на дворе, перспектива их сохранности вызывает вопросы. Знает ли руководство музеем, что с этим делать?

 

КОРР.: - Так что, о руинах, о замке можно забыть?

 

В. КУЛАКОВ: - Нет, не все еще потеряно. То, что еще не утрачено до конца, можно спасти. Но прежде, чем заниматься дальнейшими раскопками западного флигеля, необходимо знать, что с замком будет дальше.  

 

Если ничего не будет, то не стоит и начинать. Но на этот вопрос может ответить только власть. И не просто, что она там хочет видеть, а что реально будет сделано с этим. Следует определиться, где средства, где люди, где технические возможности.

 

По программе минимум, озвученной губернатором области Антоном Алихановым, нужно сделать колпак и в законсервированном виде музеифицировать. А по большому счету замок надо восстанавливать.

 

Как правило, в мировой реставрации объектов культурного наследия существует практика восстановления в масштабе 1:1. Что мы сейчас с вами и видим в Москве (Храм Христа Спасителя), в Вильнюсе (Княжеский дворец), в Варшаве (Королевский дворец), в Берлине (Королевский дворец) и во многих других городах Земли...

 

КОРР.: - Если не начать уже сейчас что-то делать, через сколько лет можно и не приступать?

 

В. КУЛАКОВ: - Я думаю, лет через пять. Уже сейчас замок очень плох, его фундамент утрачивает свои необходимые качества. У южного торца подвала западного флигеля отваливаются кирпичные блоки. Это катастрофа!

 

КОРР.: - Весь город преображается в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года. Рядом с раскопом будет фан-зона. Просто не верится, что раскоп останется в том ужасном виде, в каком он пребывает сейчас.

 

В. КУЛАКОВ: - Анатолий Алексеевич Валуев сейчас соберёт необходимые возможности и наведет там порядок. У него есть две помпы и, возможно, он даже откачает оттуда воду. Относительно более серьезных мер у меня информации нет.

 

КОРР.: - На Чемпионат мира приедут не просто туристы, приедут футбольные фанаты - определенная категория людей, которая в зависимости от результатов матчей может, как говорится, натворить дел. На раскоп, несмотря на выставленную охрану, попасть очень легко. Подвыпившим людям - море по колено. Есть ли на месте раскопа угроза для жизни?

 

В. КУЛАКОВ: - Конечно! В ряде случаев высота стен подвала достигает нескольких метров. А падать головой на камни – безрадостно. По краям подвала все камни «шевелятся». Подходить к ним очень опасно. Мало того: в ряде случаев камни плохо обработаны, то есть, фактически это валуны. А мокрый валун – это страшно. Там еще есть и колотый плитняк, и большемерные кирпичи. Они могут быть скрыты землей на глубину 5-6 см. Наступив на них, можно соскользнуть вниз.

 

КОРР.: - На Ваш взгляд, что нужно делать в первоочередном порядке?

 

В. КУЛАКОВ: - Надо освоить определенную сумму денег: вскрыть все раскопы (в том числе и старые, и недокопанные в 2016 г.). Эта огромная территория всего западного флигеля, простилающаяся до Ленинского проспекта. В 2016 году раскопки прекратились, как говорилось, потому что не было реставрации.

 

Раскоп в любом случае надо докапывать. Это обязательная к выполнению методика археологических работ. Думаю, всё было намного проще: закончились деньги.

 

Судя по договору, работы должны были завершиться 1 декабря 2016 года. На самом деле археологи ушли оттуда 20 числа, не доведя дело до конца. А в конце декабря случилась авария: машина пробила ограждение со стороны Ленинского проспекта и упала в раскоп. Потому что он не был засыпан, его так и бросили.

 

КОРР.: - Как бы вы оценили отношение власти к археологии, к археологическим раскопкам?

 

В. КУЛАКОВ: - Отношение двоякое. Официально - все хорошо. Неофициально - не всегда стабильное. Финансирование археологических исследований, их поддержка не всем кажется обязательными.

 

Реставрация исторических зданий (не говоря уже об их восстановлении) в Калининграде решается по-разному. Пример – орел на здании КГТУ (здание земельного суда у немцев).

 

В 1946 году этот огромный медальон был расколот пополам. Три года назад его решили восстановить. Подошли к этому очень просто: остатки доломали и сделали неудачную копию из «неродных» материалов. Причем я был этому свидетелем.

 


НУЖЕН ЦЕНТР

 

Надо спасать то, что у нас есть: вкладывать деньги в археологические исследования и в реставрацию/воссоздание объектов культурного наследия, создавать новые рабочие места, привлекать молодежь, делать для неё интересной трудоустройство на малой Родине. Если калининградская молодежь увидит, что их энергию, их знания можно использовать на благо города, а заодно и заработать что-то, они будут работать в поте лица своего.

 

КОРР.: - Совсем недавно организовывали субботник на раскопках замка как раз с привлечением молодежи. Печальный опыт.

 

В. КУЛАКОВ: - Начнем с того, что никакие субботники в таких местах не проводятся. Это радикальная акция.

 

Первые пять метров на замке можно смело снимать бульдозером. Никаких ценных находок там не будет. Это просто пиар-акция, с точки зрения археологической методики ненужная.

 

Молодежь надо привлекать к работе лопатой. В Калининграде есть бывший колледж градостроительства. Там прекрасные ребята. Они выйдут в жизнь после госэкзаменов и чем будут заниматься?

 

Еще при первом губернаторе нашей области я выступал с идеей создания научно-исследовательского центра в Калининграде, который аккумулировал бы на себя все новостроечные (хоздоговорные) археологические работы. И деньги бы оставались в регионе, и своя школа археологическая была бы, плюс рабочие места.

 

Начиная с Ю.С. Маточкина, слышу «Да, да, конечно!» Но и только! Я здесь 45 лет работаю, у меня нет ни одного нормального ученика!

 

Пока я ещё работоспособен, создание Центра еще актуально. К сожалению, других специалистов с профильным образованием здесь нет. Те, кто называет себя археологами, зачастую просто искуссные имитаторы. Ведь кроме зарабатывания денег за счёт хоздоговоров, надо находки подвергать научной обработке, публиковать их на современном уровне и издавать основанные на их анализе научные работы. Где всё это в современном Калининграде? Где местные «титаны» калининградской археологии?

 

КОРР.: - Что нужно для того, чтобы такой центр появился в  Калининграде?

 

В. КУЛАКОВ: - Нужно составить штатное расписание. Параллельно вести переговоры в Институте градостроения с тем, чтобы часть их лаборантов, ассистентов и даже младших преподавателей хотя бы на полставки работали в Центре.

 

Провести в этом институте небольшой цикл установочных лекций по археологии. Чтобы молодежь понимала, что такое археология, чтобы молодые люди не смотрели на лопату круглыми глазами. Ну и, понятно, должно быть одобрение и полное понимание и содействие со стороны властей.

 

После того, как цикл лекций будет прочтен, можно собирать заказы от строительных организаций, занимающихся новостройками.

 

Ведь почему молодежь не интересуется археологией? Потому что здесь молодым калининградским археологам негде реализоваться!

 

Первые новостроечные раскопки на территории города при новом строительства начались в 1999 году.

 

С этим у меня связана интересная история. Велись раскопки на месте заправки «Сибнефть» на Московском проспекте. Там были найдены останки   пожилой женщины, которая во время бомбежки не добежала до выхода из дома двух метров. Ее завалило.

 

При ней был кошелек с продуктовыми карточками и монетами, медальон с изображением якоря и сердца. Кости были сданы в мэрию, а драгоценности должны находиться в фондах музея.

 

Под нами везде, даже здесь, что-то лежит. Культурные напластования в центре города достигают 10 и более метров…

  

КОРР.: - До Чемпионата мира по футболу в 2018 году осталось полгода. Понятно, что радикальных перемен  к лучшему в судьбе раскопа ждать уже не приходиться. Но хотя бы что-то по минимуму можно сделать, чтобы стыдно не было?

 

В. КУЛАКОВ: - По сей день на замковом раскопе существует лапидарий. Его нужно только привести в порядок и навестить этикетки на разных языках. Неплохо было бы и навес установить, лучше - из прозрачного пластика. Чтобы раскоп был обозримым, чтобы можно было хотя бы фотографировать экспонаты лапидария.

 

Но спускаться в раскоп все равно будет очень опасно! Народ ведь станет по кирпичику из кладки дергать в надежде, что попадется с какими-нибудь отпечатками. Это, разумеется, следует контролировать.

 



ПОЛИТИКА ЛИШНЯЯ, НУЖЕН ГЕНПЛАН РАСКОПА

  

По мнению калининградского архитектора Олега Копылова, любой долгосрочный проект по развитию территории города должен становится генпланом.

 

- Тогда будет преемственность власти. Генплан становится законом. Тогда люди, приходящие во власть и сменяющие своих предшественников, должны будут продолжать тему и не прекращать работы. У нас эта преемственность очень часто нарушается.

 

- Боос не хотел замок. Пришел Цуканов – давай замок. Цуканова сменил Алиханов – замок не нужен.

 

- В мире уже давно такие вещи отработаны. Не надо изобретать велосипед.  Не надо решать, что делать с этим замком. Нужно законсервировать. Можно накрывать куполом, а можно этого не делать. Предусмотреть дренажную систему и вовремя убирать воду. Замостить все брусчаткой, чтобы можно было спускаться.

 

- Это не тема для глобальных разговоров, - считает архитектор Копылов. - Ее нужно отдать для решения профессионалам. Но у нас часто в такие темы вмешивается политика – борьба за голоса избирателей и пр. Этого быть не должно.

 

По мнению председателя Комитета архитектуры и строительства Артура Крупина, проблема никак не может найти своего окончательного решения, потому что не является первоочередной задачей.

 

-  Иначе она давно бы уже была решена, - считает Артур Леонидович.

 

Впереди несколько лет правления глав городской и областной властей – есть время для того, чтобы решить эту хоть и не первоочередную, но очень долгоиграющую проблему. Иначе, по мнению археолога Кулакова, через несколько лет она решится сама собой, но мы окончательно утратим то, что могло бы являться нашей гордостью и предметом туристического интереса.

 

Майя БЛИНОВА

2679

Популярное

Мэр Алексей Силанов: «Я помню о барельефах к колонне на площади Победы».

Оформление стелы не закончено. Власть пообещала исправиться.

Руины Королевского замка на Королевской горе - руины разрушенной мечты
«Смотровая площадка археологических раскопок «Королевский замок Кёнигсберга».
Разведгруппа «Джек». Геннадий ЮШКЕВИЧ - последний свидетель подвига
Советская разведывательно-диверсионная группа «Джек» результативно действовала в тылу фашистов 5 месяцев!