Воздушная тревога. Гражданским в Калининграде спасаться по подвалам! Других вариантов нет.

01 Сентября 2016 13:46



Регулярно в Калининграде включается система уличного оповещения населения. Жителей заранее предупреждают, что истошно воющие сирены - только часть проверки и беспокоиться не нужно. На боевую тревогу, пусть и в учебных целях, народ не реагирует. Но что нас ждет, если вдруг тревога будет не учебной?


А вы знаете, где ваше бомбоубежище? Задавшись этим и многими другими вопросами, корреспондент «Нового каравана» отправилась в МЧС России по Калининградской области. Там выяснилось, что в случае чего, куда бежать, знает только ограниченный круг людей. Оказывается, есть такое понятие, как сведения ограниченного доступа, или иначе, гостайна. Сколько убежищ, в каком они состоянии, вам не ответит никто - ГОСТАЙНА! 


ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО, АВОСЬ, ПОМОЖЕТ



Мой собеседник - Александр Карпов, начальник отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты ГУ МЧС России по Калининградской области. 


Слово «бомбоубежище» уже никто из специалистов не употребляет. Это после войны еще были актуальны разговоры про атомную бомбардировку. США грозили всему миру оружием массового поражения. Сейчас в МЧС считают, что такое оружие применяться не будет. Сегодня бомбоубежища называются укрытиями. 


- Поверьте, у нас их столько, что там может укрыться два Калининграда, - утверждает Александр Борисович. - Существуют три категории защитных сооружений ГО: убежища, противорадиационные укрытия и просто укрытия. Каждая категория имеет свое назначение. Население должно укрываться в укрытиях, способных защитить от завалов, осколков. Но не от ядерного оружия, потому что оно у нас сейчас не применяется. 


Увы, но эта уверенность меня не убеждает. Помните, 10 лет назад, когда Северная Корея направила в сторону России 10 ракет (они тогда просто не долетели, упав в море), МЧС начало проверять бомбоубежища во Владивостоке? Оказалось, что из ста бомбоубежищ было готово только одно - для мэра. Остальные - отданы в аренду, под склады... Более того - что такое бомбоубежище? Это подвал, это сырость, но в них расположены электрогенераторы. И все эти электрогенераторы «приказали долго жить». Да и сейчас КНДР периодически грозит мировому сообществу своей ядерной мощью. 


Так что, на мой взгляд, такая уверенность сейчас неуместна. Поэтому готовым надо быть ко всему. 



ПРЕДУПРЕЖДЕН, ЗНАЧИТ, ВООРУЖЕН



- Система нашей гражданской обороны рассчитана на заблаговременное оповещение людей, - пытается поколебать мой скептицизм Александр Карпов. - Поэтому «вдруг» просто невозможно.
- А если случится что-то внезапное и счет на минуты? - не унималась я.
- Обращайтесь в свою управляющую компанию. Именно коммунальщики отвечают за оповещение и подготовку временных укрытий. 


Помните, к возможности военной атаки любого советского человека начинали готовить с дошкольного возраста, знания и навыки закреплялись регулярно. Эхо минувшей войны давало о себе знать. Сегодня все изменилось. Будто забыли. 


Современному поколению слова «боевая тревога» или «чрезвычайное положение» почти не знакомы. Да вот только в нашем мире ни от чего не зарекайся. Теракты, войны, стихийные бедствия. И страховки ни у кого нет. 


А между тем, при областном МЧС работает учебно-методический центр, где свою порцию знаний может получить любой желающий. Есть определенные категории людей, которые по закону обязаны пройти обучение.

- Должностные лица, руководители и их замы в обязательном порядке должны пройти подготовку в течение первого года после назначения на должность, через пять лет повторно, - рассказывает Владимир Васильевич Савицкий, преподаватель учебно-методического центра по ГО и ЧС Калининградской области. 

- Незанятое население обучается, в основном, дома. Это огромный минус в нашей системе, - считает Владимир Васильевич. - Для них на сегодняшний день определена форма самостоятельного изучения имеющейся литературы. 


- В советские времена существовала система жэков, домоуправлений, которые были муниципальными предприятиями. Там в обязательном порядке должен был быть кабинет, а в штате - сотрудник, который как раз и организовывал работу с неработающим населением. Для этого отводилось 14 часов. В каждом таком ЖЭУ на стенах висели плакаты ГО и ЧС, из которых можно было узнать все. А что сейчас? 

- Один руководитель управляющей компании, пришедший на учебу, заявил, что у него в Уставе нет такого пункта, как обучение на курсах ГО, - продолжает Савицкий. - «Я уборкой мусора, к примеру, должен заниматься, а не обучением бабушек и дедушек! А потом, у меня нет средств! Моя УК финансируется за счет платы квартиросъемщиков, - возмущался директор. - Эти деньги идут на вывоз мусора, прочистку ливневок... 


- А на обучение деньги не предусмотрены. Так что - квартплату повысить? Вы представляете, какая сейчас будет демонстрация на площади, если мы примем решение повысить квартплату хотя бы на рубль для оплаты кабинета и штатной единицы, которая будет проводить занятия с пенсионерами. На наглядную агитацию, книжки, стенды…». 


Правда, так не везде, есть и счастливые исключения.

- В Славске, например, в самой администрации работает проектор, где показывают учебный фильм по ГО и ЧС, - рассказывает Игорь Михайлович Бабичев, начальник отдела формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава, Управления гражданской защиты Главного управления ЧС России по Калининградской области. 


- Пока люди сидят в очереди, смотрят фильм, самообучаются. И на обратной стороне жировок размещают необходимую информацию: например, действия по сигналу «Воздушная тревога». Это личная инициатива местных властей.


- Мы регулярно выходим со своими предложениями на городские и областные комиссии по чрезвычайным ситуациям, чтобы хотя бы в Калининграде на общественном транспорте крутились наши ролики, - сокрушается Александр Карпов. 


- Раньше все упиралось в деньги, сейчас закон о рекламе разрешает на эти цели использовать пять процентов рекламного времени. 



БЕГИ ТУДА, НЕ ЗНАЮ, КУДА



Первая мысль при звуке сирен - случилась беда, надо бежать. Но куда? МЧС прямого ответа не дает, мол-де, ждите время «Ч», затем … 


- Где бы человек ни находился, его оповестят, - уверен Александр Карпов. - Если он находится дома, оповещение пройдет по каналам телевидения, проводного и эфирного радио, Интернета, стационарного телефона, сотового телефона. 


- В местах с массовым пребыванием людей оповестят через систему ОКСИОН (комплексная система безопасности), голосовую систему оповещения. На улице информация пройдет через громкоговорящую связь машин экстренных служб и уличные громкоговорители, установленные на остановках общественного транспорта и в местах с массовым пребыванием людей. В зданиях с массовым пребыванием людей информация пройдет через централизованные системы оповещения, пункты информирования и оповещения населения. 


Затем необходимо собрать вещи первой необходимости и направиться к указанному месту. Такова теория в правилах. 


Опять поворчу по поводу того, что было. В советское время практиковали специальные тренировочные тревоги, когда предприятия, школы и сады по условному сигналу организованно выдвигались в точно оговоренные места. И все, казалось бы, знали, куда бежать в случае чего. А, прибежав в убежище, были уверены в безопасности на все сто. 


А сейчас - куда? Как преодолеть эту самую государственную тайну? 


Ответ нашелся неожиданно. Есть особая категория калининградцев, которые владеют этой самой гостайной. Они не специалисты МЧС, а просто любопытные люди, диггеры. В качестве «отчетов о проделанной работе» парни выкладывают фото увиденного в сеть. Интернет завален печальными свидетельствами «гостайны» - заброшенными, разоренными и затопленными бомбоубежищами советских и немецких времен. 


Мой собеседник - друг диггеров Андрей Новожилов. Облазив не одно заброшенное бомбоубежище, Андрей уверенно заключает: если в качестве укрытия иметь ввиду те помещения, где он побывал, калининградцы, в случае чего, обречены. 


- Состояние этих объектов в большинстве своем плачевное. Часть затоплены, практически все разворованы. А теми, что остались в более-менее приемлемом виде, пользоваться невозможно - все пришло в негодность. Практически все они расположены на территориях бывших предприятий. После того, как заводы и фабрики закрылись, входы в такие помещения оказались свободны. Типичное убежище представляет собой подземное помещение с входом, оснащенным герметичной дверью, местами для укрывающихся, туалетом, узлом связи, фильтровентиляционной установкой, дизельной электростанцией, запасом противогазов и прочего инвентаря. Но это в идеале. В большинстве же своем бывшие бумбики представляют собой запущенные, разграбленные помещения, полузатопленные, только в одном из них был свет. А то, что осталось от инвентаря, годится разве что на свалку. 


Время не оставило шанса старой системе гражданской обороны на возрождение. В убежищах хранится большое количество инвентаря, который периодически следует обновлять, за самим подземным помещением нужно следить, регулярно его вентилируя, иначе в объекте ГО повышается влажность, заводится грибок, медикаменты портятся, противогазы сгнивают. 


- Лишь однажды удалось попасть в почти нетронутое убежище, но инвентарем там нельзя пользоваться. На стенах еще висят плакаты ГО и ЧС, даже телефонный аппарат выглядит, как новый. Но вы бы выпили таблетки, упакованные в 1976 году? Сохранилось убежище благодаря тому, что охраняется. Но, увы, не содержится. Некому: предприятие закрылось, властям не надо. Они, скорее всего, уже «соломку себе подстелили». 


Блогер и фотограф Андрей Новожилов очень близок к истине. 


- Если мы их (имеется в виду областное руководство - прим. ред.) не обеспечим, будет безвластие. К этому нас обязывает закон. Это - не наш каприз, - признает Александр Карпов. 


Так выяснилось, что за жизнь высших эшелонов власти в условиях ЧС отвечает областное МЧС. За работающих в смену на предприятии - его руководство, оно их отправляет в укрытие, которое есть, как считает Карпов, на каждом крупном предприятии. 


Особо показательное в Калининграде - убежище «Ростелекома». Оно - регулярный обладатель всевозможных призов и побед. Ходят слухи, что такое пристальное внимание к нему объясняется очень просто - именно там будут укрываться калининградские боссы.


А вот если я просто иду по улице и вдруг - «Всем в укрытие!», не факт, что кто-то меня пожалеет. 


- Законом не запрещается в радиусе 1 километра обеспечить прохожего всем необходимым, - объясняет Александр Борисович. - Допустим, в одном километре есть доступное сооружение, значит, человек может им воспользоваться. Даже если оно ведомственное. Т.е. руководитель предприятия не имеет права отказать в убежище постороннему. Но в то же время все понимают, что человек с улицы может быть кем угодно, даже диверсантом или вредителем. Значит, если человек вызывает подозрение, ему могут отказать. Хотя в законе об этом ничего не сказано. 


Правда, узнать, есть ли в шаговой доступности укрытие, невозможно. Законом не предусмотрены ни указатели, ни специальные таблички. В свободном доступе нет информации, где находятся укрытия. И МЧС считает это правильным: во избежание лишней паники, незачем привлекать внимание населения и прессы.




ВАЖНО ЗНАТЬ


По данным МЧС, 68% бомбоубежищ полностью готовы на случай войны. Однако руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок считает, что данные МЧС завышены:
- Я буквально недавно проверял бомбоубежища и могу заявить: сказанное наверху не отвечает реальной ситуации внизу. Восстановить все бомбоубежища у МЧС не хватит средств. Они должны быть герметичными, с очищенным воздухом, с запасом продуктов минимум на несколько суток.
Те, что есть сейчас, могут спасти от бомбового удара, но от газовой атаки - только 5% - из тех, что отведены для правительства и оборудованы аппаратами с запасом кислорода, - считает эксперт.
В минувшем году впервые одновременно и Россия и США признали, что термоядерная война между странами близка и вероятна, как никогда.
После известных событий в Сирии, о состоянии и наличии укрытий заговорили с новой силой. И недавно уже депутаты Госдумы признали крайне низкую осведомленность россиян и предложили МЧС России организовать мероприятия по подготовке населения страны.  



СОБАКА НА СЕНЕ


После распада СССР «убежища» были переданы на баланс МЧС и должны быть использованы в случае чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. 


Сейчас ситуация иная. 


Большинство калининградских убежищ переходят из рук в руки новых хозяев, не смотря на то, что объект гражданской обороны нельзя заполучить в частную собственность, а только арендовать с обязательством поддерживать элементы ГО в надлежащем состоянии. Впрочем, это никому не мешает устраивать внутри питейные заведения или склады. 


- Сейчас все убежища являются федеральной собственностью. В этом есть свои минусы и свои плюсы, - рассказывает Александр Карпов. - Минус в том, что на их содержание практически не выделяется средств. С другой стороны, пока эти помещения находятся в федеральной собственности, они хоть как-то содержатся. А если их передадут, как сейчас звучат предложения, муниципалам, те сразу либо спишут, либо дадут понять, что им это не нужно и передадут в органы исполнительной власти. И если окажется, что и тем укрытия ни к чему, на этом месте что-нибудь построят. 


Сколько было таких случаев. 


Многие ведь как рассуждают: «У нас войны не будет, давайте на этом месте построим дом!» Мы, со своей стороны, много раз предлагали предпринимателям в аренду бывшие укрытия, но «Росимущество», в чьем ведении сейчас находятся большинство убежищ, не разрешает. На мой взгляд, все дело в бюрократии. Это мое, пусть в плохом состоянии, но мое. Хотя можно все раздать, вменить, чтобы обслуживали, эксплуатировали и получали бы прибыль. 


- Время «Ч» бизнесу совсем не мешает, - уверен Карпов. - По инструкции, если что-то случится, всегда есть время на подготовку сооружения. Есть график для каждой организации, где указано, что она должна сделать за 24 часа (в так называемый, угрожаемый период). За 6-12 часов арендаторы (которые, кстати, имеют право занимать только половину снятого помещения) должны вывезти все. Не смогут, убегут, что-то случится - это должна сделать управляющая компания. 


- При органах исполнительной власти должны быть созданы специальные службы - например, служба продовольствия и питания отвечает за обеспечение продовольствием. Есть спасательные службы, служба по эксплуатации защитных сооружений. Но сейчас требования к службам смягчили, они формируются лишь по мере необходимости, и это плохо. 


- Мы никак не можем заставить органы местного самоуправления соблюдать инструкции. Нет службы, нет обязанностей. 


Теперь понятно, почему сегодня укрытия как места, где можно переждать тяжелые времена, в большинстве своем совершенно не годятся.
 

Майя БЛИНОВА 

фото PEP$$$

2094

Популярное

Наш видеорепортаж "Скотский вандализм на калининградском кладбище в поселке Цветково"

Стадо животных резвится на могилах, оставляя следы своего пребывания на местах захоронений.

Осторожно - ямы в парке «Шервуд» у гимназии №1. Но появилась и надежда на реконструкцию

Мэр Алексей Силанов дал комментарий и обнадежил жителей Центрального района Калининграда.

Как все же осилить колдобины и ступеньки к «Почте России» на Красносельской

Мэр Калининграда рассказал порталу Caravan.su, кто должен отремонтировать придомовую территорию на пути к «Почте России» и «Почта Банку».