«Ключи от Кёнигсберга». Где должны находиться трофеи, вывезенные из столицы Восточной Пруссии?

09 Июня 2019 17:15



Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский говорил, что сокровища возвращать надо туда, где они были найдены. Логично, но чревато, считают в Калининграде.

 

Шестьдесят три года назад СССР вернул в Дрезденскую галерею картины, которые стали трофеями Красной армии после разгрома гитлеровской Германии. Так мы навсегда простились с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, с «Венерой» Джорджоне и «Динарием кесаря» Тициана. В общей сложности в Дрезден было возвращено 1240 произведений искусства!

«Подвиг» тогдашнего руководителя страны Никиты Хрущева, а это именно был его «барский жест», до сих пор не повторил никто. Хотя Калининградская область, как никакая другая, вполне могла бы  быть на месте Дрездена. Отсюда после войны трофеи вывозились эшелонами.

 

Взять хотя бы один эпизод - ключи от Кёнигсберга.

 

История Кёнигсберга в составе России началась во времена Семилетней войны. В подданство российской короне область привел генерал-аншеф Виллим Виллимович Фермор, чьи войска 22 января 1758 года вступили в Кёнигсберг.

 

Проехав по главной, на тот момент, улице города Кёнигштрассе, Фермор со свитой остановился у замка, где принял от властей города символические ключи от Кёнигсберга. Но ключи от города задержались в самом Кёнигсберге недолго.

 

По словам члена правления Калининградского областного клуба краеведов Бориса Николаевича Абрамова, тогда было естественным отправить эти ключи в столицу, которой в то время являлся Санкт-Петербург.

 

- Так они оказались в сегодняшнем музее артиллерии (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, г. Санкт-Петербург – прим. авт.). Там, кстати, очень много трофейного оружия периода Семилетней войны, которое было вывезено из Восточной Пруссии. Я был студентом, когда увидел их в музее. Тогда это у нас особо не афишировалось.

 

- Но не так давно мне позвонил незнакомец и сообщил, что был в музее, но ключей там не увидел. И внятного ответа на вопрос, где они, тоже не получил.

 

Известный калининградский историк Сергей Трифонов настаивает: нет подтверждающих документов, нет предмета для разговора.



 

- Я не думаю, что эти ключи существуют или существовали в реальности. Если это факт, то где документы? Кто, где, когда, кому передал, при каких обстоятельствах? Где записано? Нужна доказательная база! Я таких документов не видел.

 

- Считаю, что это - миф, который распускают сам музейщики. И он имеет право на существование. В настоящее время даже самые именитые музеи для раскрутки коллекции придумывают к таким вещам малоизвестную легенду. Для привлечения внимания. Вся Европа этим занимается, весь мир! Во многих музеях Европы и 10 % подлинников нет.

 

- К примеру, кресло Людовика Великого - подделка. Война уничтожила огромное количество подобных вещей. И музеям ничего не остается, как заниматься мистификацией. До сих пор спорят по поводу плащаницы Христа. Она ли, не она ли… Но внимание привлекает, туристы приходят, смотрят.

 

ПО СЛЕДАМ «КЛЮЧЕЙ ОТ КЁНИГСБЕРГА»

 

Кстати, несколько лет назад калининградский Музей мирового океана провел акцию, о которой стало известно по всей России. Сайт канала «Культура» тогда сообщил, что в Калининграде решено восстановить ключ от исторических Фридрихсбургских ворот бывшего Кёнигсберга, который был утерян в XVIII веке.

 

«В Музее Мирового океана объявили акцию «Ключи для города». Мы предложили калининградцам приносить в музей Фридрихсбурских ворот ненужные в домашнем хозяйстве ключи и складывать их в специально установленный сундук», - сказал сотрудник музея Алексей Буданов. Когда сундук будет заполнен, ключи отправят на переплавку и последующую отливку главного ключа для Фридрихсбургских ворот.

 

Надеемся, что многие жители города поддержат нашу акцию и «общий» ключ станет еще одним символом этого исторического сооружения, в котором после реставрации Фридрихсбургской крепости разместился единственный в России историко-культурный центр «Корабельное воскресение», - подчеркнул тогда Алексей Буданов, сообщал tvkultura.ru.

 

И решили: коль скоро следы ключей от Фридрихсбургских ворот затерялись, то можно сделать хотя бы их копию.

 

- Наша акция не имела никакого отношения к утраченным ключам от Кёнигсберга, - сообщила генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова.



 

- В нашем ведении Королевские и Фридрихсбургские ворота. На первых висят стилизованные ключи от ворот города, как символ открытости миру, дружбы, взаимопонимания. Люди в свое время приносили нам самые разные старинные ключи. После чего наши кузнецы и сделали большие ключи от Фридрихсбургских ворот.

 

Что же касается настоящих ключей, то есть мнение, что они должны вернуться на свою историческую родину. Например, краевед Борис Абрамов считает, что музей артиллерии в Санкт-Петербурге мог бы совершить такой жест доброй воли.

 

- Спрашивается: почему бы не поделиться? У них этого навалом, а для нас еще какой раритет! В московских Филях рядом с памятником Михаилу Кутузову тоже находится очень много трофейного оружия. Хоть бы один ствол нам! Никто никогда не отдаст! Каждый держится за свои раритеты. Пусть даже у них все ломится, но в запасниках. Любой музей может выставить 10, максимум 15 % от того, что у них есть. Остальное - в фондах.

 

- В свое время я подал идею вернуть из императорской охотничьей усадьбы в Роминте оленя, который сейчас находится в Смоленске. Так смоляне объединились, уперлись и высказались против этого.

 

- Вопрос нужно рассматривать с позиции, где это принесет больше пользы. К примеру, история траккененского коня из Ясной Поляны в Нестеровском районе. Бились, не удалось, сделали копию. Подлинник находится в бывшей сельхозакадемии им. Тимирязева в Москве (Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева – прим. авт.). Для них это всего лишь образец, а для нас памятник. Память о породе лошадей, выведенной именно в этом поселке.

 

- Помню, мне рассказывали, как кто-то из наших обратился в исторический музей поработать с документами (Государственный исторический музей - прим. авт.). Это было еще при советской власти, но, думаю, и сегодня мало что изменилось. А ему ответили, что, мол, пока сами не обработаем эти материалы, пока не опубликуем, никому не дадим.

 

От себя заметим, что так и есть. До сих пор нигде в мире не случилось ничего, равного историческому хрущевскому жесту. Никто, например, не вернул ограбленной Греции Пергамский алтарь и фризы Парфенона, а Египту - сокровища Рамессидов.

 

Все музеи с трепетом относятся к своим коллекциям. И это правильно, считает генеральный директор Музея мирового океана Светлана Сивкова.




- Возвращение в Калининград вывезенных из Кёнигсберга музейных предметов - это очень сложный вопрос.

 

- Давайте начнем с того, что у нас в стране единый музейный Государственный фонд. Если мы хотим представить предметы, которые имеют отношение к этой территории, мы можем просто обратиться в музей и попросить передать их нам на временное хранение. Берем и экспонируем. Что, собственно, и происходит.

 

- Музеи регулярно обмениваются экспонатами, которые собираются для различных выставочных проектов. История происхождения каждого предмета уникальна, ведь их привозят из разных уголков планеты.

 

- Возвращение предметов на место происхождения может привести к «разрушению» коллекций этнографических музеев – поистине образовательных центров толерантности.

 

Возвращение всего на места бытования, это не реальные идеи, считает Светлана Сивкова.

 

- Если предметы вывозились в музеи, то они и находятся в музеях. В эти рассказы, что из музеев многое исчезает сегодня, не верю. Скорее речь идёт о единичных случаях, которые имеют серьёзные последствия.

 

- Музей артиллерии один из самых достойных. Кто сказал, что ключей Кёнигсберга там нет? Есть такое понятие, как музейный фонд. Это миллионы единиц, они все учитываются в специальных книгах. И смотреть надо не в экспозиции, а в каталогах, картотеках, электронных базах данных. А для этого необходимо письменное обращение.

 

- Если какая-то пушка, как вы говорите, была вывезена отсюда, в сложный послевоенный период, в московский Музей артиллерии, надо только быть благодарным: слава богу, что она хранится в Государственном музейном фонде. И если она нужна нам для экспозиции, мы обратимся в музей и попросим их об этом. И они предоставят ее для экспонирования.

 

- Музеи часто хранят и экспонируют предметы и экспонаты других музеев. Тем более, если предметы имеют отношение к истории данной территории. А изымать из одного музейного фонда предмет, чтобы отдать в фонды другого и только потому, что это когда-то было на этой земле, но в другой стране, как минимум, нецелесообразно и, конечно, неправильно.

 

- Вернуть только для того, что бы… Вам скажут: «Чьи трофеи и откуда?».

В таком случае на эти трофеи может претендовать музей, который отсюда выехал и находится где-нибудь, например, в Люнебурге. И начнется деление…

 

- Музейный фонд должен быть музейным. Решение о передаче предметов из одного музея в другой может принимать только государство и в соответствии с законом - считает Светлана Геннадьевна.

 

И все-таки, на скромный взгляд журналистов Caravan.su, изучать историю родного края логичнее на собственных примерах, на экспонатах, которые имеют отношение к нашей области.

 

С этим согласен и директор областного историко-художественного музея Сергей Якимов. Но и тут не все так просто.



 

- Скажите, а зачем часть государственной коллекции перемещать из одного города в другой? Музейщики рассуждают иначе: соберите сами, создайте свою коллекцию и гордитесь ею. Не надо ничего трогать. Пусть каждый музей бережет то, что имеет.

 

- Что касается привезенных выставок… Ну привезем мы что-нибудь. Вы думаете, что-то от этого изменится? К нам не ходят студенты, мы не видим у школьников желания посещать музей. Мы приглашаем, но в учебных заведениях есть электронные доски, вай-фаи. Им это не надо.

 

- Я ни разу не видел организованной группы истфака из Калининграда. Я поражаюсь: на кого они там учатся?! Зато есть крайняя потеря интереса к подлинному историческому предмету. Мир цифровых технологий практически парализовал исторический предмет.

 

- Мы сегодня не часть идеологии, как это было раньше, сегодня музей это услуга. И эта услуга не входит в число приоритетных. Сегодня музей выполняет госзадание: столько-то выставок в год, столько-то посетителей, а главное - вы должны заработать столько-то денег.

 

- У нас несколько лет назад была выставка «Кенигсбергское серебро» из Эрмитажа. Думаете, очереди стояли? А вот когда выставлялись кукольные динозавры, то здесь толпы собирались…

 

Комментируя предложение, что, на худой конец, можно попросить тот же Музей артиллерии привезти к нам ключи Кёнигсберга, Сергей Якимов поделился с нами такой информацией информацией:



 

- Мне известно, что ключи находились сначала в Москве, затем были перевезены в Санкт-Петербург. Скорее всего, они и сейчас там находятся, но просто нет подписи, что это за ключи.

 

- Мы в свое время задавали сотрудникам музея вопрос, где ключи от Фридрихсбургских ворот. Нам ответили, что какие-то ключи есть, но от какой они крепости, неизвестно. Бирочки нет, пропала. И мы, скорее всего, никогда не узнаем, потому что у нас просто нет реальной возможности подобрать эти ключи к каким-то воротам.

 

Сколько людей, столько и мнений. Правы и те, и другие. Одни - с точки зрения логики, другие - с научной.

 

А закончить хочется словами директора «Эрмитажа» Михаила Пиотровского:

 

«Мы всегда настаивали на том, что музей должен быть неприкосновенен, и поэтому отрицательно относимся к спорам между разными музеями, музеями и государством, музеями и церковью о том, кому должен принадлежать тот или иной экспонат. Другое дело, что любые экспонаты надо изучать, и они должны быть доступны для людей. Но сокровища возвращать надо туда, где они были найдены».

 

 

 

Майя БЛИНОВА





271

Популярное

Литтеатр Альберта Михайлова: «Мы понимаем, что все направлено на то, чтобы наш театр уничтожить!»

Актеры выселенного из ДКМ Народного Литературного театра никак не дождутся открытия сцены и зрительного зала.

Под Калининградом на стройке обнаружены остатки постамента к памятнику Фридриху Бесселю
Удивительные находки ждут на свалках строительного мусора в Калининграде.

Святая красота храма: как и кто расписал главный Собор области
ХХС расписывали простые калининградцы и потомки знаменитых иконописных династий