Об «инвестиционной» работе банковской системы на примере краха производственной фирмы «Ас-Дом»

01 Марта 2020 23:24

В ноябре 2019 года «Новый караван» и портал Caravan.su рассказали печальную историю известного калининградского предпринимателя Юрия Денисова, руководителя и основателя компании «Ас-ДОМ».

 

Напомним, вкратце, суть материала. Под масштабный проект по строительству завода по производству пластиковых окон Денисов взял кредит в новосибирском АО «БКС – Инвестиционный Банк», отдав под залог кредита все свои активы. А стоимость залога превышала сумму кредита как минимум в два раза.

 

В конце 2014 года, на финальной стадии строительства «БКС-банк» повышает предпринимателю кредитную ставку с 16% сразу до 28% с обещанием после окончания строительства завода пересмотреть кредитный договор.

 

Несколько месяцев Юрий Денисов выплачивал огромные проценты банку «БКС» и продолжал строительство. Но с учетом необходимости завозить стройматериалы из-за границы, стоимость работ увеличилась. Разумеется, Денисову пришлось привлечь дополнительные займы из других источников.

 

Отметим, что вопреки договоренностям, после окончания строительства, «БКС-банк» отказался пересматривать условия кредитования.

 

Через некоторое время Юрий Денисов вынужден был уведомить банк о том, что он больше не может выплачивать кредит с таким высоким процентом. Многочисленные обращения руководителя фирмы Ас-ДОМ к руководству банка и просьбы о встрече просто были проигнорированы. Ни один из предложенных вариантов решения ситуации «БКС-банк» не устроил. И банк начал процедуру банкротства калининградского предпринимателя, а так же принадлежащих ему компаний.



 

За прошедшие 5 лет ситуация так и не нашла разрешения. Бесконечные суды тянутся который год. Простаивает построенный завод, пылится дорогостоящее оборудование.

 

РЕЗАТЬ И ВЫВОЗИТЬ!

 

Рассказывая историю банкротства компании Ас-ДОМ, мы, честно говоря, не ожидали, что она вызовет такой резонанс. Как оказалось, очень многим калининградским предпринимателям знакома ситуация Денисова.

 

Есть те, кому повезло выскочить из банковских тисков. Но таких немного. В будничной суете мы не заметили, как с привычных торговых мест исчезли знакомые еще с 90-х известные калининградские фирмы. Многие из них вот так же, как Юрий Денисов, вынуждены были сдаться под натиском банков. И то, как развивается эта история дальше, показательный пример того, что это не разовый сбой. А вполне себе сложившаяся система, в которой инвестирующий в производство банк - не партнер в бизнесе, а пресс, который сначала выжимает из этого бизнеса все соки, а потом выкидывает вон как отработанный продукт.



 

Напомним, для достройки завода Юрию Денисову пришлось искать дополнительные источники финансирования. В том числе пришлось взять еще один кредит в КБ «Энерготрансбанк». Значительную часть этого кредита предприниматель погасил еще до того, как начались суды с «БКС-банком».

 

Ю. ДЕНИСОВ.: - Я про «Энерготрансбанк» молчал, потому что мне казалось, что с ними мы договорились о взаимодействии. Я встречался с Соловьевым Сергеем Павловичем, председателем правления банка. Я тогда взял у них кредит на достройку здания, отдавал, все нормально шло, осталось 16 миллионов. И когда вот это все случилось, мы встретились, и он мне говорит: Ты не препятствуй нашим действиям, я в счет долга забираю оборудование на баланс и потом мы сдадим тебе в аренду с последующим правом выкупа. Ок, договорились.



 

- Ну, согласитесь, это же разумно: вложенные банком деньги должны приносить прибыль. Зачем простаивать оборудованию, если оно может приносить деньги? Я об этом все 5 лет пытаюсь сказать «БКС-банку» - давайте найдем решение. За 5 лет этого противостояния упущено столько денег и столько возможностей! Поэтому, раз мы с «Энерготрансбанком» договорились, я держу слово, никак им не препятствую. Это при том, что в счет долга они оборудование за 70 миллионов забрали фактически за 20.

 

- И тут я узнаю, что они налево и направо это оборудование уже предлагают на продажу. Я говорю: послушай, Сергей Павлович, какая-то история не совсем правильная. Мы же договорились вроде?! И тут они мне свое предложение озвучивают - 10 миллионов сейчас и 10 миллионов в течение года. Как так? Мы же совсем о другом договаривались?! Узнаете приемчик, да? Точно так же – хоп, и на переправе условия игры поменялись.

 

- И вот я получаю письмо, что они собираются вывозить оборудование. А мне сверху того, что в счет долга они забрали оборудование, еще и насчитали пени и штрафов на 10 миллионов рублей.



 

- Сейчас они собираются оборудование демонтировать и вывезти на заброшенный маргариновый завод под Краснознаменском. А оттуда уже хотят его продавать. Но чтобы его правильно демонтировать, нужно время и несколько миллионов. И чтобы потом опять смонтировать на новом месте еще несколько миллионов. Если его просто бездумно срезать и покидать в коробки, это будет просто металлолом. 

 

- Да и как его в принципе можно потом продать, когда оно свалено в кучу и нет возможности продемонстрировать потенциальному покупателю его исправность и функционал? Ну, кто купит б/ушное оборудование, не проверив его в работе? То есть фактически они действуют на уничтожение.

 

- Мало-мальски грамотный человек не может не понимать этого очевидного факта: потенциальные 20 миллионов своим волевым решением руководство банка превращает в копеечный металлолом. У меня есть потенциальный арендатор, он готов платить аренду и впоследствии выкупить оборудование. Но мне отвечают в банке, что такой вариант их не интересует. Зато они мне показали проект договора о продаже этого оборудования – они уже за него хотят не 20, а 22 миллиона 700 тысяч.



 

БАНК И ПРЕЗИДЕНТ ВИДЯТ РАЗНОЕ

 

Казалось бы, ну каким образом вся эта непонятная кредитно-судебная волокита может касаться нас с вами? На самом деле еще как касается.

 

Суть банковской деятельности довольно проста. Мы с вами держим зарплату на банковской карте, кладем деньги на счет под проценты, заводим в банке «Копилку».

Все эти средства банк аккумулирует и вкладывает с одной единственной целью – получить прибыль. И частично этой прибылью с нами поделиться – выплатить проценты по вкладам, бонусы и всякие кэшбэки. И это правильно. Президент же назвал банковскую систему – кровеносной системой государства неспроста!



 

Но есть один нюанс – экономику двигает не сам факт получения банком прибыли. А то, каким образом эту прибыль банк получает. Банк может вкладывать деньги в биржевые фонды, покупать и продавать акции компаний, получая прибыль на разнице цены. Холеные леди и джентльмены в дорогих костюмах «делают деньги» не выходя из уютных кабинетов. Что, безусловно, вызывает восхищение, граничащее с легкой завистью. Но в таком случае, наши денежки инвестируются, то есть вкладываются, в иностранные предприятия и подпитывают, естественно, иностранную экономику.

 

То есть нам и нашей экономике от этого – ни холодно, ни жарко. Конкретное государство, на чьей территории работает банк, нуждается в том, чтобы собранные с его граждан деньги банк хотя бы частично вкладывал здесь и сейчас. На банковском языке это называется «инвестиции в реальный сектор экономики».



 

А реальная экономика – это конкретные производства, наши, региональные бизнесмены. Которые строят заводы, фабрики, теплицы, магазины, пекарни и прочий маленький и не очень бизнес, который работает здесь, для нас. Создает нам рабочие места, производит продукцию и услуги, которыми мы пользуемся каждый день. Платит налоги в наш, региональный бюджет, который соответственно, финансирует медицину, образование, благоустройство и прочие нужды граждан.

 

Для того чтобы бизнес быстрее рос и развивался, в него нужно вкладывать – то есть инвестировать. Например, в пекарню купить еще одну печку или открыть еще одну торговую точку. А на заводе запустить новую линию производства. Растет производство – растет количество рабочих мест, растут продажи, выручка, больше налогов в бюджет.


Именно для этого предприниматели обращаются в банк – за инвестициями.

 

Это обоюдовыгодное партнерство: банк получает проценты по кредитам, предприниматели – возможность развития. И когда Президент настойчиво рекомендует банкам больше инвестировать в реальный сектор экономики, он это и имеет в виду.

 

ОТДАЙ ВСЕ И СДОХНИ!

 

А заботит эта тема Президента не зря. Только газом и нефтью, как выясняется, сыт не будешь. Для сравнения, доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. Так, в Великобритании это 51%, в Германии - 53%, в Финляндии - 60%, в Нидерландах - 63%. В России эта цифра несравнимо ниже – 20-22%.

 

То есть случись завтра, не приведи Господи, какая проблема с нефтью и газом, государство положит «зубы на полку» - доля малого и среднего бизнеса слишком мала, чтобы прокормить страну. Но заботы Президента, судя по всему, мало волнуют банковскую систему.



 

Ю.ДЕНИСОВ.: «А им не интересно вкладывать в производство и получать деньги из производства. Они хотят получить все здесь и сейчас, перспективы их не интересуют. Вариантов же для решения множество. Можно было бы, несмотря на судебные споры, сохранить производство, оно бы все это время работало и приносило доход банкам, оборудование бы не теряло стоимость. Но им это не интересно, они не хотят договариваться.

 

- А не хотят, я думаю, по одной простой причине. Когда у них при 160 миллионах долга на 700 миллионов залог, ну что тут разговаривать, если они просто могут забрать все. Это психология ростовщика. Не отдай мое и иди с миром, а отдай все и сдохни.  Я рассматривал банк как партнера. Мне даже в голову не могло прийти, что в этом споре «БКС-банк» дойдет до того, что будет банкротить мою маму. Ей 84 года! Это просто в голове не укладывается!».

 

СДОХНИ, НО ОТДАЙ ВСЕ!

 

Этим словам Юрия Денисова есть прекрасная иллюстрация. В процедуре банкротства Арбитражным судом назначается конкурсный управляющий. Он  руководит имуществом должника: проводит инвентаризацию и оценку, контролирует сохранность имущества, реализует его на электронных торгах. Это независимое лицо, чья задача собрать все имущество «в кучу» чтобы его можно было максимально выгодно реализовать и погасить долги всех кредиторов. Ключевое тут – именно максимально выгодно.

 

Но в процессе банкротства Юрия Денисова, ему самому постоянно приходится оспаривать «заниженные» экспертизы стоимости его имущества и добиваться реальной, рыночной оценки. Казалось бы, ну с чего бы конкурсному управляющему занижать стоимость имущества? Но этому, как объяснил Денисов, есть простое объяснение.



 

Ю.ДЕНИСОВ.: «В судах интересы БКС-банка представляет некая юрист А. Эта юристка и конкурсный управляющий К. аффилированы между собой. Проще говоря, у них личные отношения. У меня есть чек, подтверждающий, что они ночуют в одном номере в гостинице – номер «Люкс» гостиница «Дона» (копия документа есть в редакции «Новый Караван»).  Этот документ я предоставлял и в полицию, и в суд. Однако по какой-то причине, его категорически не замечает судья. На суде К. и А. старательно делают вид, что только слегка знакомы. Я уже не говорю о том, что я лично видел, как они по городу под ручку прогуливались.

 

- Согласитесь, забрать по реальной рыночной цене в счет долга одно здание или забрать по заниженной стоимости и здание, и завод, и еще кой-чего по мелочи куда привлекательнее для банка. Отсюда, видимо, и растут ноги у этих экспертных оценок, которые делаются иногородними оценщиками, даже не выезжая в Калининград».

 

Формально банк в интересах своих вкладчиков обязан забрать свое – вернуть вложенные суммы. А фактически между «забрать свое» и «сравнять после этого с землей» чей-то работоспособный бизнес, разница, как между инвестициями и рейдерством. Риски-то были обоюдосторонние.

 

Юрий Денисов, основатель известнейшей фирмы Ас-ДОМ в чем-то, возможно, ошибся - предпринимательский риск, бывает. Банк вложился в не окупившийся проект – инвестиционные риски, где-то просчитались в стратегии.

 

Если, конечно, именно банкротство предпринимателя, чей залог в разы превышал суммы кредитов, и не являлось основной стратегией в этих сделках. Ибо, как показало время, долговременными партнерами ни с производственником Денисовым, ни с региональной экономикой, банки становиться не планировали.

 

Редакция «Нового Каравана» будет и дальше следить за развитием ситуации вокруг группы компании «Ас-ДОМ» и судебных баталий Юрия Денисова.


Свой комментарий по этой проблеме нашей редакции дал калининградский политолог, ветеран партии «Единая Россия» Валерий Морозов:

«Кровеносная….. или кровососная…?»  - читайте на страницах портала Caravan.su

 

 

 Анастасия ВЕДМЕЦКАЯ



1581

Популярное

"Где наша не пропадала!" Бизнесу во время второй волны COVID-19 хотят разрешить работать. С ограничениями
В результате действия ограничительных мер рынок общепита в России уже лишился части игроков.
«Кризис и катастрофа». Так, по словам бизнес-омбудсмена, оценивают свое положение более 50% частных компаний
Зато мы в списке "лучших практик" среди субъектов РФ по ослаблению ограничительных мер.

Первый День янтаря в Калининграде. Как собираются привлекать молодежь в янтарное дело

Дату праздника выбрали не случайно - 73 года назад в этот день был основан “Комбинат №9”, ныне - известный во всем мире Янтарный комбинат.