В раскопе Королевского замка нашли уникальные конструкции 13-14 веков

11 Ноября 2016 18:42


В пятницу калининградских журналистов, наконец, пустили на территорию археологических изысканий рядом с Домом Советов. Работы очередного этапа Самбийской экспедиции здесь начались 20 июля 2016 года. По словам руководителя Александра Хохлова, участникам удалось совершить несколько принципиально важных открытий.

- Мы сейчас достоверно получили информацию, что на территории, которую занимал Церковный или западный флигель до появления Королевского замка располагалось Прусское поселение. Мы нашли культурный слой, содержащий огромное количество лепной керамики, характерной для предшественников пруссов. Вся она датируется 1 тыс. до н.э.

Так же впервые на территории западной части замка Кёнигсберг удалось выявить остатки ранних конструкций. Предварительно они могут датироваться второй половиной 13-14 веков.

- Технологически это мощные валунные фундаменты только на основе глины. Известь начали использовать в строительстве значительно позже, - поясняет Александр Хохлов.

Третьей «удачей» археолог называет обнаруженные в ходе раскопок остатки северо-западной башни церковного флигеля, которые достаточно хорошо сохранились.

- Это великолепная конструкция, которая очень сложна технологически: есть и деревянные сваи, и мощные балки, огромные валунные фундаменты ранних башен. Поверх них прекрасные конструкции, иногда грубоватые, но не лишённые изящества конца последней четвери 16 века, - характеризует их Александр Хохлов.



Эта башня, как и западный флигель, представляет собой, по словам специалистов, достаточно техничный образец позднего северного ренессанса архитектуры, которая была распространена на территории балтийского ареала. Ближайшие аналоги находились ранее археологами лишь на территории Дании и Швеции - это коронационные замки.

Мы не находимся на памятнике, который блестяще сохранился, - констатирует Александр Хохлов и перечисляет факторы, которые к этому привели (война, дробилки на щебень, которые в течение 20-ти лет перемалывали строительные элементы сооружения, подготовительные работы перед запуском эстакадного моста, - прим.авт.).
Значительная часть элементов строения была уничтожена в 70-х годах. Потому, настоящим «подарком судьбы» называют исследователи тот факт, что мы можем лицезреть сейчас фрагменты северо-западной башни замка Кенигсберг.

- Этот объект достоин сохранения и открытого доступа к нему в перспективе, - считает Александр Хохлов.

О том, как это можно воплотить на практике, - подробно рассказал ведущий специалист института археологии, член-корреспондент РАН Леонид Беляев.
В своём вступительном слове перед журналистами он подчеркнул, что не является специалистом по Кёнигсбергу, и в нашем городе впервые, но «может быть взгляд со стороны может оказаться не бесполезным».

Этот знаток мирового архитектурного наследия уверен, что эти руины - большой, европейского уровня памятник, который будет находиться в прицеле у мировой общественности, и что здесь будет происходить, никому не безразлично.
«И по тому, как мы себя здесь поведём, будут судить о нас, как о варварах или о культурном народе».

Алгоритм правильного поведения, по мнению Леонида Беляева, должен быть следующим. Во-первых, нужно внести наш памятник в реестр объектов культурного наследия. Затем решить, что делать с его территорией. Один из пунктов здесь - экстренные противоаварийные работы. И параллельно - проектирование вариантов сохранения и введения в оборот «вот этого роскошного наследия».

- Мы видим самые разные - от вариантов Диснейленда. Такого, если хотите, околонаучного, как Коломенский деревянный дворец в Москве, который целиком восстановлен. Якобы из дерева. Типа здание 17-ого века. То есть такая большая дорогая игрушка, на которую очень быстро клюет администрация любых структур. Она же не требует коротких сроков, больших вложений и не создаёт никаких стеснений для них.

Или другой пример. Возьмем Зачатьевский (Алексеевский) монастырь в Москве с сохраненными под плитой всеми кладками от 16 до 19-го веков, между которыми экскурсиям можно ходить, смотреть и трогать все прямо под землёй, - продолжает эксперт.

Дальнейшую судьбу руин Королевского замка, - подчёркивает Беляев, - должна определять общественность. В любом случае, верхнюю часть придётся формировать и проектировать заново, а утраченные фрагменты консервировать.



По словам замдиректора областного историко-художественного музея Анатолия Валуева, сейчас специалисты столичной компании «АРТ-реставрация» изучают ценность сохранившихся элементов замка. Результаты экспертизы будут представлены, в том числе, в региональное правительство для принятия мер по сохранению выявленных объектов.

Один из авторов проекта восстановления Королевского замка архитектор Артур Сарниц на будущее этих руин смотрит с оптимизмом.

- У калининградцев, и у России в целом появится большой, интересный сначала проект, а потом объект, который повлияет, наверное, и на наше место в Европе и в мире, - рассказал он «Новому каравану» прямо у края археологического раскопа.

Дальнейшей судьбой руин Королевского замка, - считает Артур Сарниц, должна стать максимально бережная реконструкция, чтобы через сто лет люди даже и не догадались, что был такой период, когда этого сооружения фактически не было.

Артур Сарниц также уверен, что туристическим этот объект может стать уже сейчас, когда туристы и калининградцы увидят, как в камни бывшего замка Кенигсберг специалисты и строители вдыхают новую жизнь.

Стоит отметить, что археологическая экспедиция на территории раскопа руин замка продлится до 20 декабря 2016 года. Все находки будут переданы в фонды историко-художественного музея.

Мария ПОСТНИКОВА
«Новый караван»

810

Популярное

Мэр Алексей Силанов: «Я помню о барельефах к колонне на площади Победы».

Оформление стелы не закончено. Власть пообещала исправиться.

Королевский замок в Калининграде через пять лет будет поздно восстанавливать!
Кстати, фанаты ЧМ-18 могут упасть в раскоп Королевского замка. Кто ответит?
Руины Королевского замка на Королевской горе - руины разрушенной мечты
«Смотровая площадка археологических раскопок «Королевский замок Кёнигсберга».