Новый китайский «Шелковый путь». Прибалты против Калининграда

22 Августа 2018 18:46



В непростой ситуации оказались соседние к Калининграду прибалтийские государства. Еще недавно под печальные серенады о советской оккупации они рушили всякие мосты с Россией, гордо именуя себя европейцами…

 

Но вот незадача: Европа так и не пустила их гордость - молочную и рыбную продукцию - на свои прилавки. Еще и штрафы раздает регулярно. А когда три брата - Литва, Латвия и Эстония - попали в московский список недругов и потеряли калининградский рынок, они совсем подрастерялись.

 

Потом решили на старую мелодию написать новые слова песни: уже о грядущей оккупации со стороны русского медведя – чтобы заработать на размещении у себя военных баз НАТО. И вот, казалось бы, все получилось. По полям и на задворках литовских ферм теперь гуляют не откормленные буренки, а экипированные перед предстоящим Армагеддоном солдаты Альянса. Все вроде бы случилось – выгодный брак с заморским толстосумом. Но старая любовь, как утверждают, не ржавеет...



 

Вдруг оказалось, что Китай и Россия не собираются соединять свой «Шелковый путь» с портами стран Балтии. Этот путь должен соединить Поднебесную с Западом.

 

Речи идет не о втором БАМе. Это - единая трансевразийская транспортная система, в которую включены железные дороги, автомагистрали, морские и воздушные пути, трубопроводы и линии электропередач, грузовые терминалы, вокзалы, порты.

 

Цифры ожидаемого и, главное, регулярного дохода участников проекта с такими нулями, что у голодной европейской периферии голова закружилась.



 

Транспортных коридоров будет несколько - прибалты очень рассчитывали на его северную часть: Казахстан - Россия - порты стран Балтики.

 

Прибалтийские братья даже готовились вступить в настоящую конкурентную схватку между собой: кто именно предоставит свои порты в качестве выхода к Балтике, а затем и в Атлантику – морские грузовые терминалы в Клайпеде, Вентспилсе, Риге или в Таллине?

 

В горячке они как-то совсем позабыли о ползающих по периметру границы Литвы с Калининградом солдат НАТО, прибывших защитить их от России. И вдруг как гром среди ясного неба - оказывается та самая Россия не собирается сотрудничать с прибалтами. Да и китайцы не ведут никаких переговоров.

 

- Почему? - удивились красивые и умные. Ситуация прямо как из известного анекдота про обезьяну, которая никак не могла выбрать в какую шеренгу встать - к красивым или умным.



 

Они вдруг узнали, что во вражеском Калининграде помимо «Искандеров» есть неплохой Морской торговый порт. И этот порт уже осенью 2018 года собирается провести пробное тестирование в системе «Шелкового пути» для обеспечения выхода в Атлантику.

 

Но порт работает и сейчас, постепенно лишая порты стран Балтии российских грузов. Только латыши за первое полугодие этого года потеряли около 8 % заказов, что привело к снижению объемов грузов.

 

В среднем по трем странам произошло снижение показателей на 3 %, и оно продолжается. Это может стать последним гвоздем в гроб прибалтийской экономики. Напомню, что порты – едва ли не единственная доходная отрасль у них, поскольку собственный флот остался в прошлом: мачеха-Европа установила квоты на вылов рыбы и «нормы солидарности» на использование европейских водных ресурсов.

 

В итоге рыбоперерабатывающие заводы у прибалтов почти все закрылись, от флота осталось воспоминание.

 

Итогом безответной игры в любовь с ЕС для Прибалтики стал отток работоспособного населения, первенство в европейской статистике по алкоголикам и самоубийцам. Так что им есть за что бороться.

 

Ну, а что же калининградский порт? На августовской встрече в местной торгово - промышленной палате была поднята тема плохой организации таможенного оформления грузов. Это одна из основных причин в нарушении графика отправки грузов морем.



 

Решение таможенных вопросов сопряжено с большой бюрократией, а потому – значительными расходами на оформление. Все это отнимает много времени. Поэтому морская транспортировка грузов в регионе не работает в полную силу.

 

Сегодня в Калининградской области приоритетной является наземная автотранспортная логистика, но она включает в себя двойной транзит, потому себестоимость товаров повышается. И железнодорожный транзит стоит гораздо дороже, поскольку проходит через сопредельные государства ЕС, а обещанных из федерального бюджета субсидий уже давно никто не видел.

 

Альтернативной, но только для уровня местных грузов, называют паромную переправу «Балтийск - Усть-Луга». Однако здесь обычное явление – невыполнение графика перевозок, что в случае с транзитными грузами – катастрофа. Дело в том, что из трех – работает только один паром, остальные находятся практически в постоянном ремонте.

 

Не может похвастаться хорошими результатами и реализуемый уже год проект Корпорации развития области «Балтийский экспресс». Он предусматривает прямое морское сообщение по внутренним документам, без таможенного оформления, между Калининградом и Санкт-Петербургом.

 

Но снова встает вопрос стоимости оформления грузов, которая в итоге выводит тариф на уровень наземной логистики, дающей больше гарантий сохранности груза и соблюдения сроков поставок.

 

Сумеет ли Калининград распорядиться предоставленным ему шансом стать крупнейшим портом в системе «Шелкового пути» или все погрязнет в русском «авось»? Пока картина не очень оптимистичная.

 

Но как показывает время, влияние административного дисциплинирующего ресурса из Москвы творит чудеса: и театр эстрады «Янтарь-Холл» в Светлогорске, и аэропорт «Храброво», и даже стадион «Калининград Арена» к Чемпионату мира по футболу - тому подтверждение.

 

В противном случае иностранные инвесторы проекта вспомнят про развитую инфраструктуру портов наших прибалтийских соседей. Ну, а им придется как-то снова переписать слова в своей старой серенаде и вернуть буренок на место.

 

Ольга ДОВГАНЬ

252

Популярное

«Жопа мира -2». Новая ярмарка на Суздальской в Калининграде глазами журналистов

Уже скоро, 6 октября 2018 года, на гравийном поле откроется «Экоярмарка».

Слухи, что директор ЦБ Набиуллина с семьей сбежала в США никто пока не опроверг. А жаль

Говорят, что «В Центральном банке России аресты и обыски шли всю ночь»…

В России Росприроднадзор вводит налог на воздух!
Обязывающее письмо Росприроднадзора вызвало возмущение экспертов.