Строящийся газопровод «Северный поток» распугал рыбу? Без трески остались жители Янтарного края России

25 Ноября 2019 00:54



Из продажи пропала свежая треска. Совсем. Например, в рыбном павильоне на Центральном рынке, а также на рыбных рядах этой рыбы не оказалось. Кроме ее мальков!

 

Да, отыскать этих 10-ти сантиметровых мальков удалось не сразу. Только на двух лотках, где журналисты портала Caravan.su обнаружили несколько пожухлых тушек, похожих на треску очень отдаленно (салака и то больше по размерам), но на ценнике гордо красовалось: «Треска. 180 руб.».

 

Это на первой точке, на второй - 130 рублей за килограмм рыбки, которой, похоже, даже толком вырасти не дали.

 

Пока я их рассматривала, рядом стоящий мужчина выговаривал торговцу, тыча пальцем в сильно замороженную горбушу:

 

- Где вы взяли эту рыбу? Это же такая красивая, благородная рыба! А у вас – что?! Грязная, потрепанная, как будто вы ее на помойке нашли и на прилавок выложили. Ну, не вы! Но кто-то же вам ее принес! Пособирают с помоек и людей кормят!



 

Спрашиваю у мужчины-продавца из рядом стоящей палатки, куда из продажи пропала треска. Говорит, что, сейчас редко завозят, быстро разбирают. А печень этой рыбки и вовсе можно купить только в баночках. Свежую не завозят уже давно.

 

Зато в нескольких местах обнаружилась треска дальневосточная, которая на ценниках значится как красная. По внешнему виду не скажешь, но по сравнению с балтийской, дальневосточная гостья дороже - 240 рублей за килограмм. И, понятно, продается она без всякого ажиотажа.



 

- У нас ужесточились правила лова. Боюсь ошибиться, но под многолетний запрет попал траловый вылов рыбы. Вроде теперь можно только сетями. То есть запретили некоторые виды снастей. Это первое, - отвечает на мой вопрос про треску предприниматель Центрального рынка Павел ЧЕРНЫХ, который занимается продажей рыбы больше 15-ти лет.


 

- Второе. Когда катастрофически упала национальная валюта, очень вырос спрос на рыбу со стороны наших европейских соседей. 


- Нашим рыбным монополистам, а их у нас не так много, стало выгодней продавать рыбу за границу, а не поставлять ее на калининградский рынок. Плюс поставки в Москву. Поэтому калининградцам достается то, что не ушло за пределы области – не всегда имеющее товарный вид и сомнительного качества. 


- На такую рыбу страшно смотреть, поэтому мы практически ее не берем. То, что вы сегодня видели – та самая история.


- Запретить продавать рыбу туда, где ее выгоднее можно продать, никто не может. Нет нынешней России такого закона. Поэтому ее гонят в Германию по предоплате и по такой цене, что, если бы она поступила ко мне на реализацию, я бы ее никогда не продал. А то, что местные жители остаются без такого нужного и полезного продукта, никому нет никакого дела.



 

- Ну, и еще один момент. Морской промысел очень серьезно контролируется. Рыбинспекция, оперативная рыбинспекция, ФСБ, пограничная служба, ветеринарная служба, сельхознадзор, УБЭП, транспортная полиция… И они все хотят хорошо кушать! И аппетиты у них только растут. Если я раньше возникающие проблемы мог уладить за 100 долларов, то теперь мне говорят, чтобы я их оставил себе. Мало!



 

- Кроме того, благодаря прошлогоднему шторму большую часть судов в Пионерске пришлось сдать на металлолом. Ловить треску там стало практически некому. Желающих вложиться в покупку современного судна для вылова рыбы сейчас нет. Оставшиеся тянут эту лямку из последних сил.

 

- При этом в соседней Литве - все благополучно. Они от нашей ситуации даже выиграли. Раньше поляки брали судака у нас. У них промысловая рыба всегда была дороже нашей. И вдруг перестали!  Выяснилось, что теперь поляки за судаком едут в Литву. Чего раньше никогда не было! Там эта рыба нынче дешевле, чем у нас, хотя раньше было наоборот.



 

- Мое мнение: эта ситуация по рыбе напоминает какой-то геноцид. Создается ощущение, что кто-то нашу рыбную отрасль решил уничтожить. Здравым смыслом сложившуюся ситуация объяснить невозможно.

 

- Из-за всех тех контролирующих органов, о которых я рассказал выше, цена на рыбу вырастает, и дешевле она не будет. Но даже ту, которая есть, продать очень проблематично. Поэтому закупаемся мы очень маленькими партиями, пару-тройку ящиков.



 

- Я торгую рыбой с 2005 года. Помню закупочную стоимость судака - 40 рублей за кг. Продавали в два раза дороже. Сейчас берем у поставщика по 150 рублей за кг, продаем по 200.

 

Местные продавцы рыбы на Центральном рынке считают, что на отсутствие трески на прилавках повлияли участившиеся в последнее время ветра и шторма на Балтике.



 

К слову, поход журналистов Caravan.su за треской на этот рынок оказался не случайным. Наш знакомый, который уже не один десяток лет занимается приготовлением печени трески в масле на продажу, теперь в панике: трески нет, а значит, не из чего делать этот популярный продукт.

 

Сам он долгое время ходил в море, в том числе, на треску, знает все нюансы этой работы. И вот что он нам поведал:



 

- Рыбы нет уже несколько месяцев, - рассказывает наш знакомый. - А та, которая попадается, как сырье подорожала в два раза. И мне пришлось так же поднять цену за банку печени. Но даже по такой цене ее нет. Очередь из калининградцев есть, но рыбы нет. И в ближайшее время не будет.

 

- Такого не было никогда. Бывало затишье, но, чтобы совсем не было рыбы… Это катастрофа.  Рыбаки говорят, что треска не заходит в Балтику, потому что прокладывают трубы «Северного потока». От этого идет сильная вибрация, электромагнитные датчики… А треска – рыба донная и очень чувствительная. Местной трески мало, рыба в основном заходит к нам из Атлантического океана. Как только стали прокладывать трубы, сразу начались проблемы с выловом. Поэтому весь флот перестроился и вышел на кильку и салаку.



 

… Покидая рынок, я подумала: можно сколько угодно копаться в причинах, почему да как, ясно одно - торговля обязательно отреагирует на ситуацию адекватно. Треску-то можно заменить на другую рыбу. Не зря ведь в свое время ушлые люди за нее выдавали минтай. Но с печенью трески, которая и сегодня не самый дешевый продукт, ждет напряженка. Или, как минимум, двойное повышение стоимости. Печально все это…

 


Майя БЛИНОВА





1235

Популярное

"Где наша не пропадала!" Бизнесу во время второй волны COVID-19 хотят разрешить работать. С ограничениями
В результате действия ограничительных мер рынок общепита в России уже лишился части игроков.
«Кризис и катастрофа». Так, по словам бизнес-омбудсмена, оценивают свое положение более 50% частных компаний
Зато мы в списке "лучших практик" среди субъектов РФ по ослаблению ограничительных мер.

Первый День янтаря в Калининграде. Как собираются привлекать молодежь в янтарное дело

Дату праздника выбрали не случайно - 73 года назад в этот день был основан “Комбинат №9”, ныне - известный во всем мире Янтарный комбинат.