Денис МАКАРХИН

Денис МАКАРХИН, спортивный психолог: «Что делать если ребенка бьют в школе?»

20 Января 2017 00:21
Данная статья родилась в процессе проведения зимних учебно-тренировочных сборов, в которых я принимал участие в качестве спортивного психолога.

Данное мероприятие уже стало традиционным для воспитанников спортивных клубов и проводилось в январе 2017 года в городе Зеленоградске, Калининградской области, на берегу Балтийского моря. В сборах принимали участие спортсмены-единоборцы из нескольких клубов Региональной Федерации Киокусинкай каратэ и представили школы ушу в Калининграде.

По вечерам после тренировок вместе руководителями клубов мы пили чай и обсуждали разные темы, включая вопросы мотивации детей, которые приходят в секции единоборств. А прекрасный вид на море и вечерний бриз благоприятствовали плавному и непрерывному течению хода мыслей и новым открытиям.

Как правило в секции единоборств приходят дети с заниженной самооценкой, причем как мальчики, так и девочки. И приводят их в подавляющем большинстве мамы. Типичным поводом является ситуация, когда ребенка постоянно задевает агрессивный школьный хулиган, в результате чего он сильно страдает и даже не хочет посещать школу.

Весьма любопытен тот факт, что отец ребенка часто вообще не знает о данной ситуации, так что возможные сценарии ее разрешения в большей степени зависят от линии поведения матери. А она может колебаться от чувства вины – «драться плохо», до «дай в морду обидчику».

Как не важна роль отца, но на определенном этапе жизни ребенка роль матери в ней доминирует. Трудно оспорить тот факт, что матери у нас активно участвуют во всех аспектах жизни ребенка, стараясь со своей точки зрения научить правилам жизни в обществе. И при этом не важно какого пола ребенок.

Вопросы школьных разборок активно обсуждаются любящими мамами на форумах в социальных сетях. Причем мужчины там большая редкость, а тренеров-профессионалов я вообще не встречал.

Начинается обсуждение с очередной печальной истории и продолжается бесконечными советами от всезнающих представительниц слабого пола, которые судя по их рецептам поголовно имеют ученые звания в области психологии и мастерские степени по различным видам единоборств.

Все рецепты можно разделить на две категории.

ПОЖАЛОВАТЬСЯ


Пожаловаться можно учителю, родителям агрессора, заучу, директору школы и т.д. Однако является ли данный совет оправданным?

Часто представители учебного заведения не стремятся вмешиваться в разборки между детьми. По их мнению, явного конфликта нет и беспокоиться не о чем.

Поговорить с родителями агрессора можно, но удастся ли до них «достучаться»? Агрессивное поведение ребенка в обществе часто является следствием определенных проблем в родительской семье. А некоторые мамы вообще опасаются общаться с родителями обидчика, так как понимают, что им могут наговорить кучу «ласковых» фраз. В общем, ощущение весьма неприятное.

ДАТЬ ОТПОР


Весьма занимательно читать на форумах советы мам как нужно дать жестокий отпор обидчику любимого чада. Я еще понимаю, если бы эти советы давал мужчина, который сам и бил и был бит либо женщина-профессионал. Никто не сомневается в том, что важно научиться давать сдачу обидчику, который не понимает нормального общения. Но возникает вопрос – как? Каким образом давать сдачу? Что делать конкретно?

Я ни разу не видел, чтобы активные участники форума написали что-то вроде этого: «Сначала вытягиваешь руку и держишь агрессора на дистанции. Пытаешься объяснить ему, что тебе не нравятся его действия. Затем, если обидчик не понимает коротким и резким ударом бьёшь его в область печени и после того, как он сложился пополам еще раз объясняешь, что больше так делать не стоит. Причем в голову бить не нужно, так как следствием этого будут синяки и вызов родителей в школу».

Видимо осознавая важность перехода от слов к делу мамы и ведут своих ненаглядных отроков в секции спортивных единоборств. Но получат ли они там ответы на свои вопросы?

Многие дети, приходя в секции хотят научиться драться. Но учат ли дракам в спортзале?

Спортивные единоборства - это поединки по определенным правилам, которые регламентируются конкретным видом спорта. Даже в таком жестком и силовом виде как Киокусинкай каратэ, например, запрещены удары рукой в голову. А ведь часто агрессоры бьют именно в нее. Тогда может лучше бокс? Но там же нет ударов ногами. Кик-боксинг? Там нет борьбы. Тогда получается нужно быстрее бежать в секцию Кудо, Микс-файт, Боевое самбо? Или все-таки суть не в этом?

Так чему же учат единоборства?

Один из мастеров как-то сказал, что суть занятий единоборствами можно сравнить со шлифовкой грубой и необработанной породы, которая со временем превращается в бриллиант, сверкающий многочисленными гранями. Укрепление и совершенствование духа. Духа, который объединяет всех адептов единоборств. От новичка до мастера.

Так в чем же проявляется сила духа? И как это может помочь решить вопрос с агрессором, который не дает спокойно жить и учиться?

Профессиональные тренеры дают следующие ответы на данный вопрос.

ПОШЛИ МАХАТЬСЯ. СИЛА ДУХА


Одной из целей агрессора может быть психологическое подавление выбранной жертвы и компенсация собственных слабостей. И когда в ответ на свои действия агрессор услышит ответ «Пошли драться после уроков» это может стать для хулигана полной неожиданностью. Сила духа, которая формируется на занятиях единоборствами дает ресурс преодолевать страх и выйти на поединок против более сильного и агрессивного оппонента. Чувство готовности. И не важно победишь или проиграешь, но важен сам факт готовности выйти и самому разобраться со своими страхами. Многие опытные учителя единоборств добавляют к своим спортивным тренировкам техники уличных поединков. Дети получают определенный навык и легче адаптируются к стрессу схваток. Они становятся готовы физически и психологически.

Кстати далеко не всякому агрессору захочется выходить после уроков и драться. И ситуация может разрешиться на уже этом этапе.

МЫ ЕГО КУРИРУЕМ. СИЛА КОЛЛЕКТИВА


Еще одним из способов разрешения школьных разборок является подключение старших учеников спортивного клуба. Как-то раз в подобной ситуации в класс, где находился обидчик и мальчик, который занимался в секции каратэ пришли старшие ученики. Они представились учителю и всем ученикам в классе, и объявили, что в их классе учится их товарищ и они теперь его будут курировать. Так что по всем разборкам хулиганы будут иметь дело со старшими учениками клуба каратэ. Больше в классе никто не задирался.

ИТОГ


Для школьника, который впервые оказался в подобной конфликтной ситуации важно не только показать пример поведения, но и сформировать у него корректный навык поведения. Поэтому важен пример и разбор данной ситуации с профессионалом, которому доверяют как родители, так и сам ребенок.

В любом случае важно понимать, что ответная реакция должна быть адекватна ситуации, физическим и психологическим особенностям как агрессора, так и защищающегося. В результате на данную стрессовую ситуацию у ребенка сформируется корректный комплексный ответ организма, т.е. связка между мыслями, эмоциями и поведением.

Калининградский психолог
Денис МАКАРХИН,
b17.ru

147

Популярное

Ирина ЛУКЬЯНЕНКО: Подростки на митингах. Удобный миф о детях-болванах из сети ВКонтакте
«Это потерянное поколение, которое мы, родители, упустили!» - принято вздыхать и охать.
Анна ЛЕВЧЕНКО: «Что у нас с защитой детей в России теперь? Системный сбой!»
Все думают, что уполномоченный по правам ребенка - это в первую очередь, правозащитник, отстаивающий права и интересы детей.
Блоггер Дмитрий ЕВСЮТКИН. «Уволить за маразм» Николая Долгачева, директора ГТРК
Миф директора ГТРК о ползучей «германизации» региона рассыпается на глазах изумленного Калининграда.