Владимир МАШКОВ, киноактер

Владимир МАШКОВ, киноактер. «Чуть-чуть придурковатый человек из Новокузнецка»

07 Мая 2019 17:18

В Калининграде прошли отборы девятиклассников в Московский театральный колледж «Школу Олега Табакова». Председатель отборочной комиссии и художественный руководитель Театра и Школы Олега Табакова Владимир МАШКОВ накануне просмотров встретился с журналистами региональных СМИ.

 

 

Гоцман из «Ликвидации», Алексей Варакин из «Американской дочери», опытный вор Толян из «Вора» и, наконец, обанкротившийся Матвей Левин из «Миллиардера». Таким мы знаем и любим Владимира Львовича. А он, оказывается, безнадежно влюблен в театр.

 

Владимир Машков… Кумир людей старшего поколения и молодежи. Сказанное им понимаешь не сразу. Но от этого не пропадает желание слушать его бесконечно. Вот как он сам говорит. Прямая речь. Почитайте…

  

КТО ПОЙМЕТ ПАФОС ПРОФЕССИИ АРТИСТА,

ТОТ БУДЕТ СЧАСТЛИВ

 

Нам кажется, что Олег Павлович Табаков был прав, когда задумывал ранее обучение. Артисты должны выходить на сцену в раннем возрасте.

 

Поступая в вуз в 16-16 лет, и заканчивая в 23-24 года, они пропускают самый продуктивный период жизни - творческую юность. Поэтому в раннем образовании есть преимущество. Можно заниматься балетом с 17 лет? Нет! Уже поздно. Серьезно профессионально музыкой? Тоже нет!

 

Любому творчеству сопутствует механическое обучение, механические навыки. Ребята должны узнать свою душу, свое тело и двигаться, замечая изменения. Потому что артист – это стремительная эволюция. Ты получаешь образ некоего подселенца, которого должен принять и беречь, как самого себя. Это непростая деятельность, но ничего прекрасней, как жить в сопереживаниях, на мой взгляд, для человека нет.

 

Чтобы сделать такого, чтобы активизировать наше творческое начало в такой огромной стране, где наш национальный русский театр – это наша ценность. Театр, который придумал К. С. Станиславский, чьи идеи и методы захватили весь мир. Школа переживания является его лидирующим направлением. Ее исследуют, выясняют, забывают смысл. Поэтому, мне кажется, что очень важно с самого детства приобщиться к театру.

 

Почему мы выступаем за то, чтобы в каждой школе был театральный кружок? Потому, что это основа эмоционального интеллекта. Видимо, так задумано природой. Дарвин это отметил. Мы эмоционально на что-то реагируем: эмоционально нас что-то обидело, испугало. Не рационально, а эмоционально. Эмоциональный интеллект, эмоциональный ум - он предвестник рационального. Это – наше спасение. 


Соединение рационального и эмоционального очень важно для человека. Чтобы он мог распознать эмоцию любого человека и правильно принять решение.

 

Не идет разговор о том, чтобы все занимались в театральных кружках. Не идет разговор о том, чтобы все становились актерами. Это невозможно для дальнейшего актерского существования. Нужен талант. Который иногда скрыт, иногда мы путаем его с чем-то, с каким-то эмоциональным возбуждением. Мы думаем, что человек талантлив, а он на самом деле в изумлении.

 

Как сказал Станиславский, талант – это счастливая комбинация многих творческих способностей человека, плюс творческое поле. Нам хочется, чтобы люди были эмоциональными, творческими в любой деятельности. Волевыми! Потому что понятие воли включает в себя волю как силу характера. Воля как свобода. И воля как мое желание. Сила, свобода, желание – это те составляющие, это основное ядро гармонично развивающегося человека.

 

Наши задачи большие, амбициозные. Они романтичные, но без этого в нашей профессии нельзя. Мы не можем быть холодными, бесчувственными. В этой профессии места для таких людей не будет. Как говорил К. Станиславский, кто поймет пафос этой профессии, тот будет счастлив. Кто останется равнодушным, встретится с холодным, жестким искусством.

 

Вот так с веселой сосредоточенностью мы двигаемся в будущее в надежде найти таланты. Поймите, талантов не может быть много. Если мы здесь найдем хотя бы одного талантливого человека, для нас это будет огромное счастье. Артистический склад характера необходим и журналистам, и политикам, и бизнесменам, и учителям - людям, занимающимся любым видом деятельности. Это поможет быть успешным.

 

«ОБУЧАТЬ АКТЕРА ЗА ДЕНЬГИ НЕЛЬЗЯ!»

 

Меня меньше всего интересует возможная кинематографическая деятельность наших ребят. В кино может сниматься и непрофессионал. Типаж! В профессиональном театре работают только профессионалы. Это уникальная деятельность. Быть живым на протяжении 2-3 часов в предлагаемых обстоятельствах здесь и сейчас, на глазах изумленной публики – это сложнейшая деятельность.

 

Великий наш актер Юрий Яковлев в свое время сказал: «В кино я гость, а в театре на равных». Кино – это машина: вам предлагается, куда посмотреть, зачем… Оно уже сделано. Театр – это живой организм. Каждый спектакль неповторим. Если на следующий день спектакль не стал лучше, значит, он стал хуже. Это постоянный тренинг, постоянная работа воображения, эмоций, чувств и действий. Это исследование себя и пространства.

 

Поэтому это наша мечта – чтобы из нашей школы выходили талантливые, способные, работающие в театрах актеры.

 

Мы смотрим на молодого человека как на нашего потенциального партнера в будущих работах. В театре, в кино ли… Шансов ноль. Только от личной заинтересованности, личных способностей будет зависеть успешная дальнейшая жизнь. Работы очень много! Она для здоровых, сильных людей.

 

Я начинал свое обучение в Новосибирске. И мы вот так же с утра до вечера с огромным счастьем находились в наших репетиционных залах.

 

Мое твердое убеждение: обучать актеров за деньги нельзя. Невозможно. Как правило, попадающие и успешно развивающиеся ребята уже с самого детства почувствовали какую-то нужду и им артистический склад характера уже помогал выживать. Это как в боксе. Тайсон сказал: «Вы знаете хоть одного мальчика из благополучного района, который стал чемпионом в боксе?» Это невозможно, это парень с улицы. Это тот, кто с раннего детства борется за жизнь. В этом плане актерская деятельность такая же.

 

Получается, принесли деньги – я должен вас учить? А если нет таланта? Если я его не увидел? Илии нет воли? Я вас должен учить? В нашей школе этого нет и не будет.

 

Зависть – плохое чувство. Но я нашим ребятам завидую. Завидую тому, что они сразу попали в эпицентр жизни. Наша Школа – это школа «на ходу»: наша задача, чтобы ребята быстрее выходили на сцену и работали там с и наравне с профессиональными актерами.

  

ДЕТИ ЧЕШУТ ГЛОТКИ БЕЗ ОСТАНОВКИ

 

Уже год мы без нашего основателя Олега Павловича Табакова. И у нас начался новый этап в жизни. Но у нас не наступило время сиротства. Мы знаем, что делать. Мы действующие актеры. Наша учебная программа в развитии. Мы добавляем новые предметы. Знакомим с самым широким кругом талантливых людей в разных сферах творчества.

 

Любой предмет общеобразовательной школы они все равно изучают с позиции творчества. Литературу – как филологи. ОБЖ – как будущие специалисты по спасению жизни, как МЧС. Это та субъективная добавка, то увлечение и работа воображения, чтобы каждый предмет они усваивали с точки зрения актера.

 

Актер - всегда актер. Это всегда выполнение правильных действий. Играть – это выполнять правильные действия, соответствующие предлагаем обстоятельствам и характерам персонажей.

 

Если актер не волнуется – это не его деятельность.

 

Другое дело уметь управлять этим волнением. Эмоции могут захлестнуть, ввести в состояние ступора. Управлять собой – это сложный процесс. Сложнейший. Нам кажется, что мы можем, а до конца жизни многие не справляются со своими эмоциональными проблемами.

 

Молодежь мало читает. Практически – не читает. Путают эмоции: не знают, что такое радоваться, печалиться. Не понимают, как это происходит. Не понимают глубины, смысла этой профессии.

 

Сейчас у каждого есть гаджет, и каждый может стать героем какой-нибудь телевизионной программки. Дети чешут глотки без остановки. Отменить это нельзя, но пусть снимают что-то осмысленное. Они должны начинать заниматься физическими упражнениями. Я не говорю о спорте. Но они многие в свои 15-16 лет желеобразные.

 

Я бы посоветовал родителям смотреть за своими детьми. Как они выглядят. Если они упустят этот момент развития, когда организм быстро все принимает и осваивается, дальше вывести их из этого состояния будет очень трудно. Закончив институт, возиться с ними никто не будет.

 

Окончили институт и вас приглашают на прослушивание в театр. У нас около пяти вузов, не считая платных, готовят актеров театра. Не попали с первого раза, предлагают прийти в следующий. Не получилось со второго, с вами общение прекращают. Это безжалостная профессия. Осознание этой профессии – все время конкуренция. Это постоянная борьба. И ты настолько хорош, насколько хороша твоя последняя работа.

 

У 80-89 % ребят дефекты речи. Меня поразила одна девочка, которая вместо «вэ» произносила «эль». Я спросил, почему этот детский порок не был исправлен в свое время. Она ответила, что ее мама считает, что это мило!

 

Почему мы носимся по стране, изучая и волнуясь больше, чем эти ребята? Для них это экзамен жизни. А для нас кровная заинтересованность в том, чтобы были талантливые студенты. Если таких не будет, мы не будем брать неталантливых. Нам нужны такие, которые пойдут за нами, и будут продолжать нашу деятельность.

 

Поэтому удивляются: почему у нас нет артистов? Кто в кино снимается? Что за театры такие ужасные? Центр и царь сцены – это артист! Его личность. Поэтому в себе нужно воспитывать сознание, волю, самостоятельность, желание. Ставить большие задачи, а не на уровне аниматоров.

 

Мы в волнении из-за нашего пока общего несовершенства.

 

У нас учатся по программе, которой нет даже в высших учебных заведениях. Те программы были написаны в 70-х годах. И не менялись. А программы обучения на киноартиста нет вообще! А ведь это совсем другая деятельность. Отдельная. Взять мизансцену. Я попрошу вас пройти – это мизансцена. А в кино есть крупный план. И взгляд с одного глаза на другой – уже мизансцена. В театре это более искусная техника. Более тонкая.

 

Программу нужно пересматривать. Многие институты боятся брать наших выпускников. Потому что у нас 3 года и 8 месяцев они учились по программе высшей школы. Они уже обучены. Но диплом у них о средне-специальном образовании. А кто-нибудь вообще смотрит в диплом артиста? Есть разница, какое у него образование?

 

Я хочу понять, в чем же отличие? Мы тратим столько времени! В чем отличие наших выпускников от институтских? Может, нам их надо чуть-чуть «недоделывать»? «Недоделываем»: чуть-чуть позанимаемся упражненьицами, чуть-чуть попоем, потанцуем. И - в институт! Там играйте! Там вас научат! Коллапс! Всему надо учить одновременно!

 

ДЛЯ ПОБЕДЫ НУЖНА АТАКА

 

Эта деятельность не передается он-лайн. Вы в курсе? Он-лайн научить стать артистом нельзя. Попробуйте! Это практическая деятельность.

 

У Олега Табакова спросили: «А как вы учили?» «С показа!» С показа! С режиссерского, эмоционального показа. Фактическое сопровождение. Штурман и гонщик в одной машине! Близко! Рядом! Ты чувствуешь мои желания и стремления, я чувствую твои. Вот почему эта деятельность индивидуальна.

 

Не может быть много артистов. В среднем набор 23-24 человека. Во все творческие вузы. Посмотрите статистику, сколько из них становятся артистами. В лучшем случае – 20 %. У Табакова очень много студентов, которые стали зарабатывать этой профессией. Он был уникальным учителем. Потому что это был подход индивидуальный. Близкий. Поэтому его студенты занимают сейчас ведущие позиции.

 

Как увеличить это число? Это мечта всех – чтобы 23 набрали, и 23 талантливых человека выпустили. Но такого не бывает. Но те, кто не стали артистами, успешны в другом. Практически нет потерявшихся. За небольшим исключением тех, у кого воли не было.

 

С уходом Олега Павловича Табакова изменилось многое. Мы другие. Но мы продолжаем его дело. Это наша задача. Изменился педагогический состав. Мы относимся к этому очень внимательно. Продолжать дело учителя – это большая ответственность. Мы взрослые и самостоятельные. И мы будем делать все, чтобы не подвести, не запятнать имя нашего Великого Учителя.

 

Артисты не появляются как грибы. Самородков – единицы. Как И. Смоктуновский. Не учившийся нигде. Приехал непонятный, со своей историей, со своей жизнью, и немножко перевернул театральный мир.

 

В остальном - это постоянный труд. Мы идем вперед. И будем идти. Для победы нужна атака.

 

КАК Я СТАЛ АРТИСТОМ

 

В моем случае разговора о таланте не шло. Я попал по недобору мальчиков в Новосибирское театральное училище. Я был полон желаний, стремлений, но абсолютно не оснащенный, чуть-чуть придурковатый человек из Новокузнецка. Я очень хорошо играл на гитаре блатные песни. У меня был рандолевый зуб. И прическа, как у Михаила Сергеевича Боярского.

 

Когда я приехал, сидел еще один парень. Тоже великовозрастный. И вот мы гадали – пригласят или нет. И нас пригласили на прослушивание. И когда я начал читать: «Мой дядя самых честных правил…», у меня засиял этот зуб и несколько человек просто оторопели…

 

А дальше… Очень стремительная эволюция. Я попал в эту атмосферу. Я услышал педагогов. У нас были замечательные педагоги, которые приветствовали нашу самостоятельность. Я стал делать первые шаги. И вдруг понимаю, что мне это нравится! Этот процесс Станиславский охарактеризовал так: «Увлечься, почувствовать, захотеть».


Видите, какая цель? Не наоборот! Я понял, что полностью увлечен. Я начала чувствовать это и я очень этого хочу!

 

Дисциплина в театре – это его основа. Включая эмоциональную дисциплину. Когда работаешь с эмоциями людей, ты их расшатываешь. Артисты очень возбудимы. Это их профессиональное качество. У нас другая деятельность. Мы должны вас развеселить, заставить плакать, радоваться. Наши нервы расшатаны и нужно знать, когда их попридержать. Это огромный, тяжелый труд.

 

Великий наш актер Михаил Александрович Чехов когда уехал в Америку, он там организовал студию. В деревне! На природе! Набрал артистов. Прошла неделя другая… А что мы здесь делаем? Где зрители-то? Театр не может быть в деревне. Театр – это города! Театр должен участвовать в жизни города. Или не так?

 

Нам бы очень хотелось вернуться в Калининград через год и посмотреть, есть ли какое-то движение. Или нам не надо больше сюда ездить. Не надо требушить людей. «Мы здесь другим занимаемся. Янтарь ловим! Некогда нам! Мы ночами ловим янтарь!»

 

Что тоже очень интересно, я вам скажу. И я ловил! Два года назад после шторма. Я видел по телевизору людей на берегу с лопатами. И меня повезли. Дали специальный фонарь, я вошел в воду и в свете ультрафиолета я увидел голубое свечение. Камешки янтаря!

 

 

  

Записала

Майя БЛИНОВА,

Caravan.su

211

Популярное

Вера ТАРИВЕРДИЕВА: «Директором Собора могут быть многие. Женой своего мужа - только я»
О новой должности, о Соборе и откровенном разговоре с губернатором Антоном Алихановым.
Дмитрий ЕРМАКОВ, зав. отделением колопроктологии: «Я знал, что еду покорять целину»
Эксклюзивное интервью заведующего новым отделением колопроктологии ЦГКБ (Многопрофильная больница) Дмитрия Ермакова.
Экс-мэр Юрий САВЕНКО о почетных гражданах и первых шагах в новой должности
«Город не обеднеет от доплат почетным гражданам города - ветеранам войны»