Залина ИБРАГИМОВА, глава областного Агентства по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года

Залина ИБРАГИМОВА: «Как чемпионат мира по футболу меняет облик Калининграда»

01 Ноября 2016 08:29
Калининградский проект существенно поменялся со времен презентации его в заявочной книге. Вместимость стадиона уменьшилась с 45 до 35 тыс. зрителей на период проведения турнира и до 25 тыс. в режиме «Наследие». Изменилась его стоимость. Но сегодня всем понятно, что это те самые перемены, которые к лучшему. Это будет трехъярусный стадион, оснащенный суперсовременными системами безопасности и видеонаблюдения. Об истории проекта, ходе строительства стадиона и развитии инфраструктуры города мы беседуем с Залиной Ибрагимовой, главой областного Агентства по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года.

- Залина, вы начали свою работу в министерстве развития инфраструктуры Калининградской области в 2012 году. Тогда же формировалась Заявочная книга ЧМ-2018. Технико-экономические показатели стадиона очень изменились с тех пор. Что осталось неизменным и почему?

- Неизменным осталось место расположения стадиона в городской среде. И именно в этом очень большая ценность его для города и уникальность в сравнении со многими другими стадионами принимающих городов. На этапе формирования Заявочной книги появилось решение, что стадион будет построен на острове Октябрьский. Это центральная часть города, и такое размещение подразумевало очень интересный проект с хорошим инвестиционным потенциалом. Освоение территорий, ранее непригодных для строительства, давало замечательную возможность улучшить и усовершенствовать инфраструктуру города.

Таким образом, стадион становился частью центральной доминанты Калининграда. Место строительства было закреплено в Программе подготовки чемпионата мира по футболу, утвержденной Правительством РФ уже в 2013 году. В соответствии с ней мы начали проектировать стадион. К концу 2014 года было принято решение о снижении вместимости стадиона с 45 тыс. зрительных мест до 35 тыс. В постановление Правительства РФ были внесены соответствующие поправки. С этого начались изменения, которые привели к новой разработке проекта.


- Почему проект был разработан заново?

- На этапе выхода проекта из экспертизы компания «Мостовик», как известно, стала банкротом, и возникли большие трудности по взаимодействию всех заинтересованных сторон и реализации проекта в дальнейшем.

Также необходимо отметить, что изначальный проект стадиона был очень сложен. Он не только был больше по вместимости, но и предусматривал раздвижную крышу, площадки для ледовых, водных и игровых видов спорта, а также зал для единоборств. Строительство сооружения такого объема на зыбких грунтах острова в перспективе привело бы к серьезному удорожанию строительства.

Таким образом, появились совершенно определенные риски невыполнения планов, и было принято решение оптимизировать этот проект. Просто оптимизировать его на основе первоначального варианта не представлялось возможным. В результате мы были вынуждены заново разработать проект. Распоряжением правительства было принято решение о выборе нового проектировщика, которым стала компания «Крокус». Новый проектировщик решил, что разработать новый проект будет легче, чем переделывать и лицензировать старый.

Проект был разработан и успешно прошел экспертизу в 2015 году. Генеральным подрядчиком Crocus International были оперативно спланированы все этапы строительства, что позволило обеспечить начало подготовительных работ уже в сентябре прошлого года. Особо хочу отметить уникальное, очень прагматичное и конструктивное решение по технологии быстровозводимого стадиона из металлоконструкций, которое оказало существенное влияние на сроки строительства. Этот фактор придает нам уверенности в том, строительство будет завершено в намеченные сроки.

- Видимо, и будущие эксплуатационные расходы на содержание стадиона тоже оптимизировались в связи с новым проектом?

- Безусловно. Содержать его городу будет гораздо проще, чем сорокапятитысячник. Хочу отметить, что этот проект учитывает все необходимые требования по наследию, которые есть у Калининграда. То есть мы понимаем, что это будет клубный стадион, а также думаем о том, под какие проекты еще его можно будет задействовать и что еще там можно будет разместить. Согласно сегодняшним планам, в будущем стадион будет привязан к футбольному клубу «Балтика», а также там будут детско-юношеские футбольные школы и центр подготовки и проведения спортивных мероприятий.

И еще, что немаловажно - несмотря на то что центральное место и в проекте, и для развития центральной части города занимает строительство стадиона, нельзя забывать, что чемпионат мира сам по себе дает уникальную возможность для города-организатора построить всю необходимую инфраструктуру не за 10 лет, а за максимально короткий срок. Причем это очень большие, не побоюсь этого слова, колоссальные проекты!

- Транспортная инфраструктура входит в эти колоссальные проекты? Что является вторым основным объектом после стадиона?

- Конечно, аэропорт. В настоящий момент там ведутся строительно-монтажные работы, и в середине следующего года все работы в аэровокзальной части аэропорта завершатся. Это будет новый аэропорт, отвечающий абсолютно всем требованиям современных стандартов. Кроме того, в настоящее время «Росавиация» строит новую взлетно-посадочную полосу, которая будет сдана в эксплуатацию одновременно со зданием, в середине 2017 го.

Остался год, и мы прилагаем все усилия для того, чтобы все работы шли по графику. Постоянно функционирует специальная рабочая группа. На регулярной основе проходят совместные совещания с участием всех заинтересованных сторон, на которых оценивается прогресс проекта. Сами ездим на стройку, а также регулярно, как минимум раз в месяц, приезжают федеральные представители. Контроль за строительством очень плотный.

- В чем основные сложности на данном участке?

- Особенно сложным здесь является сам проектный процесс. Для того, чтобы обеспечить необходимую пропускную способность аэропорта, нужно осуществить огромный объем работ, и мы постоянно думаем о том, сколько мы сможем принять пассажиров, хватит ли нам этих мощностей и средств. Ведь если строительство аэродромной части ведется за счет федерального бюджета, без единой копейки регионального, то строительство аэровокзальной ведет инвестор за собственные инвестиционные средства.

И вот если мы сможем обеспечить бесперебойность процесса взаимодействия между нами как главным координатором программы на местном уровне, министерством спорта на федеральном уровне и инвестором - тогда проблем не будет. Инвестор прекрасно понимает, что это за объект, для чего он нужен и на каком высоком уровне контролируется. Поэтому он всячески готов к взаимодействию и находится в прямом контакте с нами. Мы со своей стороны очень стараемся поддерживать процесс взаимодействия на должном уровне, и на сегодня у нас нет абсолютно никаких сомнений ни в одном звене этой цепи. Все необходимые договоренности достигнуты.


- На что именно инвестор сделал ставку по возврату инвестиций и прибыльности проекта?

- Мы планируем в дальнейшем создать в аэропорте «Храброво» большой хаб, с помощью которого международные рейсы непосредственно связывали бы Европу с Москвой и другими российскими городами. Его первоочередная задача, из которой и складывается самая большая инвестиционная привлекательность этого проекта, в том, что этот хаб удешевит полеты в Европу для россиян. Мы уже делаем предварительные шаги в эту сторону. Совместно с правительством области уже проводились переговоры по внутренним перевозкам из Калининграда в Казань. Но в рамках подготовки к ЧМ 2018 самая главная задача для нас - обеспечить максимальную пропускную способность аэропорта, которая была заявлена, - 1950 пассажиров в час в режиме пиковой нагрузки и 1000 в обычном.

- Что сейчас происходит на новых осваиваемых территориях в контексте развития транспортной инфраструктуры?

- Площадь всей территории, которую планируется освоить, - около 200 гектаров. До сегодняшнего момента она вообще никогда и никем не осваивалась. Сейчас ведутся подготовительные работы на более чем 68 гектарах - консолидация территорий и инженерная подготовка: все внутренние и внешние инженерные сети к стадиону и остальной территории, предназначенной под использование в инвестиционных проектах.

После 2018 года это будет площадка для строительства любых жилых и коммерческих объектов с готовой инженерной инфраструктурой и полной транспортной доступностью. Недавно введены в эксплуатацию съезды с обеих сторон с существующей эстакады. Уже состоялись конкурсные процедуры для первого этапа реконструкции Солнечного бульвара, в дальнейшем там планируется пешеходный маршрут: часть улицы будет проезжей, а после эстакады будет пешеходная зона. У нас в городе таких зон практически нет, поэтому сейчас мы пытаемся создать их максимально возможное количество. Более того, на новых территориях будет не только жилая и деловая застройка, но и большое количество парков и скверов, таким образом, создается настоящая рекреационная зона в центре Калининграда. Кроме этого, планируется строительство Парадной набережной - прямо сейчас ведутся работы по берегоукреплению.

Это еще один наш сложный и уникальный объект. Мы хотим создать культовое прогулочное место, чтобы люди там собирались, настоящее место притяжения для горожан и гостей Калининграда. Изначально губернатором была поставлена задача - проанализировать всевозможные мировые практики по строительству набережных и использовать лучшие из них.

Именно поэтому это уникальный проект, который содержит достаточно много интересных технических и архитектурных решений. Планируется также, что большая часть транспорта будет идти по обновленной Восточной эстакаде, что разгрузит потоки в центре города. Что касается пешеходных потоков, то они будут направляться через Деревянный мост, который будет реконструирован, и мост Высокий, который тоже связывает остров Октябрьский с основной частью города.

- Как жители города реагируют на неудобства от соседства с большой футбольной стройкой?

- При реализации таких крупномасштабных инфраструктурных проектов со стороны жителей зачастую высказывается определенное недовольство, связанное с глобальной стройкой. Но мы постоянно проводим социологические исследования и видим, как с течением времени постоянно на 5-10% увеличивается количество жителей Калининградской области, которые положительно относятся к проведению ЧМ 2018. Согласно последнему исследованию, более 70% жителей региона рады, что город примет матчи чемпионата. Хочу отметить, что представители FIFA очень хвалили нас за эту практику и даже рекомендовали другим городам-организаторам взять ее на вооружение.

- Какие изменения коснутся транспортной инфраструктуры города и кто в ответе за схемы управления транспортными потоками?

- Мы планируем обновлять парк городского общественного транспорта и увеличить его на 140 единиц. Закупки уже начались. Есть своя собственная схема управления перевозками и транспортно-логистическая схема, как и у любого субъекта, участвующего в чемпионате мира в качестве организатора. Для нас и для Волгограда эти схемы разработало специальное проектное подразделение Высшей школы экономики.

- Что вы считаете основным плюсом для города в связи с проведением чемпионата?

- Еще раз хочу подчеркнуть: основной плюс в том, что месторасположение стадиона осталось неизменным. Если бы не было принято решение о строительстве стадиона на острове Октябрьский, мы не получили бы 200 гектаров абсолютно новой площади с готовой инфраструктурой для застройки в центре города. Этот район был бы по-прежнему пустынным и депрессивным, там нельзя было бы ничего возвести и построить, не было бы инвестиций, не создавались бы новые рабочие места. Именно в этом действительная уникальность и важность этого проекта. Другие города строят свои стадионы за пределами центра, а мы построили его непосредственно в самом центре Калининграда с его пешеходной доступностью и расширенными рекреационными зонами.

Беседовала Мария ГРИШКО

Источник: sportengineering.ru


333

Популярное

Экс-мэр Юрий САВЕНКО о почетных гражданах и первых шагах в новой должности
«Город не обеднеет от доплат почетным гражданам города - ветеранам войны»
Алексей ЗАЛИВАТСКИЙ. Залихватские игры главы Янтарного
Глава курортного округа рассказал, почему продал администрацию и за что ему воткнули «голубой флаг».
Георгий БООС: «Я из власти ушел красиво, чисто»
Я в политике 15 лет. Я в 1995-м пришел и в 2010-м ушел. Поэтому знаю, как зайки прыгают и понимаю, что стоит за кадром.